Решение о признании решения Комитета по социальной защите населения незаконным



Дело Номер обезличен

Решение

Именем Российской Федерации

г.Сольцы 16 февраля 2011 года

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Навойчик М.Н.,

с участием заявителя Черкаевой А.Ф.,

представителя заинтересованного лица Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района Архиповой Л.В.,

при секретаре Лаптевой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Черкаевой А.Ф. об оспаривании решения Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района об отказе в назначении ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребенка,

установил:

Черкаева А.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что 23 декабря 2010 года она установила попечительство над несовершеннолетней внучкой Ч.А.Н., Дата обезличена года рождения, в связи с непроживанием совместно с дочерью ее матери, Ч.О.Н., выехавшей в неизвестном направлении. Внучка находится на полном ее обеспечении. В связи с этим 28 января 2011 года она обратилась в Комитет по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района (далее - Комитет) с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка. Решением Комитета от 02 февраля 2011 года в назначении такого пособия ей было отказано по причине отсутствия в представленных документах справки о доходах матери ребенка Ч.О.Н. Считает, что указанным решением Комитета нарушены ее права и права ее несовершеннолетней внучки, в связи с чем в целях восстановления нарушенных прав просила суд обязать Комитет назначить ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка.

В судебном заседании заявитель Черкаева А.Ф. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и дополнительно суду пояснила, что мать девочки Ч.О.Н. действительно зарегистрирована по месту жительства вместе с ними по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ..., однако с ноября 2010 года фактически не проживает, выехала в неизвестном направлении, о ее месте нахождения в настоящее время ей ничего не известно. Материально ребенку никак не помогает, совместное хозяйство не ведет... В связи с ее отсутствием на ребенка было оформлено попечительство. В настоящее время они проживают с внучкой вдвоем на ее (заявителя) пенсию, которая составляет ... рублей в месяц. Алименты на содержание ребенка с Ч.О.Н. не взыскивались. Считает, что Комитет неправомерно отказал ей в назначении ежемесячного пособия на ребенка, поскольку мать девочки с нею не проживает, не является членом их семьи, алименты с нее не взыскивались, установить ее место нахождения и получить сведения о доходах в настоящее время не представляется возможным. Планирует в дальнейшем объявить мать ребенка в розыск. Ранее, когда мать проживала с ребенком, она получала такое же пособие.

Представитель заинтересованного лица Архипова Л.В. против заявленных требований возражает, пояснив, что действительно 28 января 2011 года Черкаева А.Ф. обратилась в Комитет с заявлением о назначении ежемесячного пособия на несовершеннолетнюю внучку Ч.А.Н., Дата обезличена года рождения. 02 февраля 2011 года Комитетом было вынесено решение об отказе в назначении такого пособия в связи с отсутствием в перечне представленных заявителем документов справки о доходах (алиментах) матери ребенка за расчетный период - три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, поскольку в соответствии с нормами Областного закона «О пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» исчисление величины среднедушевого дохода семьи для назначения пособия производится на основании документов о составе и доходах семьи. Поскольку мать девочки Ч.О.Н. зарегистрирована вместе с ребенком, к заявлению о назначении пособия должен быть приложен документ о ее доходах, либо сведения о размере алиментов на ребенка, начисленных или взысканных, так как без этих документов невозможно исчислить среднедушевой доход, а соответственно назначить выплату пособия.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, приходит к следующему.

Согласно ст.ст.3, 16 Федерального закона №81-ФЗ от 19 мая 1995 года (в редакции от 24 июля 2009 года) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий. Размер, порядок назначения, индексация и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.26.3.1 Федерального закона №184-ФЗ от 06 октября 1999 года (в редакции от 28 декабря 2010 года) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ч.1 ст.3 Областного закона Новгородской области №451-ОЗ от 23 декабря 2008 года (в редакции от 02 февраля 2009 года) «О пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Новгородской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» (далее - Областной закон) право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в Новгородской области, установленную в соответствии с действующим законодательством на момент обращения.

В соответствии с копией паспорта л.д.6) Ч.А.Н. родилась Дата обезличена года в ....

Из справки л.д.12) следует, что несовершеннолетняя Ч.А.Н. является ученицей10-го класса средней школы Номер обезличен ....

Согласно постановлению Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Номер обезличен от 23 декабря 2010 года л.д.9) попечителем несовершеннолетней Ч.А.Н., Дата обезличена года рождения, назначена Черкаева А.Ф..

Таким образом, суд приходит к выводу, что Черкаева А.Ф. относится к категории лиц, имеющих право на обращение с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка. Данное право никем не оспаривается, а потому не подлежит дальнейшему доказыванию.

В соответствии со ст.6 Областного закона для назначения ежемесячного пособия на ребенка лицо, обратившееся за пособием, представляет: заявление в письменной форме о назначении ежемесячного пособия на ребенка; подлинник или копию свидетельства о рождении ребенка; справку о составе семьи; справку о прохождении обучения в общеобразовательном учреждении - для ребенка (детей) в возрасте от шестнадцати лет и старше; документы о доходах членов семьи ребенка, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, за расчетный период - три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка. Доходы от предпринимательской деятельности учитываются путем представления копии декларации, подаваемой гражданином в налоговые органы; подлинник или копию документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство, подлинник или копию удостоверения беженца - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Новгородской области, а также для беженцев; подлинник или копию разрешения на временное проживание - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Новгородской области, и подлежащих обязательному социальному страхованию.

В судебном заседании установлено, что 28 января 2011 года Черкаева А.Ф. обратилась в Комитет с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка - Ч.А.Н. л.д.8). Решением Комитета Номер обезличен от 02 февраля 2011 года л.д.7) в назначении такого пособия заявителю отказано по причине отсутствия в перечне представленных документов справки о доходах (алиментах) члена их семьи - матери ребенка, Ч.О.Н.

Вместе с тем, из постановления Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области №2616 от 22 декабря 2009 года «Об утверждении Положения о предоставлении социальной поддержки малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на территории района» установлено, что величина прожиточного минимума семьи определяется путем деления суммы величин прожиточных минимумов членов семьи, отнесенных к соответствующим социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), на число членов семьи. При расчете среднедушевого дохода семьи в ее состав включаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Под ведением совместного хозяйства понимаются работы по обустройству быта, домашней жизни семьи, то есть работы по дому. При совместном проживании членов семьи подразумевается, что все они ведут общее хозяйство.

Лица, проживающие по одному адресу, признаются ведущими раздельное хозяйство при наличии у них раздельных лицевых счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг либо на основании письменного заявления о раздельном ведении хозяйства и акта обследования на дому, проведенного работниками Учреждения, подтверждающего факт ведения раздельного хозяйства.

Таким образом, заинтересованное лицо своим нормативным актом закрепило понятие члена семьи, определение среднедушевого дохода.

Из справки Администрации Солецкого городского поселения Номер обезличен от 18 января 2011 года л.д.13) усматривается, что Черкаева А.Ф., проживающая по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ..., имеет следующий состав семьи: дочь Ч.О.Н., Дата обезличена года рождения, внучка Ч.А.Н., Дата обезличена года рождения.

Согласно постановлению Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области л.д.9) Черкаева А.Ф. назначена попечителем несовершеннолетней Ч.А.Н. в связи с тем, что одинокая мать несовершеннолетней совместно с дочерью не проживает.

В соответствии со справкой Комитета образования, молодежной политики и спорта Администрации Солецкого муниципального района от 25 января 2011 года л.д.10) Черкаева А.Ф. денежные средства на содержание подопечной Ч.А.Н. не получает.

Как следует из пояснения заявительницы, мать несовершеннолетнего ребенка с ними не проживает, совместного хозяйства не ведет, материально ребенка не содержит, местонахождение ее неизвестно, получение от нее каких-либо сведений о доходах, невозможно. Данный факт представителями заинтересованного лица не проверялся, какой-либо акт обследования не составлялся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ч.О.Н., являющаяся матерью несовершеннолетней Ч.А.Н., не ведет совместное хозяйство с заявителем и несовершеннолетней дочерью, соответственно не является членом их семьи, место ее нахождения в настоящее время неизвестно, а потому решение Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об отказе Черкаевой А.Ф. в назначении ежемесячного пособия на ребенка Ч.А.Н. по причине отсутствия в перечне представленных документов справки о доходах Ч.О.Н. незаконно, нарушает права заявителя.

Доводы представителя заинтересованного лица о невозможности рассчитать среднедушевой доход на членов семьи по причине отсутствии справки о начисленных алиментах на ребенка, также несостоятелен, так как алименты на ребенка с ее матери попечителем не взыскивались.

Как следует из смысла указанных статей, справка о доходах члена семьи, в том числе и справка о сумме взысканных алиментов, является основанием для правильного исчисления среднедушевого дохода, ее отсутствие по вышеуказанным причинам не может служить основанием для отказа в начислении ежемесячного пособия.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Так как решение состоялось в пользу заявителя, то в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области надлежит взыскать в пользу заявителя расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.11, 56, 198, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Черкаевой А.Ф. об оспаривании решения Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района об отказе в назначении ежемесячного пособия на несовершеннолетнего ребенка удовлетворить.

Признать решение Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Номер обезличен от 02 февраля 2011 года об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка Черкаевой А.Ф., незаконным.

Обязать Комитет по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области разрешить вопрос о назначении ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Комитета по социальной защите населения Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области в пользу Черкаевой А.Ф. судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней, начиная с 18 февраля 2011 года со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий М.Н.Навойчик