Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
г. Сольцы 18 февраля 2011 года
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Хышова В.П.,
представителей ответчиков Администрации Солецкого муниципального района Р.Е.Н., МУК «Центр культуры и досуга» К.Т.М.,
представителя третьего лица Отдела государственного пожарного надзора по Солецкому и Шимскому районам Т.И.Ю.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области к Администрации Солецкого муниципального района, муниципальному учреждению культуры «Центр культуры и досуга» о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к Администрации Солецкого муниципального района, муниципальному учреждению культуры «Центр культуры и досуга» о возложении обязанности оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. В обоснование заявленных требований указал, что в декабре 2010 года сотрудниками Отдела государственного пожарного надзора по Солецкому и Шимскому районам проведена проверка противопожарного состояния МУК «Центр культуры и досуга». В ходе проверки установлено, что помещение филиала МУК «Центр культуры и досуга» Заборовского сельского Дома культуры, в нарушение требований Правил пожарной безопасности, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. По результатам проведения проверки 17 декабря 2010 года составлен акт, 20 декабря 2010 года выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Аналогичные предписания были выданы директору МУК «Центр культуры и досуга» по результатам проверки в декабре 2008 и декабре 2009 года. Однако до настоящего времени ни одно из предписаний не выполнено. Здание Заборовского сельского Дома культуры сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре не оборудовано, что создает реальную угрозу возникновения пожара и причинения вреда жизни и здоровью как сотрудников Дома культуры, так и лиц, его посещающих.
В судебном заседании представитель истца Хышов В.П. поддержал требования, указанные в заявлении, дополнив их тем, что просит установить ответчикам срок для исполнения обязательств до 01 июля 2011 года.
Представитель ответчика Администрации Солецкого муниципального района Р.Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленный иск в судебном заседании признала и пояснила, что Администрация района в течение нескольких лет принимает необходимые меры и изыскивает возможности для выполнения предписаний по установке автономной пожарной сигнализации, однако финансирование конкретно этого направления ограничено. В настоящее время смета для установки пожарной сигнализации в филиале МУК «Центр культуры и досуга» Заборовском сельском Доме культуры составлена, ее установка планируется во втором квартале 2011 года.
Представитель ответчика МУК «Центр культуры и досуга» К.Т.М. заявленные прокурором требования признала и пояснила, что действительно помещение филиала сигнализацией не оборудовано. Источники финансирования у филиала только бюджетные, внебюджетные средства очень малы. В настоящее время смета для установки пожарной сигнализации в клубе дер. Б.Заборовье составлена.
Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора по Солецкому и Шимскому районам Т.И.Ю. иск поддержал и суду пояснил, что действительно в декабре 2008, 2009 и 2010 годов на МУК «Центр культуры и досуга» составлялись акты и выдавались предписания на установку в здании филиала Центра в д.Большое Заборовье автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. До настоящего времени помещение филиала сигнализацией не оборудовано.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно положениям п.9 обязательной таблицы №1 Норм пожарной безопасности (НПБ 110-03 и НПБ 104-03), утвержденным приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ) №315 от 18 июня 2003 года и №323 от 20 июня 2003 года, зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 27 июня 2003 года за №4836 и №4837, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (с последующими изменениями), помещения общественного назначения, положениям п.30 обязательной таблицы №3 тех же Норм - здания культурно-зрелищного назначения, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.
В соответствии с п.3 Положения Заборовского сельского клуба л.д.19-22) основными видами деятельности клуба являются: культурно-досуговая деятельность и развитие народного творчества, организация концертной деятельности, организация выставок-продаж, фестивалей, конкурсов, смотров, утренников для детей, танцевальных программ, вечеров, праздников народного и светского календаря, праздников деревни и др., то есть здание Клуба относится к зданиям культурно-зрелищного назначения и подлежит оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации.
Из материалов дела, а именно из актов обследования №64 от 29 декабря 2009 года л.д.25) и №66 от 17 декабря 2010 года л.д.28) следует, что обследованием противопожарного состояния филиала МУК «Центр культуры и досуга» Заборовского сельского Дома культуры выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе в связи с отсутствием автоматической системы пожарной безопасности. По результатам проверок вынесены предписания директору МУК «Центр культуры и досуга» об устранении нарушений зафиксированных в актах обследований, включая установку автоматической пожарной сигнализации. До настоящего времени предписания не исполнены.
Факт нарушений противопожарной безопасности не оспаривается никем из участников процесса.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре при возникновении такового может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью работников сельского Дома культуры, а также иных лиц, посещающих указанное учреждение, и гибель людей, что недопустимо.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами (п.п.1,4). При этом, в соответствии с п.10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
МУК «Центр культуры и досуга» является муниципальным учреждением и юридическим лицом, действует на основании Устава л.д.5-15), утвержденного постановлением Администрации Солецкого муниципального района №264 от 24 марта 2006 года, владеет и пользуется имуществом на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества и финансовых средств Центра являются: бюджетные ассигнования и иные поступления от учредителя, предпринимательская и иная приносящая доход деятельность, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы от платных форм культурно-досуговой и творческой деятельности, доходы, полученные от реализации работ, услуг, продукции и др. Центр может создавать свои филиалы на территории Солецкого муниципального района по согласованию с Учредителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно копии приказа Отдела по культуре Администрации Солецкого муниципального района №35-о.д. от 24 марта 2006 года л.д.16) Заборовский сельский Дом культуры реорганизован в форме присоединения к МУК «Центр культуры и досуга» с 03 апреля 2006 года. Его имущество в соответствии с копией распоряжения Администрации Солецкого муниципального района №876-рг от 08 августа 2006 года передано в оперативное управление МУК «Центр культуры и досуга».
Согласно ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Таким образом, на руководителе МУК «Центр культуры и досуга» лежит обязанность осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности в филиале МУК «Центр культуры и досуга» Заборовский сельский клуб, выполнять предписания государственного пожарного инспектора.
Статья 63 Федерального закона РФ №1550-1 от 06 июля 1991 года (с изменениями от 26 июня 2007 года) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусматривает, что в области социально-культурного обслуживания населения районная администрация осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение.
Как следует из представленных материалов, Учредителем МУК «Центр культуры и досуга» является Администрация Солецкого муниципального района.
В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Принимая во внимание, что основным источником дохода МУК «Центр культуры и досуга», его филиала являются бюджетные средства, в случае недостаточности средств, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности по установке автоматической противопожарной системы, ответственность на предоставление недостающих средств должна быть возложена на Администрацию Солецкого муниципального района, если указанные действия не могут быть совершены только МУК «Центр культуры и досуга» и его филиалом.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать муниципальное учреждение культуры «Центр культуры и досуга» оборудовать помещение филиала муниципального учреждения культуры «Центр культуры и досуга» Заборовского сельского клуба, расположенное по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д.Большое Заборовье, ..., автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре в срок до 01 июля 2011 года.
В случае отсутствия или недостаточности средств, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности по установке автоматической противопожарной системы и системы оповещения людей о пожаре привлечь к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда в полном объеме или недостающей части денежных средств Администрацию Солецкого муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней, начиная с 21 февраля 2011 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.Н.Навойчик