Дело №2-140/2011
Решение
Именем Российской Федерации
г. Сольцы 21 февраля 2011 года
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселева Д.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Ёлкина Д.А..,
представителей ответчиков Администрации Солецкого муниципального района Р. МУК «Центр культуры и досуга» Т. действующих по доверенностям
при секретаре Поблагуевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области к Администрации Солецкого муниципального района, муниципальному учреждению культуры «Центр культуры и досуга» о понуждении оборудовании здания ... сельского Дома культуры автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре в определенный срок,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к Администрации Солецкого муниципального района, муниципальному учреждению культуры «Центр культуры и досуга» о возложении обязанности оборудования здания ... сельского Дома культуры, расположенного по адресу: ... автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. В обоснование заявленных требований указал, что в декабре 2010 года сотрудниками Отдела государственного пожарного надзора по Солецкому и Шимскому районам проведена проверка противопожарного состояния МУК «Центр культуры и досуга». В ходе проверки установлено, что здание ... сельского Дома культуры, являющегося филиалом МУК «Центр культуры и досуга», в нарушение требований Правил пожарной безопасности, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. По результатам проведения проверки 17 декабря 2010 года составлен акт, 20 декабря 2010 года выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Аналогичные предписания были выданы директору МУК «Центр культуры и досуга» по результатам проверки в декабре 2008 и декабре 2009 года. Однако до настоящего времени ни одно из предписаний не выполнено, здание ... сельского Дома культуры сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре не оборудовано, что создает реальную угрозу возникновения пожара и причинения вреда жизни и здоровью как сотрудников Дома культуры, так и лиц, его посещающих.
В судебном заседании представитель истца Ёлкин Д.А. поддержал требования, указанные в заявлении, дополнив их тем, что просит установить ответчикам срок для исполнения обязательств до 01 июля 2011 года.
Представитель ответчика Администрации Солецкого муниципального района Р. действующая на основании доверенности, заявленный иск в судебном заседании признала и пояснила, что Администрация района в течение нескольких лет принимает необходимые меры и изыскивает возможности для выполнения предписаний по установке автономной пожарной сигнализации, однако финансирование конкретно этого направления ограничено. В настоящее время смета для установки пожарной сигнализации в филиале МУК «Центр культуры и досуга» ... сельском Доме культуры составляется, ее установка будет начата в ближайшее время и в срок до 01 июля 2011года сигнализация будет установлена.
Представитель ответчика МУК «Центр культуры и досуга» Т. заявленные прокурором требования признал и пояснил, что действительно помещение филиала сигнализацией не оборудовано. Источники финансирования у филиала только бюджетные, внебюджетные средства очень малы. В настоящее время смета для установки пожарной сигнализации составляется. В срок до 01 июля 2011года пожарная сигнализация будет установлена.
Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора по Солецкому и Шимскому районам Т. будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился о причинах неявки суд не известил в связи с чем суд признает его отсутствие в судебном заседании неуважительным, и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п. 30 обязательной таблицы №3 приложения к Нормам пожарной безопасности №110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315, здания культурно-зрелищного назначения, к каковым, исходя из целей и видов деятельности учреждения следует отнести здание Ситненского сельского Дома культуры, подлежат оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации.
Оборудование здания ... сельского Дома культуры системой оповещения о пожаре предусмотрено п. 9 таблицы №2 приложения к Нормам пожарной безопасности №104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденным приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года №323.
В соответствии с п.3 Положения ... сельского Дома культуры л.д.28-31) основными видами деятельности клуба являются: культурно-досуговая деятельность и развитие народного творчества, организация концертной деятельности, создание условий для декоративно-прикладного творчества, организация выставок-продаж, фестивалей, конкурсов, смотров, утренников для детей, танцевальных программ, вечеров, праздников народного и светского календаря, праздников деревни и др., то есть здание ... сельского Дома культуры относится к зданиям культурно-зрелищного назначения и подлежит оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации.
Из материалов дела усматривается, что п.2 предписания №46 от 23 декабря 2008 года (л.д.20), вынесенного отделом ГПН по Солецкому и Шимскому районам по результатам плановой проверки с 15 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года не выполнен. Кроме этого, из актов проверки №64 от 29 декабря 2009 года л.д.22) и №66 от 17 декабря 2010 года л.д.25) следует, что обследованием противопожарного состояния филиала МУК «Центр культуры и досуга» ... сельского Дома культуры выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе в связи с отсутствием автоматической системы пожарной безопасности. По результатам проверок вынесены предписания директору МУК «Центр культуры и досуга» об устранении нарушений зафиксированных в актах проверок, включая установку автоматической пожарной сигнализации. До настоящего времени предписания не исполнены.
Факт нарушений противопожарной безопасности не оспаривается никем из участников процесса.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре при возникновении такового может повлечь за собой наступление трагических последствий с причинением вреда здоровью работников сельского Дома культуры, а также иных лиц, посещающих указанное учреждение, и гибель людей, что недопустимо.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, их должностными лицами (п.п.1,4). При этом, в соответствии с п.10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
МУК «Центр культуры и досуга» является муниципальным учреждением и юридическим лицом, действует на основании Устава л.д.6-14), утвержденного постановлением Администрации Солецкого муниципального района №264 от 24 марта 2006 года, владеет и пользуется имуществом на праве оперативного управления. Источниками формирования имущества и финансовых средств Центра являются: бюджетные ассигнования и иные поступления от учредителя, предпринимательская и иная приносящая доход деятельность, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы от платных форм культурно-досуговой и творческой деятельности, доходы, полученные от реализации работ, услуг, продукции и др. Центр может создавать свои филиалы на территории Солецкого муниципального района по согласованию с Учредителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно копии приказа Отдела по культуре Администрации Солецкого муниципального района №35-о.д. от 24 марта 2006 года л.д.19) ... сельский Дом культуры реорганизован в форме присоединения к МУК «Центр культуры и досуга» с 03 апреля 2006 года. Его имущество в соответствии с копией распоряжения Администрации Солецкого муниципального района №876-рг от 08 августа 2006 года передано в оперативное управление МУК «Центр культуры и досуга».
Согласно ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Таким образом, на руководителе МУК «Центр культуры и досуга» лежит обязанность осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности в филиале МУК «Центр культуры и досуга» ... сельский Дом культуры, выполнять предписания государственного пожарного инспектора.
Статья 63 Федерального закона РФ №1550-1 от 06 июля 1991 года (с изменениями от 26 июня 2007 года) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусматривает, что в области социально-культурного обслуживания населения районная администрация осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение.
Как следует из представленных материалов, Учредителем МУК «Центр культуры и досуга» является Администрация Солецкого муниципального района.
В соответствии с ч.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Принимая во внимание, что основным источником дохода МУК «Центр культуры и досуга», его филиала являются бюджетные средства, в случае недостаточности средств, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности по установке автоматической противопожарной системы, ответственность на предоставление недостающих средств должна быть возложена на Администрацию Солецкого муниципального района, если указанные действия не могут быть совершены только МУК «Центр культуры и досуга» и его филиалом.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать муниципальное учреждение культуры «Центр культуры и досуга» оборудовать здание филиала муниципального учреждения культуры «Центр культуры и досуга» ... сельского Дома культуры, расположенное по адресу: ... автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре в срок до 01 июля 2011 года.
В случае отсутствия или недостаточности средств, необходимых для выполнения требований пожарной безопасности по установке автоматической противопожарной системы и системы оповещения людей о пожаре привлечь к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда в полном объеме или недостающей части денежных средств Администрацию Солецкого муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий Д.А.Киселёв