Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
г.Сольцы 29 марта 2011 года
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Солецкого района Елкина Д.А.,
представителя ответчика - Администрации Дубровского сельского поселения У.С.М.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Дубровского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области (далее - Администрация) об обязании в срок до 01 мая 2011 года провести аттестацию 14 рабочих мест и получить сертификат безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой Солецкого района выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности Администрации, выразившиеся в том, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) отсутствует, что нарушает конституционное право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также требования статей 22 и 212 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда. Бездействие Администрации создает угрозу жизни и здоровью работников, нарушает их права на обладание достоверной информацией о вредных факторах деятельности, о необходимых средствах индивидуальной защиты, которые способны уменьшить или предотвратить вред здоровью. Прокурор выступает в защиту интересов неопределённого круга лиц - коллектива работников Администрации и лиц, которые заключат трудовые договоры с организацией в дальнейшем.
В судебном заседании прокурор Елкин Д.А. заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, при этом, отказавшись от требований в части обязания Администрации получить сертификат безопасности ввиду того, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России №779-н от 01 сентября 2010 года постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 года №28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» признано утратившим силу, и уточнив заявленные требования, просил обязать Администрацию обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до 01 мая 2011 года. Последствия отказа от части исковых требований представителю истца судом разъяснены и понятны.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает возможным принять отказ истца от части исковых требований, так как отказ от требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с абз.4 ст.220 ГПК РФ при отказе истца от иска производство по делу прекращается.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При этом, в своем письменном отзыве Инспекция заявление прокурора Солецкого района поддержала в части обязания Администрации Дубровского сельского поселения провести аттестацию рабочих мест.
Представитель ответчика Администрации Дубровского сельского поселения У.С.М. уточненные требования прокурора в судебном заседании признала и показала, что в Администрации, действительно, не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем, в настоящее время Администрацией заключен договор на проведение необходимых мероприятий по аттестации. Просит отсрочить проведение аттестации до 01 июля 2011 года в связи с исполнением договора.
Суд, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст.6 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона №25-ФЗ от 02 марта 2007 года (в редакции от 17 июля 2009 года) «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, а потому рабочие места муниципальных служащих также подлежат аттестации.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №569 от 31 августа 2007 года.
Порядком установлено, что аттестация проводится аттестационной комиссией, создаваемой приказом по организации. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе, карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45, 46 названного Порядка).
Как установлено в судебном заседании, Администрация Дубровского сельского поселения обладает правами юридического лица, действует на основании Положения, утвержденного решением Совета депутатов Дубровского сельского поселения №34 от 23 декабря 2010 года л.д.8). В Администрации по штатному расписанию предусмотрены 14 единиц работающих, аттестация указанных рабочих мест по условиям труда не проведена.В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Таким образом, учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки с соблюдением установленных требований и правил, суд считает, что заявленные прокурором Солецкого района исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, суд находит возможным установить срок исполнения заявленного прокурором требования - до 01 июля 2011 года, поскольку он обоснован объёмом требующихся подготовительных мероприятий и отсутствием необходимых материальных средств и, по мнению суда, является разумным. Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Дубровского сельского поселения об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Дубровского сельского поселения Солецкого района Новгородской области обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до 01 июля 2011 года.
Производство по делу в части требований об обязании получить сертификат безопасности прекратить в связи с отказом истца от иска.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий М.Н.Навойчик