Решение о признании противоречащим закону и недействующим в части Устава Выбитского сельского поселения



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

г. Сольцы                                                                                                 03 ноября 2011 года

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Навойчик М.Н.,

с участием представителя заявителя - помощника прокурора Солецкого района Петуховой Ю.А.,

представителя заинтересованного лица Совета депутатов Выбитского сельского поселения Алексеевой Л.М.

при секретаре Лаптевой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части Устава Выбитского сельского поселения,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим в части Устава Выбитского сельского поселения (далее - Устав). В обоснование заявленных требований указал, что частью 1.1 ст.25 Устава в редакции решения Совета депутатов Выбитского сельского поселения от 27 июля 2011 года №84 установлены социальные гарантии для главы поселения в виде выплаты ему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного Советом депутатов Выбитского сельского поселения, в случае досрочного прекращения полномочий Главы по следующим основаниям: преобразование или упразднение Выбитского сельского поселения; в случае увеличения численности избирателей Выбитского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Выбитского сельского поселения. Предоставление указанной гарантии осуществляется за счет средств бюджета Выбитского сельского поселения. Вместе с тем, указанные нормы Устава противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку нормами ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии с ТК РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В нарушение указанных норм закона в оспариваемом правовом акте установлено преимущество одного работника перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении единовременной выплаты компенсации. Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены трудовым законодательством. Иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление гарантий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено. Поскольку ни ТК РФ, ни иной федеральный закон не предусматривают для лиц, замещающих должность Главы Выбитского сельского поселения, гарантий, предусмотренных Уставом, при их установлении органом местного самоуправления превышены предоставленные ему полномочия. В связи с вышеизложенным просил суд признать противоречащими закону и недействующими пункты 1, 2 части 1.1 статьи 25 Устава Выбитского сельского поселения, внесенные решением Совета депутатов Выбитского сельского поселения №84 от 27 июля 2011 года.

В судебном заседании представитель заявителя Петухова Ю.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, при этом уточнив требования, просила суд признать пункты 1, 2 части 1.1 статьи 25 Устава Выбитского сельского поселения недействующими и не подлежащими применению с момента вступления Устава в силу, то есть со дня официального опубликования их в газете «Солецкая газета» - 21 января 2011 года.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Выбитского сельского поселения Алексеева Л.М. требования прокурора признала в полном объеме, пояснив, что положения пунктов 1, 2 части 1.1 статьи 25 Устава Выбитского сельского поселения действительно противоречат требованиям федерального законодательства - Конституции РФ и ТК РФ, в связи с чем должны быть признаны недействующими со дня их принятия и вступления в силу. В настоящее время по устному указанию прокурора Солецкого района оспариваемые положения Устава сельского поселения рассмотрены на заседании Совета депутатов сельского поселения, в него внесены изменения в части оспариваемых положений Устава. До настоящего времени изменения не опубликованы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В связи с чем для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативно правового акта необходимо наличие следующих условий: оспариваемый акт должен являться нормативно правовым, данный акт должен быть издан органом государственной власти, органом местного самоуправления, устанавливать определенные правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и подлежащие неоднократному применению, данный акт должен быть опубликован в установленном законом порядке, нарушить права определенного либо неопределенного круга лиц, должен быть действующим.

Из представленных материалов усматривается, что Устав Выбитского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Выбитского сельского поселения №18 от 30 ноября 2010 года, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области 23 декабря 2010 года, государственный регистрационный номер 535163032010001.Опубликован в «Солецкий газете» «Официальный выпуск» №3 от 21 января 2011 года

Согласно ст.44 Федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования является нормативно-правовым актом. При этом устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, учитывая, что Устав Выбитского сельского поселения является нормативно-правовым актом, является действующим нормативно-правовым актом, принят органом местного самоуправления, был опубликован в средствах массовой информации, решение о внесении изменений в Устав также были зарегистрированы и опубликованы, в связи с чем Устав действует с учетом внесенных в него изменений, суд находит, что имеются законные основания для проверки соответствия отдельных норм (положений) Устава федеральному законодательству в порядке главы 24 ГПК РФ, в связи с чем у прокурора имелись законные основания для обращения с заявлением об оспаривании Устава - признании его недействующим в части.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с частью 1.1 ст.25 Устава Выбитского сельского поселения Главе поселения осуществляются выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного Советом депутатов Выбитского сельского поселения, в случае досрочного прекращения полномочий Главы по следующим основаниям: преобразование или упразднение Выбитского сельского поселения; в случае увеличения численности избирателей Выбитского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Выбитского сельского поселения. Предоставление указанной гарантии в соответствии с ч.3 ст.25 Устава осуществляется за счет средств бюджета Выбитского сельского поселения.

Согласно ст.15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Из содержания ст.76 Конституции РФ следует, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с требованиями пунктов «н, к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Вопросы трудовых правоотношений регулируются Трудовым Кодексом РФ (федеральным законом), в связи с чем нормативные правовые акты, принимаемые органом местного самоуправления в области трудовых отношений, не должны противоречить нормам Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и иным федеральным законом, регулирующим трудовые правоотношения.

В соответствии с ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Частями 2 и 3 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, но только по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, исходя из содержания и смысла указанных норм, Трудовой кодекс РФ устанавливает прямой запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти, которые уже урегулированы федеральными законами.

Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ гарантии применительно к трудовым отношениям - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены и определены статьей 165 ТК РФ, согласно которой помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Из указанной нормы следует, что предоставление иных гарантий и компенсаций работникам возможно только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами, в связи с чем не предусмотрено установление иных по сравнению с указанными в федеральном законе гарантий законами субъекта Российской Федерации, в том числе для лиц, исполняющих государственные обязанности.

В связи с этим, учитывая, что ни Конституцией РФ, ни ТК РФ не предусмотрено установление гарантий и компенсаций представительным органом субъекта РФ, муниципального образования для лиц, замещающих муниципальные должности, а также то, что вопросы предоставления таких гарантий и компенсаций урегулированы федеральными законами, решение вопроса об установлении дополнительных, не предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций, относится исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти, суд находит, что при их установлении Советом депутатов Выбитского сельского поселения были превышены полномочия, а потому заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Учитывая, что в результате применения оспариваемых положений Устава бюджет Выбитского сельского поселения мог понести расходы по обеспечению незаконных гарантий и компенсаций Главы сельского поселения, что не отвечает интересам населения данного поселения как налогоплательщиков, за счет налогов, которых в основном формируется бюджет Выбитского сельского поселения, суд находит обоснованным подачу прокурором заявления в интересах неопределенного круга лиц.

С учетом того, что прокурором заявлены требования о признании оспариваемых положений (норм) Устава Выбитского сельского поселения с момента принятия данных положений и вступления их в силу, того обстоятельства, что данные нормы Устава действуют и применяются лишь со дня их официального опубликования (обнародования), а Устав опубликован в газете «Солецкая газета», в соответствии с требованиями закона 21 января 2011 года суд находит необходимым признать оспариваемые положения Устава Выбитского сельского поселения, а именно: пункты 1, 2, части 1.1 статьи 25, недействующими и неподлежащими применению со дня вступления их в силу, то есть со дня официального опубликования в газете «Солецкая газета».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части Устава Выбитского сельского поселения удовлетворить:

Признать пункты 1, 2, части 1.1 статьи 25 Устава Выбитского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Выбитского сельского поселения №18 от 30 ноября 2010 года, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления их в силу - 21 января 2011 года.

Обязать редакцию газеты «Солецкая газета» в течение 14 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу опубликовать сообщение о решении суда о признании пунктов 1, 2, части 1.1 статьи 25 Устава Выбитского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Выбитского сельского поселения №18 от 30 ноября 2010 года, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления их в силу - 21 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней, начиная с 7 ноября 2011 года со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                                                                            М.Н.Навойчик