Дело № Решение Именем Российской Федерации 31 октября 2011 года г. Сольцы Солецкий районный суд Новгородской области в составе: председательствующего - судьи Зуйковой В.М., с участием заместителя прокурора Солецкого района Новгородской области Сбойчакова Д.В., ответчика Чаниной В.Н., при секретаре Лимасовой И.М.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах администрации Солецкого городского поселения Новгородской области о взыскании неосновательного обогащения в сумме 8949 рублей 67 копеек, установил: Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах администрации Солецкого городского поселения Новгородской области обратился в суд с иском к Чаниной В.Н. о взыскании денежной суммы в размере 8949 рублей 67 копеек как неосновательное обогащение, полученные ею в виде выплаты надбавки к заработной плате за доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения администрацией Солецкого городского поселения законодательства о государственной тайне, законности выплаты надбавок к заработной плате муниципальных служащих. В силу статьи 2 Закона РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон), допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Пунктом 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года №1050 (далее -Инструкция) установлены три формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуски по первой и второй формам, оформляются органами федеральной службы безопасности после проведения проверочных мероприятий. Допуск граждан по третьей форме осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Согласно пункта 13 Инструкции перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей, утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования ее с органами безопасности. В соответствии со статьей 21 Закона для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50-75 %, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 30-50%, имеющими степень «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, 10-15%, без проведения проверочных мероприятий - 5-10%. Согласно пункта 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Согласно статьи 22 Закона после проведения органом безопасности проверочных мероприятий решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в графе 8 карточки (форма 3) и заверяется его подписью и печатью организации, решение о допуске к секретным сведениям (форма 6), с соответствующей записью в графе 10 карточки на допуск по третьей форме (форма 8). Без проведения проверочных мероприятий органами государственной безопасности, Глава Солецкого городского поселения Чанина В.Н. была включена в «Номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности и совершенно секретным и секретным сведениям по Администрации Солецкого муниципального района» (допуск по форме 3). Распоряжением Главы Солецкого городского поселения Чаниной В.Н. 23 января 2007 года она была допущена к работе со сведениями составляющим государственную тайну. 23 января 2007 года Главой Солецкого муниципального района на главу Солецкого городского поселения был оформлен допуск по форме 3, о чем была сделана соответствующая запись в графе 10 карточки на допуск по третьей форме. Оформление допуска по форме три к работе с секретными сведениями главы сельского поселения без проведения проверки органами государственной безопасности противоречит Инструкции, Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления», так как глава Администрации муниципального района не является работодателем глав городских и сельских поселений, руководителем указанных организаций. Администрации городских и сельских поселений являются самостоятельными органами местного самоуправления, не входят в структуру Администрации муниципального района. В нарушении указанных требований, Главе Солецкого городского поселения Чаниной В.Н.. начислялась надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10% от денежного содержания, а потому за период с августа 2008 года по март 2010 года данная надбавка была выплачена неправомерно за работу с секретными сведениями в сумме 8949 рублей 67 копеек, а потому данные денежные средства должны быть взысканы с Чаниной В.Н. как неосновательное обогащение в пользу Солецкого городского поселения. В судебном заседании представитель истца Сбойчаков Д.В. требования поддержал и дополнительно пояснил, что Глава городского поселения является высшим должностным лицом, на которое распространяется право выплаты процентных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ. По функциональным обязанностям Глава городского поселения приравнивается к руководителю организации, который не состоит в подчиненности к Администрации муниципального района, поскольку данная должность является выборной. При этом в соответствии с Инструкцией, Чанина В.Н. должна была обязательна пройти проверку в органах безопасности, только после чего в отношении нее должен был быть оформлен в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности, что не было сделано, и чем была нарушена процедура оформления допуска к сведениям соответствующей степени секретности, а потому полученные ответчицей денежные средства в сумме 8946 рублей 67 копеек являются неосновательным обогащением, и должны быть взысканы в пользу городского поселения. Также при подсчете была допущена арифметическая ошибка данная сумма неосновательного обогащения должна составлять 8946 рублей 67 копеек. Представитель истца Администрации Солецкого городского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и места рассмотрения дела извещен надлежаще. Ответчик Чанина В.Н. в судебном заседании требования не признала, и суду показала, что данная надбавка ей выплачивалась за допуск к секретным сведениям законно, поскольку сама она неправомочна проводить в отношении себя какие либо проверки. Она полагала, что Администрация муниципального района выполнила все требования по соблюдению закона «О государственной тайне» и Инструкции. Не оспаривает, что ее должность Глава городского поселения приравнивается к должности руководитель организации, и она не находится в подчинении у Администрации муниципального района, так как данная должность является выборной. Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, свидетеля изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. В соответствии с части 2 данной статьи правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Согласно статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В судебном заседании установлено, что согласно карточки формы 8 (л.д.9) Чанина В.Н. с 23 января 2007 года имела допуск по третье форме по работе с секретными сведениями, данный допуск утвержден Главой Солецкого муниципального района. Согласно решения Совета Депутатов Солецкого городского поселения Новгородской области (л.д.61) от 24 декабря 2008 №199 Чанина В.Н. была допущена как Глава Солецкого городского поселения к работе со сведениями, составляющими государственную тайну и имеющими гриф «секретно». Данным же решением ей установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 10% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и имеющими гриф секретности «секретно». Согласно сообщения о предоставлении информации Администрации Солецкого муниципального района, «Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям» (далее - Номенклатура) по администрации Солецкого муниципального района» имеет гриф секретности «секретно», должность Глава поселения внесена в Номенклатуру и согласована с Управлением Федеральной службы безопасности России по Новгородской области. Согласно листа согласования по передаваемой субвенции на выполнение полномочий по вопросу организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселений, Глава Солецкого городского поселения Новгородской области Чанина В.Н. внесена в лист согласования. В соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения «Организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения» часть полномочий передано Главе Солецкого городского поселения, в соответствии с чем с нею заключен договор о безвозмездном оказании услуг по защите государственной тайны от 26 июня 2009 года. Как следует из статьи 25 Закона РФ «О государственной тайне», организация доступа лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя организации (предприятия), а также на соответствующее структурное подразделение организации (предприятия) - по защите государственной тайны. Глава Солецкого городского поселения Новгородской области являлась высшим должностным лицом на территории Солецкого городского поселения, то есть ее должность согласно данного Закона приравнена к руководителю организации, а потому в соответствии с данным Законом и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 года №1050 была утверждена Инструкция, обязывающая руководителей организаций допускать к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, то есть законодатель предусмотрел специальную процедуру, которая была нарушена. При изложенных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения исковых требований истца полностью. Согласно пункта 9 части 2 статьи 333.36 НК РФ, прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, предъявляемых в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а потому суд считает необходимым взыскать с Чаниной В.Н. в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей 00 копеек. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Взыскать с Чаниной В.Н., <данные изъяты> и проживающей по адресу <адрес>, работающей <данные изъяты>, в пользу Солецкого городского поселения неосновательное обогащение в сумме 8946 (восемь тысяч девятьсот сорок шесть) рублей 67 копеек. Взыскать с Чаниной В.Н., <данные изъяты> зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес>, <данные изъяты>, в доход государства государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей кассационной жалобы через Солецкий районный суд в течение 10 дней со дня издания мотивированного решения, с 03 ноября 2011 года. Председательствующий В.М. Зуйкова Мотивированное решение составлено 03 ноября 2011 года.