Решение о взыскании денежных средств полученных в результате незаконного обогащения



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

        

г.Сольцы                                                                                            01 ноября 2011 года

         Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Алещенковой И.А.,

с участием прокурора прокуратуры Солецкого района Ёлкина Д.А.,

представителя Администрации <данные изъяты> сельского поселения У.,

ответчика А.,

при секретаре Поблагуевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района в интересах Администрации <данные изъяты> сельского поселения к А. о взыскании денежной суммы, полученной вследствие неосновательного обогащения,

установил:

Прокурор Солецкого района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику.

В обоснование указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения Администрацией <данные изъяты> сельского поселения законодательства о государственной тайне установлено, что в нарушение ст. 2 Федерального Закона «О государственной тайне» и п.п. 6, 13 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Глава <данные изъяты> сельского поселения А. была включена в номенклатуру должностей работников Администрации муниципального района, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям без проведения проверочных мероприятий органами государственной безопасности. Распоряжением заместителя Главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ответчик была допущена к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, ДД.ММ.ГГГГ Главой <данные изъяты> муниципального района на нее был оформлен допуск по форме 3.

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, Главе <данные изъяты> сельского поселения А. начислялась надбавка в размере 10% от денежного содержания, общий размер которой за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>

Поскольку допуск А. к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществлен с нарушением установленного порядка, выплата надбавки за работу с такими сведениями привела к расходованию бюджетных средств, которые могли быть направлены на решение вопросов местного значения, а потому денежные средства, выплаченные в виде надбавки, подлежат взысканию как неосновательное обогащение с ответчика в пользу <данные изъяты> сельского поселения.

В судебном заседании прокурор Ёлкин Д.А. заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным.

Представитель Администрации <данные изъяты> сельского поселения У. в судебном заседании требования прокурора поддержала.

         Ответчик А. требования прокурора не признала и суду пояснила, что действительно ее должность была включена в номенклатуру должностей работников Администрации муниципального района, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям. Распоряжением Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ она была допущена к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, ДД.ММ.ГГГГ Главой <данные изъяты> муниципального района С. на нее был оформлен допуск по форме 3. Ею на протяжении спорного периода осуществлялась работа со сведениями, составляющими государственную тайну, за что ей начислялась надбавка в размере 10% от денежного содержания. Полагает, что не несет ответственности за нарушение порядка допуска к работе с секретными сведениями, поскольку оформление допуска осуществлялось Администрацией района.

Суд, выслушав пояснения сторон и их представителей, выслушав показания свидетеля Л., изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О государственной тайне» (далее - Закон) допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Согласно ст. 21 Закона, для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается социальная гарантия в виде процентных надбавок к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Сроки. Обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006года № 573 утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

Согласно п. 1 вышеуказанных Правил, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50-75 %, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 30-50%, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10-15%, без проведения проверочных мероприятий - 5-10%.

В судебном заседании установлено, А. в результате избрания на должность Главы <данные изъяты> поселения являлась Главой данного поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании также установлено, что должность Главы поселения внесена в Номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям по администрации ДД.ММ.ГГГГ муниципального района без проведения проверочных мероприятий органами государственной безопасности, согласованной с Управлением Федеральной службы безопасности России по Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Главой <данные изъяты> муниципального района на главу <данные изъяты> сельского поселения А. был оформлен допуск к сведениям по третьей форме, о чем сделана соответствующая запись в графе 10 карточки на допуск по третьей форме формы 8.(л.д. 6)

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <данные изъяты> сельского поселения А. допущена к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, ей установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 % за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

В судебном заседании также установлено, что в период исполнения полномочий Главы поселения А. осуществляла работу ос сведениями, составляющими государственную тайну и ежемесячно получала указанную выше надбавку к должностному окладу. Источником финансирования указанных выплат являлся бюджет поселения.

Согласно п. 13 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995года № 1050, действовавшей в период возникновения и существования спорных правоотношений, перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей, утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования ее с органом безопасности.

Пунктом 6 Инструкции установлены 3 формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Допуски по первой и второй формам оформляются органами федеральной службы безопасности после проведения проверочных мероприятий. Допуск граждан по третьей форме осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

       Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В судебном заседании из объяснений сторон, а также показаний свидетеля Л., специалиста по ведению секретного делопроизводства и мобилизационной подготовке Администрации муниципального района установлено, что проверочные мероприятия органами безопасности в отношении А. не проводились, таким образом, суд находит, что порядок и процедура допуска А. к сведениям, составляющим государственную тайну, соблюдены не были.

           Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с части 2 данной статьи правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

         При изложенных обстоятельствах заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

          В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Сосновское сельское поселение <данные изъяты> муниципального района ликвидировано путем присоединения к <данные изъяты> сельскому поселению.

          Общая сумма надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплаченной А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты>. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу <данные изъяты> сельского поселения.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований.

          В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

            Поскольку исковые требования удовлетворены полностью, а ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден, то с нее полежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с А. в пользу Администрации <данные изъяты> сельского поселения процентную надбавку за работу с секретными сведениями в сумме 6 <данные изъяты>.

Взыскать с А. государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней, начиная со дня изготовления мотивированного решения 07 ноября 2011года.

Председательствующий                                                                   И.А. Алещенкова

Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2011года.

Судья                              И.А. Алещенкова