Дело № О П Р Е Д Е Л Е Н И Е п. Шимск 23 ноября 2011 года Солецкий районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Зуйковой В.М., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Шимского района Новгородской области Масляковой О.О., представителя заинтересованного лица Заботиной Л.А., при секретаре Митрофановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов 1, 2 пункта 1.1 части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Уторгошского сельского поселения от 09 декабря 2010 года №22 (в редакции решения Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 29 апреля 2011 года № 58), установил: Прокурор Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов 1, 2 пункта 1.1 части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 09 декабря 2010 года №22 (в редакции решения Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 29 апреля 2011 года № 58) (далее - Устав). В обоснование заявленных требований указал, что Решением №22 Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 09 декабря 2010 года утверждён Устав Подгощского сельского поселения. Данное решение опубликовано в газете «Шимские вести» (деловой выпуск) № 75 от 27 декабря 2010 года. Частью 1.1 статьи 25 Устава (в редакции решения № 58 от 29 апреля 2011 года, опубликованного в газете «Шимские вести» (деловой выпуск) № 32 от 10 июня 2011 года, установлено, что главе Подгощского сельского поселения после прекращения своих полномочий осуществляются выплаты компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания, установленного Советом депутатов Подгощского сельского поселения в случаях: 1) преобразования или упразднения Подгощского сельского поселения; 2) в случае увеличения численности избирателей Подгощского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Подгощского сельского поселения или объединения Подгощского сельского поселения с городским округом. В соответствии с частью 3 статьи 25 Устава расходы, предусмотренные настоящей статьёй, возмещаются за счёт средств бюджета Подгощского сельского поселения. Вместе с тем, указанные нормы Устава противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку нормами ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии с ТК РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В нарушение указанных норм закона в оспариваемом правовом акте установлено преимущество одного работника перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении единовременной выплаты компенсации. Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены трудовым законодательством. Иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление гарантий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено. Поскольку ни ТК РФ, ни иной федеральный закон не предусматривают для лиц, замещающих должность Главы Подгощского сельского поселения, гарантий, предусмотренных Уставом, при их установлении органом местного самоуправления превышены предоставленные ему полномочия. В связи с вышеизложенным просил суд признать противоречащими закону и недействующими подпункты 1, 2 пункта 1.1. части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 09 декабря 2010 года №22 (в редакции решения Совета депутатов Подгощского сельского поселения от 29 апреля 2011 года № 58) В судебном заседании представитель заявителя Маслякова О.О. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица Заботина Л.А. требования прокурора признала в полном объеме, пояснив, что на ближайшем заседании Совета депутатов Подгощского сельского поселения будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Устав касающийся положения подпунктов 1, 2 пункта 1.1 части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьёй 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. Согласно статьёй 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В связи с чем, для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативно правового акта необходимо наличие следующих условий: оспариваемый акт должен являться нормативно правовым, данный акт должен быть издан органом государственной власти, органом местного самоуправления, устанавливать определенные правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и подлежащие неоднократному применению, данный акт должен быть опубликован в установленном законом порядке, нарушить права определенного либо неопределенного круга лиц, должен быть действующим. Из представленных материалов усматривается, что Устав Подгощского поселения утвержден решением Совета депутатов Подгощского сельского поселения №22 от 09 декабря 2010 года, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области 25 июня 2011 года, государственный регистрационный номер 535213032011001. Опубликован в газете «Шимские вести» (деловой выпуск) №75 от 27 декабря 2010 года. Изменения в Устав Подгощского сельского поселения, внесённые Решением Совета депутатов Подгощского сельского поселения № 58 от 29 апреля 2011 года, опубликованы в газете «Шимские вести» (деловой выпуск) № 32 10 июня 2011 года и зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области 25 июня 2011 года, государственный регистрационный номер 535213032011001. Согласно ст.44 Федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования является нормативно-правовым актом. При этом устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, учитывая, что Устав Подгощского сельского поселения является нормативно-правовым актом, является действующим нормативно-правовым актом, принят органом местного самоуправления, был опубликован в средствах массовой информации, решение о внесении изменений в Устав также были зарегистрированы и опубликованы, в связи с чем Устав действует с учетом внесенных в него изменений, суд находит, что имеются законные основания для проверки соответствия отдельных норм (положений) Устава федеральному законодательству в порядке главы 24 ГПК РФ, в связи с чем у прокурора имелись законные основания для обращения с заявлением об оспаривании Устава - признании его недействующим в части. В судебном заседании установлено, что в соответствии с подпунктами 1,2 пункта 1.1 частью 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения главе Подгощского сельского поселения после прекращения своих полномочий осуществляются выплаты компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания, установленного Советом депутатов Подгощского сельского поселения в случаях: 1) преобразования или упразднения Подгощского сельского поселения; 2) в случае увеличения численности избирателей Подгощского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Подгощского сельского поселения или объединения Подгощского сельского поселения с городским округом. Предоставление указанной гарантии в соответствии с частью 3 статьи 25 Устава осуществляется за счет средств бюджета Уторгошского сельского поселения. Согласно статье15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Из содержания статье 76 Конституции РФ следует, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В соответствии с требованиями пунктов «н, к» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится трудовое законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Вопросы трудовых правоотношений регулируются Трудовым Кодексом РФ (федеральным законом), в связи с чем, нормативные правовые акты, принимаемые органом местного самоуправления в области трудовых отношений, не должны противоречить нормам Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и иным федеральным законом, регулирующим трудовые правоотношения. В соответствии с частью 2 статьи 64 Трудового кодекса РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Частями 2 и 3 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, но только по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, исходя из содержания и смысла указанных норм, Трудовой кодекс РФ устанавливает прямой запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации на принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти, которые уже урегулированы федеральными законами. Согласно статье 164 Трудового кодекса РФ гарантии применительно к трудовым отношениям - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены и определены статьей 165 ТК РФ, согласно которой помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Из указанной нормы следует, что предоставление иных гарантий и компенсаций работникам возможно только в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами, в связи с чем, не предусмотрено установление иных по сравнению с указанными в федеральном законе гарантий законами субъекта Российской Федерации, в том числе для лиц, исполняющих государственные обязанности. Также в судебном заседании установлено, что подпункты 1,2 пункта 1.1 части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения были воспроизведены на основании пункта 3 статьи 1-1 Областного закона от 12 июля 2007 года №140-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области». Решением Новгородского областного суда от 07 октября 2011 года, вступившего в законную силу 25 октября 2011 года, признаны пункты 3,4,5 и 6 статьи 1.1 данного Областного закона противоречащами федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ суд, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. В связи с этим, учитывая, что имеется вступившее в законную силу решение Новгородского областного суда от 07 октября 2011 года о признании пунктов 3, 4, 5 и 6 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области от 12 июля 2007 года №140-ФЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц замещающих муниципальные должности в Новгородской области» противоречащими федеральному законодательству, а Устав Подгощского сельского поселения подпункты 1, 2 пункта 1.1. части 1 статьи 25 воспроизводит содержание данного областного закона, то с момента вступления решения в законную силу с 25 октября 2011 года подпункты 1,2 пункта 1.1 части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения признаны противоречащими федеральному законодательству, а потому имеются основания для прекращения производства по делу. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.3 ст. 253 ГПК РФ, суд решил: Производство по заявлению прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части подпунктов 1,2 пункта 1.1. части 1 статьи 25 Устава Подгощского сельского поселения Шимского района Новгородской области прекратить Определение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней. Председательствующий В.М. Зуйкова