Дело № ОПРЕДЕЛЕНИЕ п. Шимск 25 ноября 2011 года Солецкий районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Навойчик М.Н., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Шимского района Новгородской области Масляковой О.О. представителя заинтересованного лица Совета депутатов Медведского сельского поселения Д.Г.О. представителя заинтересованного лица Администрации Медведского сельского поселения Г.М.В. при секретаре Митрофановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов а, б части 1 статьи 27.1 Устава Медведского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Медведского сельского поселения от 16 декабря 2005 года №7 (в редакции решения Совета депутатов Медведского сельского поселения от 28 июля 2010 года № 317), установил: Прокурор Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов а, б части 1 статьи 27.1 Устава Медведского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Медведского сельского поселения от 16 декабря 2005 года №7 (в редакции решения Совета депутатов Медведского сельского поселения от 28 июля 2010 года № 317) (далее - Устав). В обоснование заявленных требований указал, что Решением Совета депутатов Медведского сельского поселения № 7 от 16 декабря 2005 года утвержден Устав Медведского сельского поселения. Решением № 233 от 27 мая 2009 года (опубликовано в газете «Шимские вести» (деловой выпуск) № 44-46 от 30 июня 2009 года). Устав Медведского сельского поселения дополнен статьёй 27.1. Решением № 317 от 28 июля 2010 (опубликовано в газете «Шимские вести (официальный выпуск) № 52 от 06 сентября 2010 года) в статью 27.1 внесены изменения. Частью 1 статьи 27.1 Устава Медведского сельского поселения года установлено, что главе Медведского сельского поселения после прекращения своих полномочий осуществляются выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного Советом депутатов Медведского сельского поселения, в случаях: 1) преобразования или упразднения Медведского сельского поселения; 2) в случае увеличения численности избирателей Медведского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Медведского сельского поселения или объединения Медведского сельского поселения с городским округом. В соответствии с частью 3 статьи 27.1 Устава расходы, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются за счёт средств бюджета Медведского сельского поселения. Вместе с тем, указанные нормы Устава противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку нормами ТК РФ установлен прямой запрет органам государственной власти субъектов РФ на принятие законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии с ТК РФ установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В нарушение указанных норм закона в оспариваемом правовом акте установлено преимущество одного работника перед другими в зависимости от должностного положения при осуществлении единовременной выплаты компенсации. Случаи предоставления гарантий и компенсаций установлены трудовым законодательством. Иные гарантии и компенсации работникам предоставляются только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Установление гарантий нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено. Поскольку ни ТК РФ, ни иной федеральный закон не предусматривают для лиц, замещающих должность Главы Медведского сельского поселения, гарантий, предусмотренных Уставом, при их установлении органом местного самоуправления превышены предоставленные ему полномочия. В связи с вышеизложенным просил суд признать противоречащими закону и недействующими пункты а, б части 1 статьи 27 Устава Медведского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Медведского сельского поселения от 16 декабря 2005 года №7 (в редакции решения Совета депутатов Медведского сельского поселения от 28 июля 2010 года № 317). В судебном заседании представитель заявителя Маслякова О.О. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представители заинтересованного лица Совета депутатов Медведского сельского поселения Д.Г.О.. и Администрации Медведского сельского поселения Г.М.В. пояснили, что оспариваемая норма Устава утверждена Советом депутатов с соблюдением требования законодательства, в пределах предоставленных Совету депутатов полномочий, что положения пунктов а, б части 1 ст. 27.1 Устава Медведского приняты на основании Областного закона. В настоящее время по предложению прокурора в Устав в этой части внесены изменения и направлены для регистрации. В газете опубликование еще не произведено. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьёй 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. Согласно статьёй 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В связи с чем, для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативно правового акта необходимо наличие следующих условий: оспариваемый акт должен являться нормативно правовым, данный акт должен быть издан органом государственной власти, органом местного самоуправления, устанавливать определенные правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и подлежащие неоднократному применению, данный акт должен быть опубликован в установленном законом порядке, нарушить права определенного либо неопределенного круга лиц, должен быть действующим. Из представленных материалов усматривается, что Устав Медведского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Медведского сельского поселения №7 от 16 декабря 2005 года, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области 30 декабря 2005 года, государственный регистрационный номер 535213062005001. Опубликован в газете «Шимские вести». Изменения в Устав Медведского сельского поселения, внесённые Решением Совета депутатов Медведского сельского поселения № 317 от 28 июля 2010 года, опубликованы в газете «Шимские вести» (деловой выпуск) № 52 06 сентября 2010 года и зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области 16 августа 2010 года, государственный регистрационный номер 535213062010002. Согласно ст.44 Федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования является нормативно-правовым актом. При этом устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Таким образом, учитывая, что Устав Медведского сельского поселения является действующим нормативно-правовым актом, принят органом местного самоуправления, был опубликован в средствах массовой информации, решение о внесении изменений в Устав также были зарегистрированы и опубликованы, в связи с чем Устав действует с учетом внесенных в него изменений, суд находит, что имеются законные основания для проверки соответствия отдельных норм (положений) Устава федеральному законодательству в порядке главы 24 ГПК РФ, а потому у прокурора имелись законные основания для обращения с заявлением об оспаривании Устава - признании его недействующим в части. В судебном заседании установлено, что в соответствии с частью пунктами а, б части 1 статьи 27.1 Устава Медведского сельского поселения главе Медведского сельского поселения после прекращения своих полномочий осуществляются выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного Советом депутатов Медведского сельского поселения, в случаях: 1) преобразования или упразднения Медведского сельского поселения; 2) в случае увеличения численности избирателей Медведского сельского поселения более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ Медведского сельского поселения или объединения Медведского сельского поселения с городским округом. В соответствии с частью 3 статьи 27.1 Устава расходы, предусмотренные настоящей статьей, возмещаются за счёт средств бюджета Медведского сельского поселения. Решением Новгородского областного суда от 07 октября 2011 года, вступившего в законную силу 25 октября 2011 года, пункты 3,4,5 и 6 статьи 1.1 данного Областного закона признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда. Устав Медведского сельского поселения, а именно пункты а, б части 1 статьи 27.1, воспроизводят содержание признанных недействующими пунктов 3,4,5 и 6 ст.1.1 Областного закона, Утрата силы нормативного правого акта или его части означает его невозможность применения. В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. В связи с этим, учитывая, что имеется вступившее в законную силу решение Новгородского областного суда от 07 октября 2011 года о признании пунктов 3, 4, 5 и 6 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области от 12 июля 2007 года №140-ФЗ «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц замещающих муниципальные должности в Новгородской области» противоречащими федеральному законодательству, а Устав Медведского сельского поселения, именно пункты а, б части 1 статьи 27.1, основан на признанном недействующим нормативном правовом акте, то с момента вступления решения в законную силу с 25 октября 2011 года пункты а, б части 1 статьи 27.1 Устава Медведского сельского поселения противоречат федеральному законодательству и не могут быть применимы. В соответствии со ст.248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. В связи с тем, что в настоящее время отсутствует предмет оспаривания, то имеются основания для прекращения производства по делу. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.3 ст. 253 ГПК РФ, суд определил: Производство по заявлению прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части пунктов а, б части 1 статьи 27.1 Устава Медведского сельского поселения Шимского района Новгородской области прекратить Определение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение 10 дней. Председательствующий Навойчик М.Н.