Решение об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального района



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 года                                                                     пос. Волот

Судья Солецкого районного суда Новгородской области

АброськинаГ.А.,

При секретаре Савиной Т.Н.,

с участием прокурора Иванова И.А.,

заявителя Х.В.Г.

представителя территориальной избирательной комиссии Волотовского района Председателя И.Н.В.

заинтересованного лица Л.А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х.В.Г. об отмене регистрации кандидата Л.А.И. на должность главы Волотовского муниципального района

                                установил:

Х.В.Г. являющийся кандидатом на должность главы Волотовского муниципального района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать действия кандидата Л.А.И. по изготовлению и распространению печатно-агитационных материалов незаконными и обязать Избирательную комиссию Волотовского муниципального образования отменить регистрацию кандидата Л.А.И. на должность Главы Волотовского муниципального района, ссылаясь при этом на следующее.

1.На агитационно-печатном материале «<данные изъяты>», изданном за счет средств избирательного фонда кандидата Л.А.И. 11 ноября 2011 года опубликовано изображение лиц, не достигших на день голосования возраста( 04 декабря 2011 года) 18 лет ( на четвертой странице как минимум 28 изображений таких лиц, на пятой странице, как минимум изображения 22-х несовершеннолетних).

Считает, что кандидат Л.А.И. входе предвыборной компании, допустил нарушение положение ч.8 ст. 37 Закона «О выборах главы муниципального образования в Новгородской области» от 21.06.207 года № 121-ОЗ, которым запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

2.За счет средств своего избирательного фонда кандидата Л.А.И. 02.11.2011 года был издан агитационно-печатный материал- Календарь на 2012 год с надписью: «Продолжаем начатое вместе».

Считает, что кандидат Л.А.И. не представив в избирательную комиссию сведения о месте нахождения организации, изготовившей указанный печатный материал и о лице, заказавшем его, нарушил положение ч. 4 ст. 43 Закона «О выборах главы муниципального образования в Новгородской области» от 21.06.207 года № 121-ОЗ, которое обязывает кандидата до начала распространения печатных агитационных материалов представлять их в избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть представлены сведения о месте нахождения организации( лица) изготовившей и заказавшей эти материалы.

Считает, что указанные нарушения являются основанием для отмены регистрации кандидата Л.А.И.

В судебном заседании заявитель Х.В.Г. требования изложенные в заявлении поддержал, просил признать действия кандидата Л.А.И. по изготовлению и распространению печатно-агитационных материалов незаконными и обязать Избирательную комиссию Волотовского муниципального образования отменить регистрацию кандидата Л.А.И. на должность Главы Волотовского муниципального района по основаниям, изложенным им в заявлении.

    Заинтересованное лицо, кандидат на должность Главы Волотовского муниципального района Л.А.И. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления кандидата Х.В.Г. отказать, ссылаясь на то, что действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень оснований к отмене регистрации кандидата в выборах на должность главы муниципального образования. Изложенные в заявлении доводы кандидата Х.В.Г. не являются основаниями, предусмотренными законом, для отмены его регистрации на должность Главы Волотовского муниципального района.

Представитель территориальной избирательной комиссии Волотовского района, ее председатель И.Н.В. действующая на основании Постановления от 17.12.2010 года «О председателе Территориальной избирательной комиссии Волотовского района», всудебном заседании возражала против удовлетворения заявления Х.В.Г., ссылаясь на отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, для отмены регистрации кандидата Л.А.И.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам

международного права, являющимся составной частью ее правовой системы,

и в соответствии с Конституцией Российской Федерации ( ч.4 статья 15, часть 1 статья 17 Конституции Российской Федерации).

Согласно Конституции Российской Федерации высшим, непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления ( ч.3 статья 3).

В соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений(п.3 статьи Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950г).

Подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя "за" или "против".

Соответственно, незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом лишения права голосовать за любого, из законно выдвинутых кандидатов.

Как следует из материалов дела, решением Думы Волотовского муниципального района от 05.09.2011 года назначены выборы Главы Волотовского муниципального района, днём голосования определено 04.12.2011 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссией Волотовского района от 06.10.2011 года принято решение о регистрации Л.А.И. кандидатом на должность главы Волотовского муниципального района.

Постановлением территориальной избирательной комиссией Волотовского района от 28.10.2011 года принято решение о регистрации Х.В.Г. кандидатом на должность главы Волотовского муниципального района.

В соответствие с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

В соответствие с п. «б» части 1 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина( в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации.

Проведение выборов глав муниципальных образований в Новгородской области регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Областным законом от 21.06.2007 N 121-ОЗ (ред. от 15.08.2011) "О выборах Главы муниципального образования Новгородской области"( принят Постановлением Новгородской областной Думы от 30.05.2007 № 258-ОД)

В соответствие со ст. 76, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Аналогичные положения содержит п. 5 статьи 65Областного закона от 21.06.2007 N 121-ОЗ (ред. от 15.08.2011) "О выборах Главы муниципального образования Новгородской области"( принят Постановлением Новгородской областной Думы от 30.05.2007 № 258-ОД).

В соответствие с п. 1,п.2 статьи 44Областного закона от 21.06.2007 N 121-ОЗ (ред. от 15.08.2011) "О выборах Главы муниципального образования Новгородской области"( принят Постановлением Новгородской областной Думы от 30.05.2007 № 258-ОД) предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых с статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 -ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающую национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство, либо неполноценность граждан по признаку отношения их к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда или публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутики или атрибутики смешения. Не может рассматриваться как разжигание национальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

При проведении предвыборной агитации также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в части 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствие с п. 8 статьи 44 Областного закона от 21.06.2007 N 121-ОЗ (ред. от 15.08.2011) "О выборах Главы муниципального образования Новгородской области"( принят Постановлением Новгородской областной Думы от 30.05.2007 № 258-ОД) зарегистрированный кандидат не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, представленное им для размещения агитационных материалов в целях:

  1. распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов;
  2. описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран;
  3. распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате( каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
  4. распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах. Отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе в реализации этими лицами пассивного избирательного права.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской

Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких либо доказательств, свидетельствующих о виновности в нарушении кандидатом Л.А.И. положений, предусмотренных в п.п. «а»-«з» п. 5 ст. статьи 65 Областного закона от 21.06.2007 N 121-ОЗ (ред. от 15.08.2011) "О выборах Главы муниципального образования Новгородской области"( принят Постановлением Новгородской областной Думы от 30.05.2007 № 258-ОД) заявителем Х.В.Г. суду не представлены.

Доводы кандидата Х.В.Г. изложенные в заявлении и в суде, не могут служить основанием для принятия решения об отмене регистрации кандидата Л.А.И.

Кроме того, утверждение заявителя Х.В.Г. о нарушении кандидатом Л.А.И. нарушено положение ч. 4 ст. 43 Закона «О выборах главы муниципального образования в Новгородской области» от 21.06.207 года № 121-ОЗ, не соответствуют действительности и опровергаются данными, содержащимися в исследованных судом материалах.

В соответствие ч. 4 ст. 43 Закона «О выборах главы муниципального образования в Новгородской области» от 21.06.207 года № 121-ОЗ, экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения( об адресе места жительства, организации(лица), изготовившей и заказавшей( изготовившего и заказавшего эти материалы).

Как установлено в судебном заседании агитационный материал Календарь на 2012 год с надписью : «Продолжаем начатое, вместе», на который ссылается в заявлении кандидат Х.В.Г. до начала распространения был представлен кандидатом Л.А.И. в территориальную избирательную комиссию Волотовского района. Данный агитационный материал содержит в себе сведения о том, что изготовителем его является ООО «<данные изъяты>», расположенный по адресу <адрес> по заказу кандидата на должность Главы Волотовского муниципального района Л.А.И. а также тираж, дата выхода в печать, идентификационный номер налогоплательщика организации.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за посягательства на права граждан.

В судебно заседании установлено также, что 21 ноября 2011 года начато проведение административного расследования в отношении кандидата на должность Главы Администрации Волотовского муниципального района Л.А.И. по факту публикации агитационного печатного издания: газеты «<данные изъяты> с изображением лиц, не достигших 18- ти летнего возраста.

Срок административного расследования по делу не истек, решение о наличии в действиях кандидата Л.А.И. вины в совершении административного правонарушения, отсутствует.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены регистрации кандидата Л.А.И. в данном случае, не имеется, поскольку в судебном заседании не нашли подтверждения какие-либо виновные действия кандидата Л.А.И. которые, в силу вышеуказанных норм избирательного законодательства могли являться основанием для отмены регистрации кандидата.

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 197, 198, 259-261 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении заявления Х.В.Г. о признании незаконными действий кандидата Л.А.И. по изготовлению и распространению печатно-агитационных материалов и об отмене регистрации кандидата на должность главы Волотовского муниципального района Л.А.И., отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда, в соответствие с ч. 3 ст. 261 ГПК РФ в течение пяти дней со дня его принятия судом путем подачи кассационной жалобы через Солецкий районный суд.

Судья: