Дело № Решение Именем Российской Федерации 04 мая 2012 года г. Сольцы Солецкий районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Зуйковой В.М.., с участием старшего помощника прокурора Солецкого района Петуховой Ю.А., представителя ответчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» М., при секретаре Поблагуевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>»об обязании установить кнопку экстренного вызова полиции в согласованный срок, установил: Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с указанным заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» (далее - МАОУ «ООШ <данные изъяты>»), указав в обоснование, что в ходе проверки соблюдения законодательства по обеспечению пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности МАОУ «ООШ <данные изъяты>» выразившиеся в том, что в данном образовательном учреждении не уделяется должного внимания вопросам антитеррористической защищённости учреждения: ненадлежащим образом осуществляется пропускной режим, не введены единицы персонала по охране данного образовательного учреждения, охрана учреждения осуществляется только в ночное время и лицом, не имеющим правового статуса частного охранника. Также в данном учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции и договор по круглосуточной охране в МАОУ «ООШ <данные изъяты>», что препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищённости объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Полагает, что осуществление деятельности МАОУ «ООШ <данные изъяты>» с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. Просит обязать ответчика МАОУ «ООШ <данные изъяты>» установить кнопку экстренного вызова полиции в согласованный срок. В судебном заседании прокурор Петухова Ю.А. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, просила установить срок для устранения нарушений - до 01 сентября 2013 года. Представитель ответчика МАОУ «ООШ <данные изъяты>» М. требования прокурора признала, и суду пояснила, что, действительно, в Учреждении ненадлежащим образом осуществляется пропускной режим, не введены единицы персонала по охране данного образовательного учреждения, охрана учреждения осуществляется только в ночное время и лицом, не имеющим правового статуса частного охранника. Также в данном учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции и договор по круглосуточной охране в МАОУ «ООШ <данные изъяты>». В настоящее время в бюджет не внесены денежные средства на установку соответствующей кнопки вызова, а потому просит установить срок выполнения до 01 сентября 2013 года. Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что МАОУ «ООШ <данные изъяты>» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом МАОУ «ООШ <данные изъяты>». Согласно Уставу, МАОУ «ООШ <данные изъяты>» является муниципальным автономным учреждением, учредителем которого является Администрация Солецкого муниципального района. Из п.1.7 Устава следует, что образовательное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях, иметь печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием. Образовательное учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, Арбитражном суде. Согласно ч.3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств. При этом полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти и наделяется рядом прав и полномочий, взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, может использовать возможности государственных и муниципальных органов, которыми не наделены иные, созданные на коммерческой основе охранные организации, что в свою очередь делает возможным в короткие сроки пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищённости и безопасности объектов. В соответствии с Областным законом от 01 декабря 2004 года № 341-ОЗ «О реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории области» Администрацией Новгородской области постановлением от 30 сентября 2010 года (в редакции от 04 октября 2011 года) № 462 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011-2015 годы». Приложением 4 к постановлению установлено, что субсидии бюджетам городского округа, муниципальных районов области на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей предоставляются с целью софинансирования расходов бюджетов городского округа, муниципальных районов области на финансирование такого мероприятия, как обеспечение проектирования, установки и обслуживания кнопок экстренного вызова полиции в муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, вышеназванным нормативным актом предписана обязательность установки кнопок экстренного вызова полиции, а не иных служб безопасности, вневедомственной охраны, частных охранных предприятий, а также заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов. Как установлено в судебном заседании, в МАОУ «ООШ <данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствует кнопка экстренного вызова полиции и договор на круглосуточную охрану данного образовательного учреждения, что препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищённости объекта с массовым пребыванием детей, а следовательно, угрожает нарушением права воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. При указанных обстоятельствах требования прокурора обоснованны и потому подлежат удовлетворению. Срок исполнения требований прокурора - до 01 сентября 2013 года, согласованный сторонами в судебном заседании, суд находит обоснованным и разумным. Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Солецкого района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» об обязании установить кнопку экстренного вызова полиции в согласованный срок удовлетворить. Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> срок до 01 сентября 2013 года установить кнопку экстренного вызова полиции. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий В.М. Зуйкова