Дело № Решение Именем Российской Федерации 04 мая 2012 года г. Сольцы Солецкий районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Зуйковой В.М.., с участием старшего помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Петуховой Ю.А., представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» В., при секретаре Поблагуевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» об обязании установить кнопку экстренного вызова полиции в согласованный срок, установил: Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с указанным заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» (далее - МБОУ «ООШ <данные изъяты>»), указав в обоснование, что в ходе проверки соблюдения законодательства по обеспечению пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности МБОУ «ООШ <данные изъяты>» выразившиеся в том, что в данном образовательном учреждении не уделяется должного внимания вопросам антитеррористической защищённости учреждения: ненадлежащим образом осуществляется пропускной режим, не введены единицы персонала по охране данного образовательного учреждения, охрана учреждения не осуществляется ни в ночное, ни в дневное время. Также в данном учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции и договор по круглосуточной охране в МБОУ «ООШ <данные изъяты>», что препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищённости объекта с массовым пребыванием детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Полагает, что осуществление деятельности МБОУ «ООШ <данные изъяты>» с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищённости, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. Просит обязать ответчика МБОУ «ООШ <данные изъяты>» установить кнопку экстренного вызова полиции в согласованный срок. Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 02 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Солецкого муниципального района. В судебном заседании прокурор Петухова Ю.А. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, просила установить срок для устранения нарушений - до 01 сентября 2013 года. Представитель ответчика Администрации Солецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна. Представитель ответчика МБОУ «ООШ <данные изъяты>» В. требования прокурора признала, и суду пояснила, что, действительно, в Учреждении ненадлежащим образом осуществляется пропускной режим, не введены единицы персонала по охране данного образовательного учреждения, охрана учреждения не осуществляется в ночное время, поскольку школа не имеет средств для оплаты заработной платы сторожам. Также в данном учреждении отсутствует кнопка экстренного вызова полиции и договор по круглосуточной охране в МАОУ «ООШ <данные изъяты>». В программу связанной с охранной учреждения денежные средства по экстренной кнопке вызова полиции не заложены, полагает, что срок исполнения следует установить до 01 сентября 2013 года. Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что МБОУ «ООШ <данные изъяты>» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом МБОУ «ООШ <данные изъяты>». Согласно Уставу, МБОУ «ООШ <данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем которого является Администрация Солецкого муниципального района. Из п.1.6 Устава следует, что органом, осуществляющим полномочия собственника имущества учреждения от имени Солецкого муниципального района является комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Солецкого муниципального района. Из п.1.8 Устава следует, что учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией), самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет план финансово-хозяйственной деятельности, баланс, лицевой счёт получателя субсидий на выполнение муниципального задания и лицевой счёт администратора доходов бюджета в Управлении Федерального казначейства по Новгородской области, печать установленного образца, штамп и другие реквизиты. Согласно ч.3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» предусмотрена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации. Согласно п. 7.1 ст.14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местно значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения. Согласно п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств. При этом полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти и наделяется рядом прав и полномочий, взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, может использовать возможности государственных и муниципальных органов, которыми не наделены иные, созданные на коммерческой основе охранные организации, что в свою очередь делает возможным в короткие сроки пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищённости и безопасности объектов. В соответствии с Областным законом от 01 декабря 2004 года № 341-ОЗ «О реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории области» Администрацией Новгородской области постановлением от 30 сентября 2010 года (в редакции от 04 октября 2011 года) № 462 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011-2015 годы». Приложением 4 к постановлению установлено, что субсидии бюджетам городского округа, муниципальных районов области на обеспечение пожарной безопасности, антитеррористической и антикриминальной безопасности дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей предоставляются с целью софинансирования расходов бюджетов городского округа, муниципальных районов области на финансирование такого мероприятия, как обеспечение проектирования, установки и обслуживания кнопок экстренного вызова полиции в муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, вышеназванным нормативным актом предписана обязательность установки кнопок экстренного вызова полиции, а не иных служб безопасности, вневедомственной охраны, частных охранных предприятий, а также заключение соответствующих договоров на круглосуточную охрану объектов. Как установлено в судебном заседании, в МБОУ «ООШ <данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствует кнопка экстренного вызова полиции и договор на круглосуточную охрану данного образовательного учреждения, что препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищённости объекта с массовым пребыванием детей, а следовательно, угрожает нарушением права воспитанников и работников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. При указанных обстоятельствах требования прокурора обоснованны и потому подлежат удовлетворению. Срок исполнения требований прокурора - до 01 сентября 2013 года, согласованный сторонами в судебном заседании, суд находит обоснованным и разумным. Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального района, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>» об обязании установить кнопку экстренного вызова полиции в согласованный срок удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> срок до 01 сентября 2013 года установить кнопку экстренного вызова полиции. В случае отсутствия или недостаточности средств, необходимых для выполнения требований установить кнопку экстренного вызова полиции привлечь к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда в полном объеме или недостающей части денежных средств Администрацию Солецкого муниципального района. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий В.М. Зуйкова