Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соль-Илецк 17 ноября 2010 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Ившиной Т.В.,
при секретаре Эпп А.Н.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Воякиной Е.А.,
представителя ответчика ХХХ – ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к ХХХ о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к ХХХ, в котором указал следующее. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в ХХХ отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности в нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года № 128-ФЗ. Факт отсутствия лицензии в ХХХ на осуществление указанной деятельности подтверждается ответом на запрос прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №. В результате незаконного бездействия ХХХ создаются препятствия реализации гарантированного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд признать незаконным бездействие ХХХ в неполучении в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, а также действия, в осуществлении данной деятельности в отсутствие лицензии – незаконным. Обязать ХХХ получить лицензию, предоставляющую право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Соль-Илецкого района Воякина Е.А. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что иск признает частично, а именно в части требований по не получению лицензии. В остальной части иск не признает. Действительно, ХХХ занимается сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением отходов 4-5 класса опасности с момента своего создания – с ДД.ММ.ГГГГ. Данная деятельность осуществляется по проекту образования отходов с ведома Росприроднадзора и Ростехнадзора. Ежегодно предприятие предоставляет все необходимые отчеты по произведенной деятельности. По проведенным проверкам и ревизиям органов контроля не выявлено ни одного нарушения, влекущего полный запрет деятельности на полигоне. Работники, связанные с деятельностью на полигоне постоянно проходят квалифицированную подготовку. Оформлением необходимой документации предприятие занимается с момента производства данной деятельности. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность осуществляется согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ХХХ, составленному на основании заключения Ростехнадзора. Действительно на предприятии отсутствует лицензия на осуществление вышеуказанной деятельности, но предприятие в данном случае не бездействовало, ведется работа по получению лицензии. Поскольку получение лицензии влечет за собой совершение действий, которые не зависят от ХХХ, просила продлить срок для получения лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что иск прокурора признает только в части осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности без лицензии. В остальной части иск не признает, поскольку ХХХ не бездействовало в получении лицензии. По существа иска пояснил следующее. ХХХ не принимает отходы 1-3 класса. Отходы 1 класса - чрезвычайно опасные отходы, имеющиеся на их предприятии, сдаются ими в специализированную организацию в <данные изъяты>, обладающую лицензией. Указанные отходы их предприятием не принимаются. Отходы 2 класса - высокотоксичные отходы, которые отсутствуют в городе <данные изъяты>. Указанные отходы ХХХ также не принимаются. Отходы 3 класса - очень большой классификатор умеренно опасных отходов, которые также не принимаются их предприятием. Предприятием ХХХ заключены договора на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов. С ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента образования полигона, разработан проект эксплуатации полигонно-бытовых отходов, которым они руководствуются в своей деятельности, осуществляя захоронение твердых бытовых отходов на па песчано-глиняном карьере. К числу твердых бытовых отходов 4 класса относятся туалетная бумага, отходы от населения, предприятий, отходы от древесины, смет с территорий, стекловолокно, сбой кирпича и т.д. Отходы 5 класса - это жидкие бытовые отходы, деятельность по их сбору осуществляет как ХХХ, так и частные лица. Таким образом, ХХХ осуществляет только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности. Однако лицензия только на 4 класс отходов отдельно не выдается. ХХХ начало деятельность по подготовке документов по получению лицензии ДД.ММ.ГГГГ. До этого времени предприятие работало по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и лицензия не требовалась в ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ не получили лицензию по причине незнания о ее необходимости. В ДД.ММ.ГГГГ была проверка прокуратуры, после чего они начали собирать необходимые документы для получения лицензии. ДД.ММ.ГГГГ ХХХ было подано заявление в «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> области» на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие требованиям СанПиН зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности. ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> области» выдало положительное заключение, однако в нем был выявлен ряд санитарных недочетов. На основании данного заключения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> области выдала санитарно-эпидемиологическое заключение о не соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам данного вида деятельности. Для устранения выявленных нарушений понадобились значительные затраты. ДД.ММ.ГГГГ ХХХ подало повторное заявление в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> области» на проведение повторной санитарно-эпидемиологической экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ было получено положительное заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> области», а ДД.ММ.ГГГГ - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> области. ДД.ММ.ГГГГ ХХХ предоставил необходимые документы в Приуральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения лицензии на деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов. Просил суд продлить срок для получения лицензии до ДД.ММ.ГГГГ, т.к. полигон для захоронения отходов необходимо зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> области, а на это требуется время.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия деятельности на природную среду исходя из требований охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Статья 4.1. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" предусматривает, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Положением «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006г. N524.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что ХХХ осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии.
В соответствии с п.п. <данные изъяты> Устава ХХХ, утвержденного Распоряжением главы МО Городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ХХХ является юридическим лицом, предметом деятельности которого является, в частности, санитарная очистка; оказание услуг населению, предприятиям, организациям и др.
Пункт <данные изъяты> Устава устанавливает, что право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по окончании срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно перечню образующихся отходов от ДД.ММ.ГГГГ к собственным отходам ХХХ относятся: отходы 0, I, III, IV, V класса опасности для окружающей природной среды. Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности в отношении собственных отходов I – IV класса: по договору с ЧП **** <адрес>; по договору с ЗАО «*****» <адрес>; повторное использование на предприятии; утилизация на предприятии; транспортировка, размещение на полигоне ТБО). К отходам сторонних организаций относятся отходы IV класса опасности для окружающей природной среды. Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности в отношении отходов сторонних отходов IV класса: сбор, транспортировка, размещение на полигоне ТБО.
В нарушение требований законодательства, у ХХХ до настоящего времени лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности не имеется, чем создается опасность вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора Соль-Илецкого района о признании незаконным бездействия ХХХ в неполучении в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, не признали, обосновывая тем, что все необходимые действия по для получения лицензии ими были предприняты, а срок ее выдачи от них не зависит.
Вместе с тем, данный факт не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
30 декабря 2008года Федеральным законом от 30 декабря 2008г. N309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 24 июня 1998года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" внесены следующие изменения, а именно статья 9 указанного закона изложена в следующей редакции: «Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом, статья 49 ФЗ от 30 декабря 2008г. N309-ФЗ предусматривает, что Пункты 1-10, подпункты "а" - "г" пункта 11, пункты 12-17 статьи 33 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 декабря 2008 г. N 267. То есть с 01 июля 2009 года статья 9 ФЗ от 24 июня 1998года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" действует в новой редакции.
Как пояснили представители ответчика в судебном заседании ХХХ начало деятельность по подготовке документов по получению лицензии ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проведенной прокуратурой Соль-Илецкого района проверки. До этого времени предприятие работало без лицензии по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
То есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имело место бездействие со стороны ХХХ в неполучении в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности. Весь указанный период никаких мер по получению указанной лицензии ответчиком предпринято не было, при этом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV класса продолжала осуществляться. До настоящего времени ХХХ указанная лицензия не выдана.
Следовательно, прокурором Соль-Илецкого района обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия ХХХ в неполучении в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности и признании незаконным действия, выразившегося в осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности в отсутствии лицензии.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Как следует из объяснений представителей ответчика, для устранения выявленных нарушений, в частности, для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество соответствующих записей на полигон, необходим определенный промежуток времени. С учетом характера выявленных нарушений и мнения сторон, суд считает возможным предоставить ответчику время для получения в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие ХХХ, выразившееся в неполучении в установленном порядке лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, а также действия по осуществлению данной деятельности в отсутствие лицензии незаконными.
Обязать ХХХ получить лицензию, предоставляющую право на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
СУДЬЯ: Ившина Т.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 19.11.2010 года.
СУДЬЯ: Ившина Т.В.