№ 2-193/11 решение по иску о возложении обязанности оборудовать здание учреждения пожарной сигнализацией



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» марта 2011 года г.Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Ившиной Т.В.,

при секретаре Эпп А.Н.

с участием:

представителя истца – ст. помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Трофимова А.А.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «... ЦРБ» о возложении обязанности оборудовать здание учреждения здравоохранения пожарной сигнализацией,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУЗ «... ЦРБ» о возложении обязанности оборудовать здание учреждения здравоохранения пожарной сигнализацией, указав в нем следующее. Прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка исполнения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а также законодательства о здравоохранении в деятельности МУЗ «... ЦРБ» при эксплуатации зданий фельдшерско-акушерских пунктов. В ходе проверки было установлено, что здание фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) <адрес>, являющегося обособленным подразделением МУЗ «... центральная районная больница», расположенного на территории <адрес>, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (СОУЭ). Тем самым, администрацией муниципального учреждения здравоохранения «... ЦРБ» поставлены под угрозу невыполнения установленные ст.2 п.п.1,3,5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 такие основные принципы охраны здоровья граждан как соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и доступность медико-социальной помощи, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Далее, бездействием ответчика по оборудованию АПС и СОУЭ находящегося на балансе учреждения здания, нарушены требования ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» согласно которой руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В соответствии с п.2 ст.54 ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. В нарушение п.1,3 ст.84 ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года, а также п.3 таб. 2 СП 3.13130.2009 утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 173, помещение ФАПа не оборудовано системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Согласно п.9 таблицы № А1 «Приложения к перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (СП 5.13130.2009, утв. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175) здания общественного и административно-бытового назначения, к которым относится ФАП <адрес>, должны быть оборудованы АПС и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Круг лиц, в защиту которых выступает прокуратура района по данному гражданскому делу, является неопределенным, поскольку конкретный состав сотрудников ФАПа может меняться в течение года. Кроме того, отсутствие АПС и СОУЭ в случаях возникновения пожара может привести к значительному затруднению при эвакуации людей, несвоевременному обнаружению очагов пожара в начальной его стадии, угрожая тем самым жизни и здоровью лиц, которые посещают здание данного ФАПа в целях получения медицинских услуг. Этот круг лиц невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела. Просил суд обязать МУЗ «... ЦРБ» обеспечить здание фельдшерско-акушерского пункта <адрес> автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник Соль-Илецкого района Оренбургской области Трофимов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – МУЗ «... ЦРБ» ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признал частично, а именно не согласен со сроком установленным истцом для оборудования здания ФАП <адрес> автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Их учреждение занимается вопросом пожарной безопасности - установлены системы оповещения в помещениях с круглосуточным пребыванием людей, устанавливаются пожарные сигнализации. Вся эта работа осуществляется в соответствии с районной целевой программой «Повышение противопожарной безопасности в муниципальном учреждении здравоохранения «... ЦРБ» на ДД.ММ.ГГГГ». Все финансирование по зданиям фельдшерско-акушерских пунктов заложено в программу на период ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку МУЗ «... ЦРБ» является бюджетной организацией, то вся ее работа зависит от районного финансирования. Поэтому во всех зданиях ФАП установить пожарные сигнализации единовременно невозможно, т.к. на это требуется значительное финансирование и время для выполнения данных работ. Районной целевой программой финансирование здания ФАП <адрес> запланировано на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просил суд установить разумный срок для выполнения требования прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица – Администрации <адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что поддерживает позицию представителя МУЗ «... ЦРБ». Считает, что требования прокурора Соль-Илецкого района об устранении нарушений требований пожарной безопасности к МУЗ «... ЦРБ» обоснованны. В то же время, ответчик не бездействует. Установкой пожарных сигнализаций занимаются с ДД.ММ.ГГГГ согласно целевой программе «Повышение противопожарной безопасности в муниципальном учреждении здравоохранения «... ЦРБ» на ДД.ММ.ГГГГ». Выделялись денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., которые осваивались на указанные цели. Районный бюджет на ДД.ММ.ГГГГ уже принят, и изменить его для финансирования установки пожарных сигнализаций во всех зданиях ФАП невозможно. При разработке целевой программы, распределяли денежные средства на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Это было сделано исходя из финансовых возможностей муниципального образования. Им стало известно о необходимости установки пожарных сигнализаций, когда стали принимать целевую программу. Просил суд установить разумный срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Права и обязанности организаций и иных хозяйствующих субъектов в области обеспечения пожарной безопасности закреплены в ст.37 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которой руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Под пожарной безопасностью согласно положениям действующего законодательства понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Наряду с Федеральным Законом № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Сводом правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки противопожарной системы и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденным Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года №175, а также Сводом правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденным Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года №173, согласно которому здания общественного и административно-бытового назначения, к которым относятся фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре.

Правила пожарной безопасности устанавливают требования обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

На основании пункта 7.29 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7, а также в соответствии с п.п.7.1-7.2 таблицы 1 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003г. № 315, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС).

Согласно п.11 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года №323, помещения лечебных и амбулаторно-клинических учреждений должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> (... фельдшерско-акушерский пункт) является филиалом муниципального учреждения здравоохранения «... центральная районная больница».

В материалах дела имеется лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая право муниципального учреждения здравоохранения «... центральная районная больница» на осуществление медицинской деятельности. Настоящая лицензия предоставлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Приложение № от ДД.ММ.ГГГГ к лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, на осуществление медицинской деятельности, выданной МУЗ «... ЦРБ», содержит перечень мест осуществления лицензируемого вида деятельности и видов работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в числе которых указан фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с Уставом муниципального учреждения здравоохранения «... центральная районная больница», утвержденным распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, МУЗ «... ЦРБ» является юридическим лицом, находящимся в ведении муниципального образования <адрес> и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, ... области, нормативными правовыми актами муниципального образования <адрес> и настоящим Уставом. Координацию и регулирование деятельности Учреждения осуществляет министерство здравоохранения ... области. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки.

Пунктом 5.1 названного Устава предусмотрено, что Учреждение имеет в своем составе филиалы без прав юридического лица, действующие на основании положений, утверждаемых Учреждением, в том числе и ... фельдшерско-акушерский пункт.

Разделом 5 Устава предусмотрено, что Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и настоящим Уставом. Высшим должностным лицом (единоличным исполнительным органом) Учреждения является главный врач, назначаемый и освобождаемый главой муниципального образования <адрес>, который, в частности, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Учреждения и осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией его компетенции.

На основании Решения № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов муниципального образования <адрес> принята районная целевая программа «Повышение противопожарной безопасности в муниципальном учреждении здравоохранения «... центральная районная больница» на ДД.ММ.ГГГГ». Данная программа имела своей целью обеспечение безопасности жизни, здоровья больных, медперсонала и имущества ЦРБ, повышение гарантий на безопасность лечения граждан и работы медперсонала. Указанная программа предполагала оборудование всех зданий: стационаров, поликлиник, участковых больниц автоматической пожарной сигнализацией. Вместе с тем, данная программа не предусматривала необходимость оборудования АПС зданий фельдшерско-акушерских пунктов МУЗ «... ЦРБ».

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со ст.53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, п.12.3 ст.23 Устава <адрес> и в целях повышения противопожарной безопасности МУЗ «... ЦРБ» утверждена районная целевая программа «Повышение противопожарной безопасности в муниципальном учреждении здравоохранения «... центральная районная больница» на ДД.ММ.ГГГГ.». Контроль за исполнением постановления возложен на главного врача МУЗ «... ЦРБ». В соответствии с п. 1.4 данной Программы предполагается оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания ФАПов, в том числе ФАП <адрес>. Согласно п.4 указанной Программы финансирование работ по проектированию, монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в ФАП <адрес> в сумме <данные изъяты> тыс.руб. запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.

Из сообщения Отдела надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по ... области от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой проверки МУЗ «... ЦРБ» установлено, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре имеются не во всех фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории <адрес>. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в том числе, отсутствует и в фельдшерско-акушерском пункте <адрес>.

Отсутствие в ФАП <адрес> автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, подтверждается и ответом МУЗ «... ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста -заместитель начальника Отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ФИО3 пояснил, что действительно Отделом надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности МУЗ «... ЦРБ». Плановые проверки МУЗ «... ЦРБ» проводятся 1 раз в 2 года, внеплановые проверки проводятся по исполнению ранее выданного предписания. ДД.ММ.ГГГГ была последняя проверка МУЗ «... ЦРБ», в ходе которой был выявлен ряд нарушений пожарной безопасности, вынесено предписание для устранения, установлены конкретные сроки. Пункт по установке пожарных сигнализаций в зданиях ФАП, в том числе в ФАП <адрес>, предписывался МУЗ «... ЦРБ» неоднократно. При проверке МУЗ «... ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ также были выявлены данные нарушения, и данный пункт был предложен к исполнению. С того времени изменилась ситуация по участковым больницам, и некоторым помещениям МУЗ «... ЦРБ» по <адрес>, т.е. были установлены пожарные сигнализации. Требования о необходимости установки пожарных сигнализаций в зданиях ФАП установлены ФЗ «О Пожарной безопасности». С 1994 года нормативный акт изменялся, но предыдущие нормы не отменены. Действуют нормативные акты и 2003 года, и 2009 года. Разница между их требованиями минимальна. Отсутствие автоматических пожарных сигнализаций и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ФАП обуславливает несвоевременное обнаружение пожара, несвоевременные действия персонала по оповещению и эвакуации людей при пожаре. Максимальный срок для устранения выявленных нарушений в ФАП <адрес> составляет – ..., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения МУЗ «... ЦРБ» требований законодательства в области пожарной безопасности, выразившееся в не оборудовании фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) <адрес> автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (СОУЭ), что может привести к значительному затруднению при эвакуации людей, несвоевременному обнаружению очагов пожара в начальной его стадии, угрожая тем самым жизни и здоровью лиц, которые посещают здание данного ФАПа в целях получения медицинских услуг.

Следовательно, прокурором Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования к МУЗ «... ЦРБ» о возложении обязанности оборудовать здание учреждения здравоохранения (ФАП <адрес>) пожарной сигнализацией.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Как следует из объяснений представителя ответчика и третьего лица, для устранения выявленных нарушений, необходим определенный промежуток времени и финансовые затраты. Учитывая характер выявленных нарушений, суд приходит к выводу, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Обязать МУЗ «... ЦРБ» обеспечить здание фельдшерско-акушерского пункта <адрес> автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

СУДЬЯ:

Мотивированное решение составлено 09.03.2011 года.

СУДЬЯ: