Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соль-Илецк 07 апреля 2011 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
при секретаре Эпп А.Н.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Ерещенко Л.Г.,
истца Ниталиевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ к Администрации муниципального образования <адрес> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Соль-Илецкого района в интересах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования <адрес> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в котором указал следующее. В прокуратуру Соль-Илецкого района обратилась Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о предъявлении в суд иска в ее интересах. Ее отец - ФИО1 решением ... районного суда ... области от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. находилась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» на полном государственном обеспечении. Какое-либо жилье за несовершеннолетней Ниталиевой А.М. не закреплялось. Распоряжением главы администрации муниципального образования сельское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ниталиева А.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. проживала и проходила обучение по специальности «<данные изъяты>» в ГОУ НПО ПУ №. Ниталиева А.М. проживает в гражданском браке с ФИО3, от которого имеет двоих дочерей ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. В связи со сложным материальным положением своего жилья не имеет, проживает с семьей у свекрови. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии. В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст.1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, по месту проживания Ниталиевой А.М. является Администрация муниципального образования <адрес>. Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган местного самоуправления. При этом, в бюджете муниципального образования <адрес> на 2011 год средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не заложены. В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в 2011 году району планируется предоставление субвенций на сумму <данные изъяты> тыс. руб. из бюджета области. В списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на ДД.ММ.ГГГГ состоит <данные изъяты> человек. Исходя из списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма, указанная сумма явно недостаточна для выполнения возложенных на Администрацию <адрес> обязанностей по предоставлению жилья. Таким образом, Администрация муниципального образования <адрес> должна предоставить Ниталиевой А.М. жилое помещение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просил суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта федерации.
В судебном заседании представитель истца – помощник Соль-Илецкого района Оренбургской области Ерещенко Л.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить. Указала, что Ниталиева А.М. является сиротой. Она длительное время находилась в детском доме, потом проживала и обучалась в <данные изъяты>. Проживает в гражданском браке с ФИО3, от которого имеет двух малолетних дочерей. В настоящее время Ниталиевой А.М. – ... года и она имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.
Ниталиева А.М., в интересах которой действует прокурор Соль-Илецкого района, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить. Пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась в Детском доме. Своего жилья у нее нет. В настоящее время она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась и проживала в <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>». Когда окончила <данные изъяты>, поехала жить к брату, но через некоторое время брат ее выгнал. У нее двое малолетних дочерей, в детский садик их не берут. Поскольку детей оставлять не с кем, она не работает. В настоящее время она проживает в доме матери ее гражданского мужа. Домик площадью <данные изъяты> кв.м., на этой площади их живет <данные изъяты> человек. Детям нет возможности поиграть, нормально спать и питаться. Ее гражданский супруг работает, но не хочет снимать им жилье. Своего жилья у него нет.
Представитель ответчика - Администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому обеспечение вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств субъекта РФ. ... району планируется предоставить в 2011 году субвенций на сумму <данные изъяты> тысяч рублей для приобретения жилья данной категории граждан. Из чего видно, что данной суммы явно недостаточно для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на 01.01.2011 года на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит <данные изъяты> человек в возврате старше 18 лет. Распоряжением администрации муниципального образования сельское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Ниталиева А.М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация МО <адрес> не возражает в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении Ниталиевой А.М. вне очереди жилой площади, и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлено письменное ходатайство, в котором Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ходатайствует о признании его ненадлежащим ответчиком по делу. Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не имеет полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан, в том силе детей-сирот, жилыми помещениями. Законом Оренбургской области от 29.12.2008 года № 1853/389 - IV- ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации – Оренбургская область, в соответствии с нормами пункта 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ, передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления. С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий. Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Кроме того, согласно ст.4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениям. Аналогичная норма содержится в Уставе муниципального образования <адрес>. Учитывая изложенное, просили суд признать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ненадлежащим ответчиком и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно свидетельству о рождении серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Ниталиева А.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее родителями указаны: отец – ФИО1, мать – ФИО2.
Свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что мать Ниталиевой А.М. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ... районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Ниталиевой А.М. – ФИО1 признан безвестно отсутствующим.
На основании Распоряжения Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. определена в школу-интернат <адрес> на полное государственное обеспечение.
Из справки ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно находилась в Детском доме на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ГОУ НПО ПУ № за № от ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. действительно обучалась в ГОУ НПО ПУ № в группе № по профессии «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). По окончанию обучения выдан диплом №.
Свидетельствами о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ являются детьми Ниталиевой А.М. и ФИО3.
Из справки Администрации МО СП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет следующий состав семьи: дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно зарегистрирована и проживает на территории <адрес> по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО6 на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества – отсутствуют.
Справками ГУП Оренбургской области «ОЦиОН» от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что за Ниталиевой А.М., ФИО4 домовладения (приватизированной квартиры) в <адрес> и <адрес> не значится.
Распоряжением Администрации МО СП <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
На основании Распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на льготную очередь на жилье несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлена на льготную очередь на предоставление жилой площади.
Таким образом, Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, окончившая пребывание в образовательном учреждении, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье не получила и имеет право требовать предоставления ей такого жилья.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Оренбургской области.
Органом местного самоуправления по месту проживания Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является Администрация МО <адрес>.
В связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. должна быть возложена на этот орган местного самоуправления, который является получателем, а соответственно и распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, признанными нуждающимися в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрация МО <адрес> обязана предоставить Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение за счет средств субъекта федерации по договору социального найма, следовательно, исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области к Администрации МО <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
СУДЬЯ:
Мотивированное решение суда изготовлено 08.04.2011 года.
СУДЬЯ: