№ 2-409/11 решение по иску о признании незаконным бездействия



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» апреля 2011 г. г. Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Ившиной Т.В.

при секретаре Эпп А.Н.

с участием:

представителя заявителя заместителя прокурора Соль-Илецкого района Вдовкина В.Г.

представителя заинтересованного лица Администрации мо Соль-Илецкий район ФИО2

представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования сельское поселение Т. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования сельское поселение Т. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства администрацией муниципального образования Т. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных пунктов. В ходе проведенной проверки установлено, что муниципальное образование Т. сельсовет состоит из двух населенных пунктов: с. Т. и с. И.. Численность населения муниципального образования составляет <данные изъяты> человека, из них <данные изъяты> человек проживает в с. И., <данные изъяты> человек в с. Т.. Населенный пункт с. Т. состоит из 4 улиц, с. И. состоит из 2 улиц. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Т. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области в нарушение требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово – регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) не согласовывалась. Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории Т. сельсовета Соль-Илецкого района. Просил: признать незаконным бездействие администрации мо сп Т. сельсовет Соль-Илецкого района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию мо сп Т. сельсовет: не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией мо сп Соль-Илецкий район и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их количество. На согласованной территории организовать площадки с водонепроницаемым покрытием, на которые установить согласованное с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) количество стандартных металлических контейнеров. На улицах муниципального образования выставить урны, количество которых согласовать с органами коммунального хозяйства. Установить и согласовать очередность плано – регулярной очистки населенных пунктов с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор).

Позже прокурор уточнил свои требования и просил: признать незаконным бездействие администрации мо сп Т. сельсовет Соль-Илецкого района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию мо сп Т. сельсовет не позднее ДД.ММ.ГГГГ: согласовать с администрацией мо Соль-Илецкий район и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

Представитель истца Вдовкин В.Г. при разбирательстве дела в суде уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил требования удовлетворить.

Заинтересованное лицо администрация мо сп Т. сельсовет надлежащим образом уведомлено о месте и времени проведения судебного заседания. Представитель администрации мо сп Т. сельсовет ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные требования прокурора признал.

Представитель заинтересованного лица администрации мо Соль-Илецкий район ФИО2 пояснил следующее: с требованиями прокурора согласен. Считает, что заявленные требования должны быть удовлетворены.

Представитель Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) ФИО3 указала, что с Роспотребнадзор не согласовывается периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и количество мусоросборных контейнеров. Остальные требования, заявленные прокурором должны быть удовлетворены, так как администрацией мо сп Т. сельсовет сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Данные обстоятельства были установлены в ходе проверки, проведенной Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

В силу статьи 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьей 41 Конституции РФ, гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе, в области охраны окружающей среды и санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч.ч.1,2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.18 ч. статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 ч.1 статьи 5 Устава муниципального образования сельское поселение Т. сельсовет закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местно значения сельсовета.

Решением Совета депутатов мо сп Т. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования сельское поселение Т. сельсовет избран ФИО1.

В ходе проведенной Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором проверки исполнения природоохранного и санитарно – эпидемиологического законодательства администрацией мо сп Т. сельсовет Соль-Илецкого района глава администрации мо сп Т. сельсовет ФИО1 пояснил, что муниципальное образование Т. сельсовет состоит из двух населенных пунктов: с. Т., с. И.. На территории населенных пунктов сбор, вывоз твердых бытовых отходов администрацией не организован, а вывозится населением и учреждениями самостоятельно на свалку, которая расположена на расстоянии 2000 метров севернее села. Численность населения муниципального образования составляет <данные изъяты> человека. Мусоровозного транспорта у администрации не имеется. Полномочия по сбору, вывозу отходов мо Соль-Илецкий район администрацией сельсовета не передавались. Генеральная схема очистки населенного пункта не принималась и не утверждалась. На территории муниципального образования мусоросборники не устанавливались. Специальные площадки для размещения контейнеров не выделялись. На территории муниципального образования имеется 7 урн. 5 шт. – в с. Т., 2 шт. – в с. И.. Указанные урны установлены около объектов соцкультбыта. На улицах поселений урн не имеется.

Таким образом, Администрацией мо сп Т. сельсовет до настоящего времени не исполняются прямо возложенные действующим законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Данное бездействие Администрации мо сп Т. сельсовет является незаконным.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 – ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.п.2.2.3 п.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» ( утв. Минздравом СССР от 05 августа 1988 г. № 4690 – 88) ( далее Санитарных правил и норм) площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями ( ныне Роспотребнадзор).

В силу абз2 п.10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, требование прокурора о возложении на администрацию мо сп Т. сельсовет обязанности по согласованию с администрацией мо Соль-Илецкий район и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) выделения на территории сельского поселения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров подлежит удовлетворению.

При определении необходимого для поселения количества мусоросборников, следует руководствоваться Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Пп.2.1.4 п.2 Санитарных правил и норм установлено, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников ( контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды их наибольшего накопления.

В силу п.п.4.1 п.4 Санитарных правил и норм, на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны.

Следовательно, требование прокурора о возложении на администрацию мо сп Т. сельсовет по принятию мер к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Представитель Управления в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) по Оренбургской области утверждает, что не согласовывает периодичность удаления твердых бытовых отходов.

В то же время п.п.2.2.1 п.2 Санитарных правил и норм, в каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно – эпидемиологической службы ( ныне Роспотребнадзор).

С учетом данной нормы, суд находит требование прокурора о возложении на Администрацию мо сп Т. сельсовет обязанности по согласованию периодичности удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подлежащим удовлетворению.

Прокурор просит установить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Заинтересованное лицо Администрация мо сп Т. сельсовет не оспаривает данный срок. Суд находит указанный срок разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации мо сп Т. сельсовет Соль-Илецкого района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.

Обязать администрацию мо сп Т. сельсовет не позднее ДД.ММ.ГГГГ:

Согласовать с администрацией мо Соль-Илецкий район и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами.

Установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено «18» апреля 2011 г.

Судья: