№ 2-397/11 решение по иску о понуждении к совершению действия по приведению скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Соль-Илецк 19 апреля 2011 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Ившиной Т.В.,

при секретаре Эпп А.Н.,

с участием:

представителя истца – ст. помощника прокурора Соль-Илецкого района Буслаевой Л.Н.,

представителя ответчика – ФИО1,

специалиста ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к СПК (колхоз) «Л.» о понуждении к совершению действий по приведению скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к СПК (колхоз) «Л.», указав в нем следующее. Прокуратурой Соль-Илецкого района совместно со специалистами ГУ «Соль-Илецкое районное управление ветеринарии» проведена проверка соблюдения норм санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства Российской Федерации в деятельности СПК (колхоза) «Л.». Проверкой установлено, что на балансе СПК (колхоз) «Л.» находится скотомогильник (биотермическая яма), расположенный за территорией населенного пункта с.Л. в 1500 м. В нарушение норм действующего законодательства территория скотомогильника (биотермической ямы) не огорожена глухим забором. Ветеринарный объект не оборудован помещением для вскрытия трупов животных. Над ямой, предназначенной для хранения трупов животных, отсутствует навес. Частично разрушена обваловка ямы. Отмеченные выше нарушения при устройстве скотомогильника (биотермической ямы), делают доступными трупы павших животных для бродячих собак, диких животных и птиц. В связи с изложенным, территория с.Л. является опасным источником распространения инфекционных и инвазионных заболеваний общих для человека и животных, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения, и может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных со вспышками опасных заболеваний. СПК (колхоз) «Л.» как балансодержатель скотомогильника (биотермической ямы), на протяжении нескольких лет не принимает каких-либо мер к приведению его в состояние, отвечающее требованиям ветеринарного законодательства Российской Федерации. Просил суд признать незаконным бездействие СПК (колхоза) «Л.» при устройстве, содержании в санитарном состоянии и надлежащем оборудовании скотомогильника (биотермической ямы), расположенном на территории муниципального образования сельское поселение Л. сельсовет. Обязать СПК (колхоз) «Л.» огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из внутреннего грунта, через траншею перекинуть мост. Над ямой, на высоте 2,5 м установить навес длиной 6 м, шириной 3 м. Построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Соль-Илецкого района Буслаева Л.Н., исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указала, что вблизи с.Л. Соль-Илецкого района расположен скотомогильник, который был построен в ... году. Данный скотомогильник стоит на балансе СПК (колхоз) «Л.». Однако балансодержателем СПК (колхоз) «Л.» контроль за состоянием скотомогильника не осуществляется. В связи с чем, скотомогильник не соответствует требованиям ветеринарного законодательства. Население вынуждено пользоваться данным скотомогильником, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций.

Представитель ответчика – СПК (колхоз) «Л.» ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично. Пояснил, что у них колхоз большой, у населения имеется более ... голов крупнорогатого скота. Вблизи с.Л. имеется скотомогильник, который стоит на балансе СПК (колхоз) «Л.». Скотомогильник строился хоз. способом колхозом для собственных нужд. На биотермической яме имеется крышка, но нет замка. Трупы животных не валяются, а сбрасываются в биотермическую яму. Вскрытие животных производит ветеринарный врач около скотомогильника на земле. Согласен с требованиями прокурора о том, что необходимо установить глухой забор, ворота и выкопать траншею. Если построить помещение для вскрытия трупов животных, то не каждый гражданин захочет затаскивать труп животного в помещение. Кроме того, для строительства данного помещения у СПК (колхоз) «Л.» нет финансовых средств. По возможностям они могут сделать только ограждение и перекинуть мостик, а не возводить капитальное строение. Поэтому в части возведения помещения для вскрытия трупов животных исковые требования не признают, так как на это нет средств.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995года №13-7-2/469, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводимой ст. помощником прокурора Соль-Илецкого района Буслаевой Л.Н., с участием зам. начальника ГУ «Соль-Илецкое районное управление ветеринарии» ФИО2, главы администрации МО СП Л. сельсовет ФИО3, зав. Л. ветпунктом ФИО4, председателя СПК (колхоз) «Л.» ФИО1, подтверждается, что в 1 км северо-восточнее с.Л. находится скотомогильник, состоящий на балансе СПК (колхоз) «Л.». Скотомогильник представляет собой яму размером 3м х 3м, глубиной 10 м, стены выложены кирпичом, отверстие ямы закрыто металлической крышкой. Вышеуказанный скотомогильник огорожен деревянными жердями, вокруг скотомогильника в радиусе от ямы имеется траншея, рядом имеется обваловка. Яма на 2/3 заполнена трупами животных. Перекрытие ямы металлическое. Территория, прилегающая к яме, находится в удовлетворительном состоянии. Ограждение скотомогильника отсутствует. Помещение для скрытия трупов также отсутствует.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста зам. начальника ГУ «Соль-Илецкое районное управление ветеринарии» ФИО2 пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ совместно с прокуратурой Соль-Илецкого района ею осуществлялся выезд на территорию скотомогильника, расположенного возле с.Л. Соль-Илецкого района. В ходе проверки установлено, что указанный скотомогильник не отвечает требованиям ветеринарного законодательства, которое заключается в следующем. Отсутствует помещение для вскрытия трупов животных. Помещение для вскрытия трупов животных должно быть капитальным, т.е. должны иметься свет, водопровод, канализация. Возможно поставить вагончик, который должен закрываться. Но в таком вагончике могут вскрываться только трупы мелких животных. Трупы крупных животных необходимо вскрывать на бетонном покрытии в специально оборудованном помещении. Помещение необходимо еще и для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря. На биотермической яме отсутствует замок, который необходим, чтобы предотвратить свободный доступ к биотермической яме. Падеж скота должен быть с уведомлением ветеринарного врача. Сокрытие падежа скота это административное правонарушение. Отсутствует ограждение скотомогильника. Скотомогильник должен быть огорожен глухим забором. Навес скотомогильника также отсутствует.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что скотомогильник, находящийся на территории муниципального образования сельское поселение Л. сельсовет Соль-Илецкого района, не оборудован в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что ставит под угрозу экологическое благополучие населения и может вызвать чрезвычайные ситуации, связанные со вспышкам инфекционных и инвазионных заболеваний, опасных для человека и животных. То есть нарушаются права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций.

На основании статьи1 Федерального закона от 21 декабря 1994года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995года N13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объект недвижимого имущества: скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, с.Л. – отсутствует.

Как установлено в судебном заседании скотомогильник построен колхозом хоз.способом для собственных нужд и согласно справке СПК (колхоз) «Л.» от ДД.ММ.ГГГГ № скотомогильник (яма Беккари) действительно находится на балансе СПК (колхоз) «Л.», его балансовая стоимость составляет <данные изъяты> рублей.

Следовательно, действия по оборудованию скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и принятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, должны предприниматься СПК (колхоз) «Л.», на балансе которого данный скотомогильник состоит.

Однако на протяжении нескольких лет СПК (колхоз) «Л.» не предпринято реальных мер по устранению имеющихся нарушений и приведении данного скотомогильника в надлежащее состояние, отвечающее требованиям Ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда жизни и здоровью. То есть имеет место бездействие со стороны СПК (колхоз) «Л.», выразившееся в не совершении действий, которое оно должно было совершить в данных условиях для устранения нарушений требований законодательства.

Отсутствие у ответчика финансовых средств для устранения выявленных нарушений и приведения скотомогильника в состояние, отвечающее требованиям ветеринарного законодательства Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия СПК (колхоза) «Л.» при устройстве, содержании в санитарном состоянии и надлежащем оборудовании скотомогильника (биотермической ямы), расположенном на территории муниципального образования сельское поселение Л. сельсовет и возложении на СПК (колхоз) «Л.» обязанности устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие СПК (колхоза) «Л.» при устройстве, содержании в санитарном состоянии и надлежащем оборудовании скотомогильника (биотермической ямы), расположенном на территории муниципального образования сельское поселение Л. сельсовет.

Обязать СПК (колхоз) «Л.» огородить территорию скотомогильника глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из внутреннего грунта, через траншею перекинуть мост. Над ямой, на высоте 2,5 м установить навес длиной 6 м, шириной 3 м. Построить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

СУДЬЯ:

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2011 года.

СУДЬЯ: