Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 26 апреля 2011 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Ившиной Т.В.,
при секретаре Эпп А.Н.,
с участием:
представителя истца – заместителя прокурора Соль-Илецкого района
Вдовкина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района, указав в нем следующее. Прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района. Статья 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 296 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Во исполнение федерального законодательства Советом депутатов муниципального образования У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов». Как установлено в ходе проведения прокурорской проверки с момента принятия указанного выше решения Совета депутатов антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области не проводилась, что подтверждается объяснениями специалиста 1 категории администрации муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области ФИО5. Бездействие органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, предусмотренной п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования У. сельсовет и их проектов в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов».
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Соль-Илецкого района Вдовкин В.Г. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил суд их удовлетворить. Пояснил, что в связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на органы, издавшие или подготовившие нормативно-правовые акты, возложена обязанность проводить их антикоррупционную экспертизу по специальной методике. По результатам данной экспертизы должно составляться соответствующее заключение. Требование о форме данного заключения в законе не содержится, оно составляется в произвольной форме. В указанном заключении должны содержаться указания о необходимости исключения коррупционных факторов из нормативно-правовых актов и их проектов. Если соответствующего специалиста нет в администрации муниципального образования сельское поселение, то их необходимо привлекать из администрации города или района. Однако с момента принятия решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов администрацией МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области не проводилась.
Представитель ответчика – администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлено письменное заявление, из которого следует, что с исковыми требованиями согласны, признают в полном объеме. Недостатки, указанные в исковом заявлении, будут устранены в ближайшее время. Просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с Уставом от ДД.ММ.ГГГГ У. сельсовет Соль-Илецкого района является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией ... сельских населенных пункта, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. Местное самоуправление в сельсовете осуществляется в границах муниципального образования.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Указанные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17. 07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Сообщением администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что решение № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов» принято Советом депутатов муниципального образования сельское поселение У. сельсовет ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов» антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение У. сельсовет, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов и является мерой предупреждения коррупционных проявлений.
Вмесе с тем, из имеющихся в материалах дела объяснений специалиста 1 категории администрации МО СП У. сельсовет ФИО5, следует, что она в соответствии с должностной инструкцией осуществляет работу по подготовке проектов правовых актов. Со дня принятия Советом депутатов решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов» по настоящее время антикоррупционная экспертиза правовых актов не проводилась и ее проведение какой-либо организации не получалось.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что имеет место бездействие со стороны администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района, выразившееся в не совершении действий, которое оно должно было совершить в данных условиях для устранения нарушений требований законодательства. Каких-либо реальных мер по устранению выявленных нарушений ответчиком до настоящего времени не предпринято.
Отсутствие в администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района соответствующего специалиста, в чью компетенцию входит проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Соль-Илецкого района.
Бездействие органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации МО СП У. сельсовет Соль-Илецкого района, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования У. сельсовет и их проектов в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение У. сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение У. сельсовет и их проектов».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
СУДЬЯ:
Мотивированное решение составлено 29.04.2011 года.
СУДЬЯ: