РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 18.05.2011 г.
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
Судьи Ухоловой М.А.,
при секретаре Жубановой Г.Р.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Соль-Илецкого района Трофимова А.А.,
представителя ответчика Михайловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «ФИО8 о признании незаконным бездействия по организации горячего питания обучающихся,
установил:
Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ ФИО6 ФИО7 о признании незаконным бездействия по организации горячего питания обучающихся. В исковом заявлении указано, что прокуратурой с участием заместителя начальника ЦТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена проверка соблюдения исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, в ходе которой выявлены нарушения при организации горячего питания обучающихся в МОУ ФИО9. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст.17, 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ФИО10 не на должном уровне организовано горячее питание. Требования п.п. 6.8, 7.1, 14.1 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» устанавливают: для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник; горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до готовности, порционированных и оформленных; руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием. В обязанности директора, в соответствии с должностной инструкцией директора, утвержденной начальником РУО ДД.ММ.ГГГГ, входит обеспечение создания в учреждении необходимых условий для работы структурных подразделений питания, контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и принятие мер по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой. Также директор образовательного учреждения в соответствии с должностной инструкцией несет ответственность за нарушение санитарно-гигиенических правил организации. Вопреки этому, руководством школы не организовано горячее питание обучающихся. Кроме того, РУО, руководствуясь в своей деятельности «Положением о районном управлении образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области», утвержденным решением Совета депутатов МО Соль-Илецкий район №64 от 27.04.2006 г., осуществляет контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и государственных стандартов в области образования на территории района в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, должностными лицами, виновными в допущении нарушений, не было предпринято достаточных мер по обеспечению должных условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья лицам, обучающихся в указанном учреждении. Просил признать бездействие МОУ ФИО11 по организации горячего питания обучающихся незаконным; обязать МОУ ФИО12 организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ двухразовое питание для обучающихся (завтрак, обед), для детей посещающих группу продленного дня – полдник.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Трофимов А.А. исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие МОУ ФИО13 и обязать МОУ ФИО14 организовать в срок до 01.09.2011 г. горячее двухразовое питание для обучающихся (завтрак, обед), для детей, посещающих группу продленного дня – полдник.
Представитель ответчика – директор МОУ ФИО15 Михайлова М.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ о том, что при признании иска, суд выносит решение о полном удовлетворении исковых требований истца, ей судом разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица – РУО администрации МО Соль-Илецкий район в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по правилам гл.10 ГПК РФ, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 ст.2 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании ст.11 Закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 ст.17 Закона №52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
В соответствии с ч.1 ст.28 Закона №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Так, в частности правилами СанПиН 2.3.6.1079-01 предусмотрены требования к организациям общественного питания и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а санитарными правилами СанПиН 2.4.5.2409-08 устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности
Пунктами 6.8, 7.1, 14.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных.
В соответствии с актом выездной проверки от 12.04.2011 г. и справки заместителя начальника отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО4 по результатам участия в качества специалиста в проверке МОУ ФИО16, установлены в том числе нарушения: для обучающихся образовательного учреждения не организовано горячее питание, фактический рацион питания не соответствует утвержденному примерному меню.
Указанные данные устанавливаются десятидневным меню по МОУ ФИО17, товарной накладной №122 и 124 от 01.04.2011 г., договором поставки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в меню школьников МОУ ФИО18 не входит горячее питание. Представленное меню и ассортимент не согласуется с десятидневным меню, разработанным начальником РУО администрации по Соль-Илецкогому району для учащихся образовательных учреждений Соль-Илецкого района на 2010-2011 гг.
В соответствии с п.14.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.
Пунктами 3.16, 3.45 должностной инструкции директора муниципального образовательного учреждения, утвержденной начальником РУО по Соль-Илецком району 23.06.2010 г. предусмотрено, что директор учреждения обеспечивает создание в учреждении необходимых условий для работы структурных подразделений питаний, медицинской службы, контролирует их работу в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников учреждения; принимает меры совместно с педагогической и родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой.
Пунктом 3.12 Положения о районном управлении образования администрации МО Соль-Илецкий район Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов МУ Соль-Илецкий район 27.04.2006 г. №64 предусмотрено, что РУО совместно с органами здравоохранения разрабатывает мероприятия по обеспечению охраны и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях района и осуществляет контроль за их выполнением.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что администрацией МОУ ФИО19 не организовано горячее питание обучающихся.
Суд считает, что допущенное ответчиком нарушение законодательства о санитарном благополучии населения создает препятствие для обеспечения должных условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья лицам, обучающихся в указанном учреждении.
При таких обстоятельствах требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области об устранении допущенных нарушений являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Учитывая характер выявленных нарушений, суд приходит к выводу, что срок до 01 сентября 2011 года является разумным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального образовательного учреждения «ФИО20 об организации горячего питания обучающихся незаконным.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «ФИО21 организовать в срок до 01.09.2011 года двухразовое горячее питание для обучающихся (завтрак, обед), для детей, посещающих группу продленного дня – полдник.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: решение вступило в законную силу 30.05.2011 года