дело №2-423/11 по иску прокурора к Администрации МО СП о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Соль-Илецк 26 апреля 2011 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Ухоловой М.А.,

при секретаре Жубановой Г.Р.,

с участием:

представителя истца – заместителя прокурора Соль-Илецкого района

Вдовкина В.Г.,

представителя ответчика - Сайденова Т.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение ФИО6 сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО СП ФИО7 сельсовет <адрес>, указав в нем следующее. Прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации МО СП ФИО8 сельсовет <адрес>. Статья 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 296 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Во исполнение федерального законодательства Советом депутатов муниципального образования ФИО9 сельсовет <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО10 сельсовет и их проектов». Как установлено в ходе проведения прокурорской проверки с момента принятия указанного выше решения Совета депутатов антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования сельское поселение ФИО11 сельсовет <адрес> не проводилась, что подтверждается объяснениями специалиста 1 категории администрации муниципального образования сельское поселение ФИО12 сельсовет <адрес> ФИО2 Бездействие органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ФИО13 сельсовет <адрес> приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, предусмотренной п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение ФИО14 сельсовет <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение ФИО15 сельсовет <адрес> в срок до 01.06.2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования ФИО16 сельсовет и их проектов в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение ФИО17 сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО18 сельсовет и их проектов».

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Соль-Илецкого района Вдовкин В.Г. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – глава администрации МО СП ФИО19 сельсовет <адрес> Сайденов Т.Ж., в судебном заседании исковые требования прокурора признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии с Уставом от 16 декабря 2005 года ФИО20 сельсовет <адрес> является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области, объединяющим общей территорией один сельский населенный пункт, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. Местное самоуправление в сельсовете осуществляется в границах муниципального образования.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Указанные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17. 07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного Федерального закона.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Сообщением администрации МО СП ФИО21 сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что решение № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО22 сельсовет и их проектов» принято Советом депутатов муниципального образования сельское поселение ФИО23 сельсовет ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с решением Совета депутатов от 14.04.2009 года № 112 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО24 сельсовет и их проектов» антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ФИО25 сельсовет, а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов и является мерой предупреждения коррупционных проявлений.

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела объяснений специалиста 1 категории администрации МО СП ФИО26 сельсовет ФИО2 следует, что она в соответствии с должностной инструкцией осуществляет работу по подготовке проектов правовых актов. Со дня принятия Советом депутатов решения от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО27 сельсовет и их проектов» по настоящее время антикоррупционная экспертиза правовых актов не проводилась и ее проведение какой-либо организации не получалось.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что имеет место бездействие со стороны администрации МО СП ФИО28 сельсовет <адрес>, выразившееся в не совершении действий, которое оно должно было совершить в данных условиях для устранения нарушений требований законодательства. Каких-либо реальных мер по устранению выявленных нарушений ответчиком до настоящего времени не предпринято.

Отсутствие в администрации МО СП ФИО29 сельсовет <адрес> соответствующего специалиста, в чью компетенцию входит проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.

Бездействие органов местного самоуправления муниципального образования сельское поселение ФИО30 сельсовет <адрес> приводит к невозможности проведения мер по профилактике коррупции, создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обоснованно заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации МО СП ФИО31 сельсовет <адрес>, выразившегося в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и возложении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение ФИО32 сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО33 сельсовет и их проектов».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение ФИО34 сельсовет <адрес>, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение ФИО35 сельсовет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования ФИО36 сельсовет и их проектов в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение ФИО37 сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение ФИО38 сельсовет и их проектов».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: Решение вступило в законную силу 10.05.2011 года