Дкло №2-460/11 по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЖКХ об обязании раскрыть собственникам жилых помещений многоквартирных домов информацию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соль-Илецк 26.05.2011 г.

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

Судьи Ухоловой М.А.,

при секретаре Жубановой Г.Р.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Трофимова А.А.,

представителя ответчика Мединской Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> ЖКХ» по обязании раскрыть собственникам жилых помещений многоквартирных домов информацию,

установил:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к ООО «<данные изъяты> ЖКХ». В исковом заявлении указано, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в деятельности ООО «<данные изъяты> ЖКХ» имеют место нарушения законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами. В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления в многоквартирном доме, среди которых значится – управление управляющей организацией. Согласно ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом, одна сторона (управляющая организация), по заданию другой стороны, (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в который включены требования к составу информации, подлежащей раскрытию, порядку, способам и срокам ее раскрытия. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. На основании п.3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Согласно п.13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв.метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог.метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв.метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.). На основании п.17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В соответствии с п.21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации. ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений дома № и по <адрес> обратились в управляющую компанию ООО «<данные изъяты> ЖКХ» с письменным заявлением о предоставлении копий документов (договора, нарядов, счетов на оплату за материалы, актов выполненных работ и т.д.), подтверждающих расходы статей содержания и капитальный ремонт жилья по отчетам ООО «<данные изъяты> ЖКХ» за 2008-2010 гг. Однако в нарушение указанных норм, до настоящего времени собственникам помещений, указанного многоквартирного дома, запрашиваемая информация не предоставлена. Считает, что подобное положение в деятельности ООО «<данные изъяты> ЖКХ» является недопустимым, грубо нарушает права и законные интересы граждан. Просит: Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> ЖКХ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ раскрыть собственникам жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые должны содержать: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв.метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> Трофимов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить. Пояснил, что ООО «<данные изъяты> ЖКХ» своего сайта не имеет, в связи с чем, по электронной почте запросы направляться не могут, это можно сделать только почтовым отправлением либо при непосредственном обращении в адрес управляющей организации. Жильцы многоквартирных домов и по <адрес> обратились в ООО «<данные изъяты> ЖКХ» за предоставлением информации. Ответ был получен лишь общего характера, в нем отсутствовала интересующая жильцов информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы; сведения о стоимости работ по содержанию и ремонту общего имущества. Кроме того, с представленной информацией были ознакомлены лишь часть жильцов дома, что также является недопустимым. Представленная ответчиком в судебном заседании документация имеет разрозненный характер, многие сведения отражены лишь в бухгалтерской документации, в связи с чем, невозможно проследить информацию по интересующему жилому дому.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты> ЖКХ» Мединская Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала. Пояснила, что на основании письменного обращения жильцов указанных домов, ООО «<данные изъяты> ЖКХ» ранее направлялся письменный ответ, однако никаких доказательств его получения жильцами многоквартирных домов предоставить не может. Все жильцы дома № и по <адрес>, за исключением ФИО5 и ФИО4, были ознакомлены с запрошенными документами, при этом ФИО4 сама отказалась от ознакомления с ними. С объемом представленной информацией жильцы дома были согласны. Предоставить более подробную информацию о выполненных работах и оказанных услугах представляет сложность ввиду их значительного объема. В связи с этим, имеется практика, когда любой желающий может ознакомиться с необходимыми документами непосредственно с организации.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству истца свидетель ФИО5 пояснила, что проживает в многоквартирном доме <адрес>. Управляющей организацией дома является ООО «<данные изъяты> ЖКХ». Жильцы указанного многоквартирного дома обратились в управляющую организацию с требованием о предоставлении информации на основании Постановления Правительства №731 от 23.09.2010 г. На общем собрании собственников многоквартирного дома, глава города <данные изъяты> обязал ООО «<данные изъяты> ЖКХ» отчитаться перед собственниками по расходам. На основании этого, все жильцы получили уведомления о том, что информация будет предоставлена ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 до 11.00 часов. От жильцов дома № и знакомиться с информацией ходила старшая по дому ФИО6 За каждый предоставленный документ ее заставили расписаться. Однако интересующая информация так и не была получена. Все предоставленные сведения были общего характера, из них невозможно было установить точные расходы на ремонт дома. Из представленной налоговой декларации невозможно было увидеть расходы по конкретному многоквартирному дому. Платежные счета не предоставили, в связи с чем, невозможно узнать по какой цене приобретались расходные материалы на ремонт дома. В представленных документах отсутствовали подписи ответственных лиц.

Допрошенная в судебном заседании, по ходатайству ответчика, ФИО7 пояснила, что работает заместителем директора ООО «<данные изъяты> ЖКХ». Вся информация, предусмотренная Постановлением Правительства №731 от 23.09.2010 г. у них находится в свободном доступе. Однако жительница многоквартирного дома по <адрес> ФИО5 сама отказалась знакомиться с запрашиваемой информацией. Информация по жилому дому по <адрес> <адрес> была предоставлена всем его жителям. По каждому объему выполненных работ в организации составляется первичный акт выполненных работ, который хранится в бухгалтерской документации. С этими документами многие жители указанных домов были ознакомлены, всех, кроме ФИО5, они устроили.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.210 ГК РФ одной из обязанностей собственника является содержание принадлежащего ему имущества.

На собственника жилого помещения в многоквартирном доме обязанность нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения возложена п.1 ст.158 ЖК РФ.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать одни из способов управления многоквартирным домом, в частности управление управляющей организацией.

Согласно ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт).

На основании п.3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В п.п. 8-14 Стандарта этот список детализируется.

Так, п.13 Стандарта предусмотрено, что информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Из письменных обращений в прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что управляющая компания ООО «<данные изъяты> ЖКХ» предоставила финансовый отчет за 2008-2010 гг. по статьям содержания жилья и его ремонта без подтверждающих документов, с чем собственники жилья по <адрес> не согласны. Письменное обращение о предоставлении копий подтверждающих суммы расходов, указанных в отчетах, оставлено без ответа. Заявление подписано собственниками квартир ,1 и 6 по <адрес>: ФИО5, ФИО8 и ФИО4, а также собственниками квартир по <адрес> ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО12, ФИО5

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ управления многоквартирным домом по <адрес> <адрес> <адрес> управляющая организация ООО «<данные изъяты> ЖКХ» и собственники помещений по указанному адресу заключили договор на основании которого управляющая организация, по заданию заказчика в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Общее имущество <адрес> <адрес> по <адрес> состоит из: кровли, фасада, отмостки, инженерной сети: канализации, водопровода, отопления.

Ответчиком были предоставлены ознакомительные листы собственников помещений по <адрес>: ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО5, ФИО12, а также по <адрес> ФИО13 Один представленный ознакомительный лист не содержал личных данных об ознакомленном лице. Согласно содержащихся в них сведениям указанным лицам была предоставлена следующая информация: а) общая информация об управляющей организации: наименование, реквизиты, почтовый и фактический адрес, контактный телефон; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации: налоговая декларация за 2008-2010 гг. и финансовый отчет по ремонту жилья за 2008-2010 гг.; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме: справка о перечне услуг по ремонту и содержанию общего имущества; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества - содержатся в проекте договора управления многоквартирным домом; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые должны содержать описание каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги) ….: справки за 2008-2010 г. по стоимости каждой работы в расчете на единицу измерения (на 1 кв.метр); е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы: справка о том, что ООО «Соль-Илецкое ЖКХ» коммунальные ресурсы не предоставляет.

Анализ представленных ознакомительных листов показал, что в нарушение п.8-14 Стандарта ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО13 не были ознакомлены с информацией: а) общей информации об управляющей организации: перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, сведения о членстве управляющей организации в саморегулирующей организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении многоквартирного дома и по <адрес>, которые должны содержать – план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), а также сведения об их выполнении (оказании) и причинах отклонения плана, сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год, сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год, сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов); д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме: описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического стояния общего имущества многоквартирного дома № и по <адрес>, определяющие выбор конкретных работ (услуг).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что управляющей организацией ООО «Соль-Илецкое ЖКХ» информация, предусмотренная Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ раскрыта не в полной мере. Кроме того, указанная информация предоставлена не всем обратившимся жителям многоквартирных домов и по <адрес>.

Ответчиком в судебном заседании был представлен пакет документов, который, по его мнению, содержит всю информацию, подлежащую раскрытию на основании Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство не может быть принято судом во внимание, поскольку с указанными документами должны быть ознакомлены все жильцы многоквартирных домов и по <адрес>.

Суд считает, что допущенное ответчиком нарушение жилищного законодательства по обеспечению доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> об устранении допущенных нарушений являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> ЖКХ» раскрыть собственникам жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые должны содержать:

- описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

- стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв.метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.)

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 01 июня 2011 года.

Судья: решение вступило в законную силу 13.06.2011 года