Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «29» сентября 2011 года г. Соль-Илецк Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе: судьи Ившиной Т.В. при секретаре Эпп А.Н. с участием: представителя истца - помощника прокурора Соль-Илецкого района Трофимова А.А., ответчиков Петренко А.Н., Огнева В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Оренбурга к индивидуальному предпринимателю Петренко А.Н., индивидуальному предпринимателю Огневу В.Д. о возложении обязанности по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа по междугородному автобусному маршруту № «<адрес>» с соблюдением схемы движения автобусов, расписания движения автобусов, остановочных пунктов, установленными Паспортом автобусного маршрута №, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Промышленного района г.Оренбурга обратился в суд с вышеназванным иском к ИП Петренко А.Н., ИП Огневу В.Д., указав нем следующее. Прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга проведена проверка по вопросу законности осуществления перевозок пассажиров по междугородному маршруту № «<адрес>» в части отправления с неустановленного схемой движения маршрута места. Владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков. Решение об открытии, изменении маршрутов регулярных перевозок, а также изменении расписания движения на маршруте принимается уполномоченным органом Правительства Оренбургской области, которым является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Законом установлена обязанность перевозчиков осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с паспортом маршрута, расписанием движения на основании условий договора с уполномоченным органом Правительства Оренбургской области или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Прокуратурой района установлено, что индивидуальными предпринимателями Петренко А.Н. и Огневым В.Д. паспорта автобусного маршрута № «<адрес>» были согласованы главами муниципальных образований <адрес> и <адрес> и утверждены Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Согласно схемам автобусного маршрута, включенным в указанные паспорта маршрута начальным и конечным пунктом являются, соответственно, автовокзал <адрес> и автостанция <адрес>. Таким образом, перевозчики ИП Петренко А.Н. и ИП Огнев В.Д. обязаны осуществлять перевозки согласно утвержденному паспорту маршрута. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга совместно с отделом УФСБ по Оренбургской области, главным госинспектором УГАДН по Оренбургской области, госинспекторами ОГИБДД УВД по г.Оренбургу, установлено, что ИП Петренко А.Н. и ИП Огневым В.Д. отстой автобусов, посадка пассажиров и отправление автобусов в рейс осуществляются в неустановленных местах, не отвечающих требованиям антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Так, ДД.ММ.ГГГГ транспортные средства г/н № и г/н №, принадлежащие ИП Петренко и ИП Огневу В.Д., соответственно, осуществляли посадку пассажиров с Привокзальной площади железнодорожного вокзала <адрес>, а не с автовокзала <адрес>, как это установлено паспортом маршрута. Данный факт является нарушением законодательства о противодействии терроризму, поскольку к автовокзалу, как к объекту транспортной инфраструктуры, предъявляются требования по обеспечению транспортной безопасности. Место на Привокзальной площади <адрес>, с которого осуществлялось отправление пассажиров, не соответствует требованиям антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Несоблюдение вышеуказанных требований может повлечь за собой нарушения права на жизнь и здоровье неограниченного круга лиц. На основании изложенного, просил суд обязать индивидуальных предпринимателей Петренко А.Н. и Огнева В.Д. осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа по междугородному автобусному маршруту № «<адрес>» с соблюдением схемы движения автобусов, расписания движения автобусов, остановочных пунктов, установленными Паспортом автобусного маршрута №. В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Соль-Илецкого района Трофимов А.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил суд их удовлетворить. Ответчики ИП Петренко А.Н. и ИП Огнев В.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора признали. Ответчик ИП Петренко А.Н. суду пояснил, что занимается перевозками пассажиров по междугородному маршруту № «<адрес>». Перед тем как заняться перевозками, он прошел соответствующее обучение, получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров, далее составил схему маршрута, график движения, утвердил их сначала в администрации <адрес>, а затем в администрации <адрес>. После чего все необходимые документы сдал в Министерство экономического развития Оренбургской области, где был утвержден паспорт автобусного маршрута и заключен договор на обеспечение пассажирских перевозок. Данный маршрут был включен в областной реестр. Сначала он осуществлял перевозку пассажиров именно по данному утвержденному маршруту. Затем ДД.ММ.ГГГГ всем перевозчикам предложили заключить договор с Ю-У. железной дорогой на погрузку пассажиров и на парковку транспортных средств. Поэтому он разработал новый маршрут, в соответствии с которым посадку и отправление пассажиров осуществлял с Привокзальной площади <адрес>. Новый маршрут был согласован им с ГИБДД. Но с Министерством экономического развития новый маршрут им не согласовывался. Ответчик ИП Огнев В.Д. в судебном заседании пояснения, данные ответчиком ИП Петренко А.Н., поддержал. Пояснил, что также является перевозчиком пассажиров по междугородному маршруту № «<адрес>». Он также прошел соответствующее обучение, получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров, утвердил схему маршрута, график движения в администрации <адрес> и в администрации <адрес>. В Министерстве экономического развития Оренбургской области утвердил паспорт автобусного маршрута, который был включен в реестр, заключил договор на обеспечение пассажирских перевозок. Потом изменил маршрут движения, согласовал его с ГИБДД, но с Министерством экономического развития не согласовывал. В последнее время он снова начал осуществлять посадку и отправление пассажиров с автовокзала <адрес>. Представитель третьего лица – Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее Министерство) в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 08.05.2009 года, Министерство является уполномоченным органом по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах на территории области, регистрации маршрутов регулярных перевозок в областном реестре регулярных межмуниципальных маршрутов с утверждением паспортов автобусных маршрутов и заключением договора на обеспечение пассажирских перевозок. Правительством Оренбургской области принято постановление от 23 июля 2007 года № 250-п «О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области». В соответствии с п.6 данного постановления для согласования вопроса об открытии регулярного межмуниципального автобусного маршрута № «<адрес>» индивидуальные предприниматели Петренко А.Н. и Огнев В.Д. представили в Министерство перечень документов, в том числе, схему маршрута в виде графического условного изображения, согласованную с органами местного самоуправления начального и конечного пунктов автобусного маршрута, управлением ГИБДД УВД по Оренбургской области, с организацией, в ведении которой находится железнодорожный переезд, с указанием: улиц в городах начального остановочного пункта от автовокзала (автостанции), промежуточных остановочных пунктов, характерных ориентиров (перекрестков, железнодорожных переездов, опасных участков, мостов и т.д.), улиц в городах конечного остановочного пункта до автовокзала (автостанции), а также договор с автовокзалами (автостанциями) начального и конечного пунктов маршрута, имеющими условия для продажи билетов, ведения посадочной ведомости, отстоя транспорта, посадки-высадки пассажиров, диспетчеризации. В паспорте автобусного маршрута № и на схеме движения автобусов по маршруту, согласованных администрациями <адрес> и <адрес>, утвержденных Министерством, начальным пунктом маршрута обозначена автостанция <адрес>, конечным пунктом – междугородный автовокзал <адрес>. На основании изложенного, просит суд исковое заявление удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Пунктом 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 года) установлено, что владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута. В соответствии со ст.4 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года №4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. В силу п.8 ч.2 ст.6 названного закона решение об открытии, изменении и закрытии межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных перевозок на территории области принимается уполномоченным органом Правительства Оренбургской области. Уполномоченным органом Правительства Оренбургской области по созданию условий для организации транспортного обслуживания населения на регулярных межмуниципальных (пригородных и междугородных) автобусных маршрутах на территории области, регистрации маршрутов регулярного сообщения в областном реестре регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов с утверждением паспортов автобусных маршрутов и заключением договоров на обеспечение пассажирских перевозок – является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в соответствии с п.14 Указа Губернатора Оренбургской области от 8 мая 2009 г. № 88-ук «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области». Порядок формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 июля 2007 года № 250-п «О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области». В соответствии с п.6 названного Постановления для согласования вопроса об открытии регулярного межмуниципального автобусного маршрута перевозчики представляют в уполномоченный орган, в частности, следующие документы: схему маршрута в виде графического условного изображения, согласованную с органами местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов начального и конечного пунктов автобусного маршрута, управлением ГИБДД УВД по Оренбургской области, а в случае прохождения маршрута через железнодорожные переезды - с организацией, в ведении которой они находятся, с указанием: а) улиц в городах (поселках) начального остановочного пункта от автовокзала (автостанции), б) промежуточных остановочных пунктов, в) характерных ориентиров (перекрестков, железнодорожных переездов, опасных участков, мостов и т.д.), г) улиц в городах (поселках) конечного остановочного пункта до автовокзала (автостанции), а также договор с автовокзалами (автостанциями) начального и конечного пунктов маршрута, имеющими условия для продажи билетов, ведения посадочной ведомости, отстоя транспорта, посадки-высадки пассажиров, диспетчеризации. Уполномоченный орган регистрирует полученные документы, проводит экспертизу и при положительном заключении принимает решение о возможности открытия регулярного автобусного маршрута (пункт 7). Паспорта автобусных маршрутов при положительном заключении экспертизы утверждается уполномоченным органом. Маршруту присваивается номер по единому областному реестру межмуниципальных автобусных маршрутов Оренбургской области, который ведется уполномоченным органом (пункт 8). Пунктом 1 ч.2 ст.14 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 года №4326/1015-IV-ОЗ установлено, что перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров в соответствии с паспортом маршрута, расписанием движения на основании условий договора с уполномоченным органом Правительства Оренбургской области или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Согласно ст.4 названного закона паспорт маршрута - документ, характеризующий маршрут, наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояние между ними, стоимость проезда, состояние дороги, расписание движения транспортных средств, а также схему маршрута с указанием опасных участков и содержащий необходимые согласования. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ: Огнев В.Д. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (основной вид деятельности – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию). Петренко А.Н. является индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ (основной вид деятельности – междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию). Ответчики ИП Петренко А.Н. и ИП Огнев В.Д. имеют Лицензию на осуществление на территории РФ «Перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек». Согласно сведениям Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 года № 250-п уполномоченным органом Правительства Оренбургской области в лице Министерства перевозчикам – индивидуальным предпринимателям ФИО1, ФИО3 утверждены паспорта регулярного межмуниципального автобусного маршрута № «<адрес>». Схема маршрута № «<адрес>» в виде графического уловного изображения, с указанием улиц, по которым проходит маршрут, согласованы данными перевозчиками с органами местного самоуправления начального и конечного пунктов маршрута – <адрес> и <адрес>, управлением ГИБДД УВД по Оренбургской области, а также с организацией, в ведении которой находятся железнодорожные переезды, через которые проходит маршрут. Изменения в схему маршрута ДД.ММ.ГГГГ перевозчиками не вносились. Из имеющихся в материалах дела Паспортов автобусного маршрута № «<адрес>» (в т.ч. схем маршрута) ИП Огнева В.Д. (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) и ИП Петренко А.Н. (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), согласованных с главами муниципальных образований <адрес> и <адрес>, а также утвержденных заместителем министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, следует, что начальным пунктом междугородного автобусного маршрута ответчиков является автостанция <адрес>, конечным пунктом – автовокзал <адрес>. Вместе с тем, проверкой, проведенной комиссией в составе помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга ФИО1, начальника отдела УФСБ по Оренбургской области ФИО2, главного госинспектора УГАДН по Оренбургской области ФИО3, госинспекторов ОГИБДД УВД по г.Оренбург ФИО4 и ФИО5, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ перевозчики ИП Петренко А.Н. (транспортное средство г/н №) и ИП Огнев В.Д. (транспортное средство г/н №) осуществляли отправление автобусов с несанкционированной автостоянки на Привокзальной площади ж/д вокзала <адрес>. По результатам выявленных нарушений составлен Акт мониторинга работы автобусов ДД.ММ.ГГГГ на регулярном межмуниципальном автобусном маршруте № «<адрес>» на Привокзальной площади ж/д вокзала, междугородном автовокзале <адрес>». Ответчики ИП Петренко А.Н. и ИП Огнев В.Д. в судебном заседании признали тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществляли перевозку пассажиров не по утвержденным Министерством экономического развития области схемам маршрутов перевозок, а по иному маршруту, в соответствии с которым посадку и отправление пассажиров осуществляли не с автовокзала <адрес>, а с Привокзальной площади <адрес>. В то же время, разработка и применение новой схемы автобусного маршрута, представленной ответчиками, противоречит действующему законодательству, а именно Закону Оренбургской области от 04.03.2011 года №4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области», в соответствии с которым решение об открытии, изменении и закрытии межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных перевозок на территории области принимается только уполномоченным органом Правительства Оренбургской области - Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Представленные ответчиками схемы автобусного маршрута Министерством не утверждались. Изменения в утвержденную ранее схему маршрута перевозчиков ИП Петренко А.Н. и ИП Огнева В.Д. ДД.ММ.ГГГГ Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области также не вносились, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт ответчиками в судебном заседании не оспаривался. Таким образом, на основании добытых и исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает установленным тот факт, что в нарушение норм действующего законодательства ответчики осуществляют междугородние перевозки пассажиров по маршруту «<адрес>» с нарушением утвержденной схемой автобусного маршрута. Несоблюдение вышеуказанных требований может повлечь за собой нарушения прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц. Заключение ответчиками договоров на оказание услуг на территории вокзального комплекса <адрес>, на предоставление парковочного места для размещения автомобиля на территории Привокзальной площади ж/д вокзала <адрес> не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска. С учетом изложенного, требование прокурора суд признает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: обязать индивидуальных предпринимателей Петренко А.Н. и Огнева В.Д. осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа по междугородному автобусному маршруту № «<адрес>» с соблюдением схемы движения автобусов, расписания движения автобусов, остановочных пунктов, установленными Паспортом автобусного маршрута №. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья: Мотивированное решение изготовлено 03.10.2011 года. Судья: