Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Соль-Илецк 31 октября 2011 года Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе: судьи Ившиной Т.В., при секретаре Эпп А.Н., с участием: представителя истца – ст. помощника прокурора Соль-Илецкого района Буслаевой Л.Н., представителя ответчика – администрации МО СП <адрес> ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования сельское поселение <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на скотомогильниках, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Правительству Оренбургской области, администрации МО СП <адрес>, указав в нем следующее. Прокуратурой Соль-Илецкого района совместно со специалистами ... межрайонного отдела Россельхознадзора по <адрес> и ГУ «... районное управление ветеринарии» проведена проверка соблюдения норм санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства Российской Федерации по содержанию и эксплуатации полигонов для сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов (скотомогильников) на территории муниципального образования сельское поселение <адрес>. Согласно сведениям ГУ «... районное управление ветеринарии» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в собственности граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, имеется ... голов крупнорогатого скота, ... голов лошадей, ... голов мелкого рогатого скота и ... свиней. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования сельское поселение <адрес> находится яма Беккари (биотермическая яма), расположенная в 2,5 км западнее с.<адрес>, которая на балансе юридических лиц не значится и в реестр муниципальной собственности не включена, т.е. по сути является бесхозной. В нарушение Ветеринарно-санитарных правил, утвержденных Минсельхозпромом РФ от 04.12.1995 г. за № 13-7-2/469, территория ямы Беккари не огорожена глухим забором. Перекрытие металлическое, крышка деревянная без запорных устройств. Яма заполнена на 1/3 части трупами павших животных. Обваловка и оканавливание ямы также отсутствуют. Подъездные пути не оборудованы. Ветеринарный объект не оборудован помещением для вскрытия трупов животных. Над ямой, предназначенной для хранения трупов животных, отсутствует навес. Общее санитарное состояние прилегающей территории неудовлетворительное, в радиусе 3 метров имеются мелкие кости животных. Отмеченные выше нарушения при устройстве ямы Беккари (биотермической ямы), делают доступными трупы павших животных для бродячих собак, диких животных и птиц. В связи с изложенным, территория с.<адрес> является опасным источником распространения инфекционных и инвазионных заболеваний общих для человека и животных, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения, и может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных со вспышками опасных заболеваний. В соответствии с действующим законодательством осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. В собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Из указанного выше следует, что вопросы содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления законом не предусмотрена. В ходе проведенной проверки установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории муниципального образования <адрес> скотомогильник не имеется и на балансе администрации данного сельсовета скотомогильник не стоит. Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ - Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии. Вопрос о принадлежности скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и, тем самым, создать препятствия к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. О неудовлетворительном состоянии места захоронения биологических отходов, об эксплуатации скотомогильника расположенного на территории муниципального образования <адрес> вблизи с.<адрес> с нарушением требований ветеринарно-санитарных правил, администрация указанного муниципального образования неоднократно информировалась ГУ «... районное управление ветеринарии». Целью надлежащего содержания скотомогильников является охрана окружающей среды от загрязнения, предупреждение и ликвидация заразных и массовых болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидация последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. Однако до настоящего времени вопрос о приведении данного скотомогильника в надлежащее состояние, отвечающее требованиям Ветеринарно-санитарных правил не решен, что способствует возможности возникновения бешенства, столбняка, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, которые опасны не только для животных, но и для людей. Несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования <адрес> создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Просил суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования <адрес> (возле с.<адрес>). Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с очисткой прилегающей территории ямы Беккари от мусора и останков павших животных, оборудованием подъездных путей для доступа к биотермической яме с целью складирования трупов животных. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем очистки прилегающей территории скотомогильника. Впоследствии прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с аналогичным иском к тем же ответчикам относительно скотомогильника, расположенного возле с.<адрес>, указав, что проведенной проверкой установлено, что на территории МО СП <адрес> находится скотомогильник (биотермическая яма), расположенный в 1 км юго-восточнее с.<адрес>, который на балансе юридических лиц не значится и в реестр муниципальной собственности не включена, т.е. по сути является бесхозным. В нарушение Ветеринарно-санитарных правил, утвержденных Минсельхозпромом РФ от 04.12.1995 г. за № 13-7-2/469, территория скотомогильника не огорожена глухим забором. Перекрытие металлическое, крышка деревянная без запорных устройств. Яма заполнена на 1/3 части трупами павших животных. Обваловка и оканавливание ямы также отсутствуют. Подъездные пути не оборудованы. Ветеринарный объект не оборудован помещением для вскрытия трупов животных. Над ямой, предназначенной для хранения трупов животных, отсутствует навес. Общее санитарное состояние прилегающей территории неудовлетворительное, в радиусе 6 метров имеются мелкие кости животных. В ходе проведенной проверки установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории муниципального образования <адрес> скотомогильник не имеется и на балансе администрации данного сельсовета скотомогильник не стоит. Вопрос о принадлежности скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования. О неудовлетворительном состоянии места захоронения биологических отходов, об эксплуатации скотомогильника расположенного на территории муниципального образования <адрес> вблизи с.<адрес> с нарушением требований ветеринарно-санитарных правил, администрация указанного муниципального образования неоднократно информировалась ГУ «... районное управление ветеринарии». Однако до настоящего времени вопрос о приведении данного скотомогильника в надлежащее состояние, отвечающее требованиям Ветеринарно-санитарных правил не решен, что способствует возможности возникновения бешенства, столбняка, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, которые опасны не только для животных, но и для людей. Несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории муниципального образования <адрес> создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Просил суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования <адрес> (возле с.<адрес>). Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с очисткой прилегающей территории от мусора и останков павших животных, оборудованием подъездных путей для доступа к биотермической яме с целью складирования трупов животных. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем очистки прилегающей территории скотомогильника. На основании определения суда от 12 октября 2011 года данные гражданские дела объединены в одно производство. В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Соль-Илецкого района Буслаева Л.Н. исковые требования уточнила и просила также обязать администрацию муниципального образования <адрес> оборудовать подъездные пути для доступа к скотомогильникам с целью складирования трупов животных. В остальном исковые требования оставила без изменения. Указала, что на территории <адрес> расположены два скотомогильника – возле с.<адрес> и возле с.<адрес>. Скотомогильники были построены хоз. способом колхозом, который в настоящее время ликвидирован. После ликвидации колхоза скотомогильники ни за кем не закреплялись. В настоящее время данные скотомогильники ни у кого на балансе не состоят, т.е. являются бесхозными. Обустройством и содержанием скотомогильника никто не занимается. На территории администрации МО СП <адрес> имеется большое количество крупного рогатого и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей, поэтому населению скотомогильники необходимы. Но данные скотомогильники не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического, ветеринарного законодательства. Население вынуждено пользоваться данными скотомогильниками, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека. Данный факт может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций. Содержание скотомогильников в надлежащем состоянии является расходным обязательством субъекта РФ. Принятием Правительства Оренбургской области целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы» не означает, что Правительство Оренбургской области приняло необходимые меры по устранению выявленных нарушений. В данной Программе отсутствуют условия, предусматривающие выделение средств на благоустройство и содержание скотомогильников на территории <адрес>, не указаны сроки и конкретные скотомогильники, которые должны быть приведены в соответствие. Вышеуказанные нарушения выявлены уже давно, поэтому надлежащие меры по их устранению должны быть приняты незамедлительно. В соответствии с законом «Об органах местного самоуправления в РФ» делегирование полномочий по благоустройству и содержанию скотомогильников в надлежащем состоянии от Правительства Оренбургской области к органам местного самоуправления, в т.ч. к администрации МО СП <адрес>, должно осуществляться путем принятия соответствующих законов субъекта РФ. Однако таких законов о передаче полномочий принято не было, принятая Правительством Оренбургской области программа также не является таким нормативно-правовым актом и не может предусматривать передачу указанных полномочий от Правительства Оренбургской области к органам местного самоуправления. Кроме того, исполнение данной целевой программы также зависит от финансирования. В настоящее время еще не известно как данная программа будет реализована, конкретные сроки устранения нарушений в программе также не установлены. В связи с чем, на Правительство Оренбургской области должны быть возложены обязанности по оборудованию скотомогильников возле с.<адрес> и возле с.<адрес> в соответствии с требованиями законодательства. Администрация МО СП <адрес> должна очищать прилегающую к скотомогильникам территорию от мусора и останков павших животных, а также оборудовать дорогу и подъездные пути к скотомогильнику. Представитель ответчика – администрации МО СП <адрес> ФИО1 исковые требования прокурора Соль-Илецкого района признал, указав, что частично выявленные нарушения уже устранены, а именно прилегающая к скотомогильникам территория ими очищена от останков павших животных и мусора. Подъездные пути к скотомогильнику ими также будут оборудованы. Кроме того, указал, что Правительством Оренбургской области до них не доводились сведения о принятии целевой программы, предусматривающей возложение на администрацию МО СП <адрес> полномочий по оборудованию и содержанию скотомогильников, никаких соглашений Правительство Оренбургской области с ними не заключало по оборудованию скотомогильников, какое-либо финансирование на данные цели также не осуществлялось. Представитель ответчика - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями Правительство Оренбургской области не согласно по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» орган государственной власти субъекта РФ действительно несет расходные обязательства по осуществлению мер по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения. Механизм выполнения этих обязательств в настоящее время законодательно закреплен постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы». Этим нормативным правовым актом Правительством Оренбургской области утверждены мероприятия по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории области. Выполнение мероприятий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований на условиях софинансирования за счет субсидий из областного бюджета и средств местного бюджета. Предоставление субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям области будет осуществляться при условии наличия муниципальных программ и объема средств, предусмотренных в местных бюджетах на их реализацию, на основании соглашений, заключенных между администрацией муниципального образования с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области. Считают, что факт незаконного бездействия Правительством области прокурором ничем не обоснован и не приведено ни одного доказательства, подтверждающего бездействие Правительства области. Принятие областной целевой Программы – это действие Правительства области по исполнению расходных обязательств по осуществлению мер по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения, в том числе, в принятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуацией, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и скотомогильника, находящегося на территории МО <адрес>. Разделом III вышеуказанной программы «Перечень мероприятий Программы» определено, что выполнение мероприятий по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований. Постановление Правительства Оренбургской области об утверждении областной целевой Программы является действующим нормативным правовым актом, и требование прокурора не имеет правого обоснования. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору Соль-Илецкого района к Правительству Оренбургской области отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно п.п. 5.6, 5.8, 5.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995года N13-7-2/469, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Из Актов выездных проверок от ДД.ММ.ГГГГ, проводимых ст. помощником прокурора Соль-Илецкого района Буслаевой Л.Н., с участием начальника ... межрайонного отдела Россельхознадзора по <адрес> ФИО2 в присутствии главы администрации МО СП <адрес> ФИО1, следует, что на территории МО СП <адрес> западнее с.<адрес> на расстоянии 2,5 км от населенного пункта и юго-восточнее с.<адрес> на расстоянии 1 км от населенного пункта расположены скотомогильники (биотермические ямы). Данные скотомогильники построены хозяйственным способом где-то ДД.ММ.ГГГГ и представляют собой углубления на поверхности земли размерами 3 х 3 метра, глубиной 10м. Стены ямы близ с.<адрес> бетонные, перекрытие и крышка металлические. Стены ямы близ с.<адрес> выложены красным кирпичом, перекрытие металлическое, крышка деревянная. Данные ямы заполнены на 1/3 части трупами павших животных. Ограждение и оканавливание ям отсутствуют. Подъездные пути не оборудованы. Помещение для вскрытия трупов и навес над ямами отсутствуют. Общее санитарное состояние прилегающей территории неудовлетворительное, в радиусе 3 метров от скотомогильника близ с.<адрес> и в радиусе 6 метров от скотомогильника близ с.<адрес> имеются мелкие кости животных. Ранее яма Беккари близ с.<адрес> находилась на балансе СПК (Колхоз) «<адрес>», а яма Беккари близ с.<адрес> находилась на балансе СПК (колхоз) «<адрес>», но данные СПК в настоящее время ликвидированы. Тем самым данные биотермические ямы являются бесхозными. К Актам выездных проверок приложены фотоснимки скотомогильников. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что скотомогильники (ямы Беккари), находящиеся на территории муниципального образования сельское поселение <адрес> (возле с.<адрес> и возле с.<адрес>) не оборудованы в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что ставит под угрозу экологическое благополучие населения и может вызвать чрезвычайные ситуации, связанные со вспышкам инфекционных и инвазионных заболеваний, опасных для человека и животных. То есть нарушаются права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций. На основании статьи1 Федерального закона от 21 декабря 1994года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральныйзакон от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Согласно пункту5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995года N13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) в силу пункта6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В соответствии со справкой администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильники с.<адрес> и с.<адрес> в реестре муниципального имущества администрации <адрес> не числятся. Строительство данных объектов производилось непосредственно хозяйствами, расположенными на этих территориях, хоз.способом ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям, представленным администрацией МО СП <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, скотомогильники, расположенные на муниципальной земле, ранее состояли на балансе соответственно СПК к-за «<адрес>» и СПК к-за «<адрес>». В связи с банкротством последних скотомогильники являются бесхозяйными. Из справки ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что регистрация прав на объекты недвижимости (скотомогильники), расположенные по адресу: с.<адрес> и с.<адрес> до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», органами технической инвентаризации не производилась. Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объекты недвижимого имущества: скотомогильники, расположенные по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес> – отсутствует. Таким образом, сведений о правах на расположенные на территории муниципального образования <адрес> (близ с.<адрес> и близ с.<адрес>) скотомогильники не имеется и на балансе администрации данного сельсовета скотомогильники не состоят. То есть скотомогильники, расположенный возле с.<адрес> и возле с.<адрес>, являются бесхозными. Часть 2 статьи 19 статьей19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. В судебном заседании установлено, что государственные полномочия по оборудованию скотомогильников администрации МО СП <адрес> в порядке, предусмотренном статьей19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не передавались. В силу статьи72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части2статьи2 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта49пункта2статьи26.3 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту"ц"пункта2статьи26.11 Федерального закона от 6 октября 1999года N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года N2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Следовательно, действия по оборудованию скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и принятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, должны предприниматься Правительством Оренбургской области. Доводы ответчика о том, что в иске надлежит отказать, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Правительством Оренбургской области принято постановление № «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы», предусматривающей выполнение мероприятий по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов органами местного самоуправления, судом не принимаются по следующим основаниям. Вышеуказанная областная целевая программа разработана Правительством Оренбургской области на период с 2012 по 2016 годы. Вместе с тем, опасность распространения инфекционных и инвазионных заболеваний общих как для человека, так и животных, ставящая под угрозу жизнь и здоровье населения, существует уже в настоящее время и право граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду не должно ставиться в зависимость от каких-либо условий, в том числе от принятия указанной программы. В настоящее время население <адрес> продолжает пользоваться данными скотомогильниками, не обустроенными в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, Разделом III вышеуказанной программы предусмотрено, что выполнение мероприятий Программы по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретению специальной техники, соответствующих требованиям природоохранного и санитарного законодательства, для экологически безопасного уничтожения отходов в муниципальных образованиях области осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований области на условиях софинансирования за счет субсидий из областного бюджета и средств местных бюджетов. То есть выполнение указанной программы напрямую зависит от финансирования органов местного самоуправления. Однако как установлено в судебном заседании, финансирование органа местного самоуправления - администрации МО СП <адрес> для осуществления мероприятий по устранению выявленных нарушений ветеринарного законодательства, не осуществляется. Кроме того, конкретный объем финансирования и сроки его осуществления программой не определены. Кроме того, возложение полномочий на органы местного самоуправления на основании Программы, утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит ч.2 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Как установлено в судебном заседании каких-либо законов субъекта РФ – Оренбургской области, предусматривающих наделение органов местного самоуправления (в том числе администрации МО СП <адрес>) отдельными государственными полномочиями по оборудованию скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и принятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, в настоящее время не принято. Суд также не соглашается с доводами ответчика, что прокурором ничем не обоснован факт бездействия Правительства Оренбургской области. Как установлено в судебном заседании скотомогильники возле с. <адрес> и с.<адрес> были построены ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Правительством Оренбургской области не предпринято никаких реальных мер по устранению имеющихся нарушений ветеринарного законодательства и приведении данных скотомогильников в надлежащее состояние, отвечающее требованиям Ветеринарно-санитарных правил. То есть факт бездействия со стороны Правительства Оренбургской области, выразившееся в не совершении действий, которое оно должно было совершить, нашло свое подтверждение в судебном заседании. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором Соль-Илецкого района обоснованно заявлены требования к Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории муниципального образования <адрес> (возле с.<адрес> и возле с.<адрес>) и возложении на Правительство Оренбургской области обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В силу п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 требования о признании незаконным бездействия администрации МО СП <адрес> по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с очисткой прилегающей территории от мусора и останков павших животных, оборудования подъездных путей для доступа к скотомогильникам возле с.<адрес> и возле с.<адрес> с целью складирования трупов животных и возложении на администрацию МО СП <адрес> обязанности по устранению указанных нарушений признал. Статья 173 ГПК РФ, предусматривающая, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, представителю ответчика ФИО1 в судебном заседании разъяснена и понятна. Поскольку данное признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд его принимает. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории муниципального образования <адрес> (возле с.<адрес> и возле с.<адрес>). Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования указанных сктоомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с очисткой прилегающей территории от мусора и останков павших животных, оборудованием подъездных путей для доступа к биотермическим ямам (возле с<адрес> и возле с.<адрес>) с целью складирования трупов животных. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем очистки прилегающей территории указанных скотомогильников от мусора и останков павших животных, оборудования подъездных путей для доступа к биотермическим ямам с целью складирования трупов животных. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. СУДЬЯ: Мотивированное решение изготовлено 03.11.2011 года. СУДЬЯ: