№ 2-962/11 решение по иску о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение прав инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» ноября 2011 года г.Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Ившиной Т.В.

при секретаре Эпп А.Н.

с участием:

представителя истца Трофимова А.А.

представителя ответчика - Отдела культуры администрации МО <адрес> ФИО1,

представителя ответчика - МУК «МЦБС» <адрес> ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу культуры администрации муниципального образования <адрес>, муниципальному учреждению культуры «Межпоселенченская централизованная библиотечная система» <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Соль-Илецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Отделу культуры администрации МО <адрес>, МУК «Межпоселенченская централизованная библиотечная система» <адрес>, указав в нем следующее. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав и интересов граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями в библиотеках. Установлено, что директором МУК «Межпоселенченская централизованная библиотечная система» <адрес> является ФИО2, которая одновременно является директором Центральной районной библиотеки, 1 центральной детской районной библиотеки и ... библиотек (филиалов) в районе. ... сельских филиалов, действующих на основании положений, утверждаемых «МУК МЦБС» <адрес> и расположенных вне места нахождения «МУК МЦБС» <адрес>: А. сельский филиал – <адрес>, Б. сельский филиал – <адрес>, Б. сельский филиал – <адрес>, В. сельский филиал – <адрес>, Г. сельский филиал – <адрес>, Д. сельский филиал – <адрес>, Д. сельский филиал – <адрес>, Е. сельский филиал – <адрес>, З. сельский филиал – <адрес>, И. сельский филиал – <адрес>, К. сельский филиал – <адрес>, К. сельский филиал – <адрес>, Л. сельский филиал – <адрес>, М. сельский филиал – <адрес>, М. сельский филиал – <адрес>, М. сельский филиал – <адрес>, М. сельский филиал – <адрес>, Н. сельский филиал – <адрес>, П. сельский филиал – <адрес>, П. сельский филиал – <адрес>, П. сельский филиал – <адрес>, С. сельский филиал – <адрес>, Т. сельский филиал – <адрес>, Т. сельский филиал – <адрес>, Т. сельский филиал – <адрес>, У. сельский филиал – <адрес>, Ш. сельский филиал – <адрес>, Ц. сельский филиал – <адрес>. Учредителем «МУК МЦБС» <адрес> является отдел культуры администрации МО <адрес>. По сведениям Управления социальной защиты населения администрации МО <адрес> в <адрес> имеется всего <данные изъяты> инвалидов по зрению, из них: дети – <данные изъяты>, взрослые – <данные изъяты>. По результатам проверки установлено, что в библиотеках <адрес> не имеется периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Отсутствие в Центральной районной библиотеке специальной литературы нарушает права инвалидов на получение необходимой информации, гарантированной государством. В данном случае указанная категория граждан не может самостоятельно обратиться в суд в силу состояния здоровья. На основании изложенного, просил суд: признать незаконным бездействие Отдела культуры администрации муниципального образования <адрес>, Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» <адрес> по не приобретению специальной периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Обязать Отдел культуры администрации муниципального образования <адрес>, Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» <адрес> в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по приобретению в фонд «МУК МЦБС» <адрес> литературы для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению исходя из количества инвалидов по зрению, проживающих на территории <адрес>.

На основании определения Соль-Илецкого районного суда от 11 ноября 2011 года производство по делу в части признания незаконным бездействия Отдела культуры администрации МО <адрес>, Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» <адрес> по не приобретению специальной периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля – прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

В судебном заседании представитель истца – ст.помощник прокурора Соль-Илецкого района Трофимов А.А. требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Отдела культуры администрации МО <адрес> ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав, что необходимости в специальной литературе для инвалидов по зрению нет, поскольку у таких граждан отсутствует спрос на подобную литературу. Денежные средства на приобретение специальной литературы им предоставлены не будут. Права слабовидящих и слепых людей в данном случае не нарушаются, поскольку действует единая библиотечная система. То есть каждый пользователь может выписать интересующую его книгу из других библиотек области по межбиблиотечному абонементу. В <адрес> имеется специализированная «Областная библиотека для слепых», с которой они также активно сотрудничают. Любой желающий может заказать специальную литературу, и она ему будет предоставлена. Данная услуга совершенно бесплатна. Однако за последние десять лет ни одного запроса по литературе от слабовидящих людей к ним не поступало. Книги в библиотеки приобретаются в соответствии с запросами населению за счет средств, предоставляемых из местного бюджета. Однако денег на комплектование фонда выделяется крайне мало, основная сумма денежных средств уходит на пополнение фонда в основном центральных библиотек. ДД.ММ.ГГГГ центральной библиотечной системой было приобретено ... аудиокниг, которые могут быть предоставлены для слепых и слабовидящих людей. Кроме того, в библиотеке имеется доступ в сеть Интернет, к сайтам аудиокниг, которые любой желающий может скачать в личное пользование. На основании изложенного, считает, что нарушения прав лиц с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению не допускается. В связи с чем, просит в иске отказать.

Представитель ответчика «МУК МЦБС» <адрес> ФИО2 в судебном заседании иск прокурора не признала и пояснила следующее. В настоящее время они активно сотрудничают с «Обществом слепых», которое активно обеспечивает слабовидящих и слепых людей необходимой литературой из областной библиотеки. В случае необходимости они могут заказать любую книгу из областной библиотеки либо любой другой библиотеки области, и данная книга будет доставлена совершенно бесплатно. Однако с такого рода запросами лица с ограниченными возможностями по зрению к ним не обращаются. Финансирование из местного бюджета на пополнение библиотечного фонда очень слабое. Если они будут тратить выделенные средства для приобретения дорогостоящей литературы для слепых людей, то не смогут приобретать научную, учебную и др. литературу, которая пользуется большим спросом у иных категорий граждан. Спрос на специальную литературу для слепых людей отсутствует. Кроме того, лиц с ограниченными возможностями по зрению в большей степени интересуют аудиозаписи. В настоящее время ими приобретено ... аудиокниг, которые могут быть представлены для слепых и слабовидящих людей. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В соответствии со ст.12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом РФ от 09.10.1992 года № 3612-1, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст.14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных образовательных учреждений и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 8 Федерального закона «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 года предусматривает, что слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Как следует из Административного регламента оказания муниципальной услуги «Организация библиотечного обслуживания населения (предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках)» МО <адрес>, утв. Распоряжением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» <адрес> представляет собой единое библиотечное учреждение, объединяющее общедоступные библиотеки <адрес> и функционирующее на основе единого административного и методического руководства, единого книжного фонда.

В соответствии с Уставом, утв. начальником отдела культуры администрации МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» <адрес> (МУК МЦБС) является юридическим лицом, имеет фирменное название, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, может выступать в суде от своего имени истцом и ответчиком. Учредителем МУК МЦБС <адрес> является отдел культуры администрации МО <адрес>. МУК МЦБС находится в ведомственном подчинении отдела культуры администрации МО <адрес>. В состав МУК МЦБС <адрес> входят: Центральная районная библиотека, центральная детская районная библиотека, ... филиалов: А., Б., Б., В., Г., Д., Д., Е., З., И., К., К., Л., М., М., М., М., Н., П., П., П., С., Т., Т., Т., У., Ш., Ц.. МУК МЦБС действует на основании настоящего Устава и в соответствии с законодательством РФ. Целью деятельности МУК МЦБС является: сохранение накопленных знаний, памяти человечества в виде документов и нетрадиционных носителей информации, распространение знаний и информации в обществе, информационно-библиотечное обслуживание население, культурно-просветительская деятельность, направленная на удовлетворение духовных и культурных потребностей каждого члена общества. МУК МЦБС осуществляет следующие основные виды деятельности: обеспечивает реализацию потребностей пользователей, установленных законодательными документами, комплектует, учитывает, обеспечивает сохранность и рациональное использование фондов, предоставляет фонды в пользование в читальных залах, через индивидуальный и межбиблиотечный абонементы, осуществляет совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий и др. Источниками формирования имущества МУК МЦБС являются: имущество, закрепляемое за МУК МЦБС и находящееся в оперативном управлении МУК МЦБС, бюджетные ассигнования от Учредителя, доходы от собственной деятельности и др. Деятельность МУК МЦБС финансируется Учредителем в соответствии с договором, но не ниже нормативов государственного финансирования по типу и виду учреждений культуры, к которому относится МУК МЦБС.

Согласно Положению от Отделе культуры администрации МО <адрес>, утв. Решением Совета депутатов МО <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ, Отдел культуры администрации МО <адрес> является отраслевым органом исполнительной власти муниципального района, проводящим на территории района единую политику в области культуры, искусств, дополнительного образования в сфере культуры, сохранения и популяризации культурно-исторического наследия РФ. Отдел культуры является юридическим лицом и является главным распорядителем бюджетных средств района, выделяемых на развитие культуры. Отдел культуры в своей деятельности подотчетен учредителю – администрации <адрес> и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Основными направлениями деятельности Отдела культуры являются, в том числе, организация библиотечного обслуживания населения. Отдел культуры входит в структуру администрации <адрес> и финансируется из бюджета района на основе бюджетной сметы. Источником формирования имущества отдела культуры в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя.

Как следует из имеющихся в материалах дела объяснений директора МУК МЦБС <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в фонде библиотеки отсутствует литература для людей с ограниченным зрением.

Таким образом, факт отсутствия в МУК МЦБС <адрес>, включающего в себя центральную районную библиотеку, центральную районную детскую библиотеку и ... сельских филиалов, специальной периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля, нашел свое подтверждение в судебном заседании и представителями ответчиков не оспаривался.

В связи с чем, требования прокурора, предъявленные одновременно к МУК МЦБС <адрес> и его учредителю - Отделу культуры администрации МО <адрес>, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о том, у граждан района с ограниченным зрением отсутствует спрос на подобную литературу, а в случае необходимости данная категория граждан сможет заказать любую книгу из областной либо любой другой библиотеки области, судом не принимаются, т.к. отсутствие спроса на указанную литературу ничем не подтверждается. Кроме того, с учетом требований закона МУК МЦБС <адрес> должно быть обеспечено периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для населения, в том числе для инвалидов по зрению.

Представленной директором МУК МЦБС ФИО2 справкой подтверждается, что в центральной районной библиотеке Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется ... аудиокниг.

Вместе с тем, приобретение МУК МЦБС <адрес> аудиокниг не свидетельствует о выполнении обязанности по обеспечению инвалидов по зрению периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Отсутствие надлежащего финансирования также не может служить основанием для отказа в иске, т.к. право слепых и слабовидящих людей на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации не может быть поставлено в зависимость от данных обстоятельств.

Отсутствие в МУК МЦБС <адрес> специальной литературы нарушает права инвалидов по зрению на получение необходимой информации.

В связи с чем, вышеуказанные нарушения должны быть устранены.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом характера выявленных нарушений, мнения сторон, суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является реальным для возможности устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Обязать Отдел культуры администрации муниципального образования <адрес>, муниципальное учреждение культуры «Межпоселенченская централизованная библиотечная система» <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры по приобретению в фонд муниципального учреждения культуры «Межпоселенченская централизованная библиотечная система» <адрес> специальной периодической, научной, учебно – методической, справочно – информационной и художественной литературы для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению, в том числе издаваемой рельефно – точечным шрифтом Брайля, исходя из количества инвалидов по зрению, проживающих на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

СУДЬЯ: Ившина Т.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 15.11.2011 года.

СУДЬЯ: Ившина Т.В.