Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Соль-Илецк 10 марта 2011 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
при секретаре Эпп А.Н.,
с участием:
представителя истца – ст. помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Трофимова А.А.,
истца Ниталиевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации муниципального образования <адрес> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Соль-Илецкого района в интересах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Администрации муниципального образования <адрес> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в котором указал следующее. В прокуратуру Соль-Илецкого района обратилась Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. о предъявлении в суд иска в ее интересах. Ее отец - ФИО1 решением ... районного суда ... области от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. находилась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом ... района» на полном государственном обеспечении. Какое-либо жилье за несовершеннолетней Ниталиевой А.М. не закреплялось. Распоряжением главы администрации муниципального образования сельское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ниталиева А.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. проходила обучение по специальности «<данные изъяты>» (по отраслям) в ФГОУ среднего профессионального образования «... сельскохозяйственный колледж». Во время обучения проживала в общежитии при ФГОУ среднего профессионального образования «... сельскохозяйственный колледж». Имеет сына ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи со сложным материальным положением своего жилья не имеет, проживает временно у знакомых. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии. Предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 16.11.2005 года № 2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области – Правительством Оренбургской области. В силу ст.1 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан, по месту проживания Ниталиевой А.М. является Администрация муниципального образования <адрес>. Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на этот орган местного самоуправления. При этом, в бюджете муниципального образования <адрес> на 2011 год средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не заложены. В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в 2011 году району планируется предоставление субвенций на сумму <данные изъяты> тыс. руб. из бюджета области. В списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на 01 января 2011 года состоит ... человек. Исходя из списков лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма, указанная сумма явно недостаточна для выполнения возложенных на Администрацию <адрес> обязанностей по предоставлению жилья. Таким образом, Администрация муниципального образования <адрес> должна предоставить Ниталиевой А.М. жилое помещение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просил суд обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Ниталиевой А.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта федерации.
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник Соль-Илецкого района Оренбургской области Трофимов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить. Указал, что в настоящее время Ниталиевой А.М. - ... год, и она имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.
Ниталиева А.М., в интересах которой действует прокурор Соль-Илецкого района, в судебном заседании исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить. Пояснила, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась в Детском доме. Своего жилья у нее нет. В настоящее время она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. У нее маленький ребенок. .... Она неоднократно обращалась в администрацию района, чтобы ей помогли с жильем, но ей сказали, что таких как она много и ей ничем помочь не смогут. ... .... Около 1 года она проживала у подруги в <адрес>. После этого также неоднократно обращалась в администрацию района, просила о помощи. Прописалась у знакомой бабушки в селе, чтобы хотя бы прописка была. Но по месту прописки она не живет. ДД.ММ.ГГГГ снова обратилась в администрацию, и после очередного отказа обратилась в прокуратуру. В настоящее время она временно живет у свекрови ее подруги. Домик площадью <данные изъяты> кв.м., на этой площади их живет ... человек. .... Она встала на учет по безработице, но не может найти работу из-за отсутствия постоянного места жительства. С детским садом для ребенка также проблемы. Она поставила его на очередь в один из садиков города. .... Хотела бы, чтобы жилье предоставили не по месту прописки, а в городе, потому что по месту прописки нет работы, садика для ребенка. Первый раз на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ее поставили, когда она еще была в Детском доме. Она там была прописана, потом родила и снялась с прописки. .... Потом в администрации сказали, что нужно встать на учет повторно, несмотря на то, что она показывала распоряжение, что уже стоит на учете. Она обучалась в «... сельскохозяйственном колледже», но не закончила его. Думает, что когда получит жилье, устроиться на работу, сможет продолжить обучение.
Представитель ответчика - Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлено письменное ходатайство, в котором Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ходатайствует о признании его ненадлежащим ответчиком по делу. Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области является органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2005 года №153-ук. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Законом Оренбургской области от 29.12.2008 года № 1853/389 - IV- ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской Федерации – Оренбургская область, в соответствии с нормами пункта 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ, передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления. С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Кроме того, согласно ст.4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства ля осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениям. Аналогичная норма содержится в Уставе муниципального образования <адрес>. Учитывая изложенное, просили суд признать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ненадлежащим ответчиком и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика - Администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому обеспечение вне очереди жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств субъекта РФ. ... району планируется предоставить в 2011 году субвенций на сумму <данные изъяты> тысяч рублей для приобретения жилья данной категории граждан. Из чего видно, что данной суммы явно недостаточно для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на 01.01.2011 года на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит ... человек в возврате старше 18 лет. Ниталиева А.М. была поставлена на регистрационный учет для получения вне очереди жилой площади сразу после ее обращения в Администрацию МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Администрация МО <адрес> возражает в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении Ниталиевой А.М. вне очереди жилой площади, так как нарушаются права других очередников, относящихся к данной категории и вставших на учет ранее Ниталиевой А.М., и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
Предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно свидетельству о рождении серии №, выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ, Ниталиева А.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Ее родителями указаны: отец – ФИО1, мать – ФИО2.
Свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что мать Ниталиевой А.М. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ... районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Ниталиевой А.М. – ФИО1 признан безвестно отсутствующим.
Согласно сведениям, представленным РУО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец – ФИО1 признан безвестно отсутствующим решением ... районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно находилась в Детском доме на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. проходила обучение в ФГОУ среднего профессионального образования «... сельскохозяйственный колледж», что подтверждается Академической справкой серии №.
Согласно свидетельству о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. имеет несовершеннолетнего сына – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из справки Администрации МО СП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет следующий состав семьи: сын ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сведениями Управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что за Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, жилая площадь не закреплена.
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества – отсутствуют.
Справками ГУП <адрес> «ОЦиОН» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Ниталиевой А.М. и ФИО3 домовладения (приватизированной квартиры) в <адрес> и <адрес> не значится.
Распоряжением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлена на льготную очередь на предоставление жилой площади в качестве несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На основании Распоряжения Администрации МО СП <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учет для получения внеочередного жилья.
Согласно сообщению главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в бюджете <адрес> на 2011 год средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не предусмотрены. В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в 2011 году району планируется предоставление субвенций на сумму <данные изъяты> тыс. рублей.
Таким образом, Ниталиева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье не получила и имеет право требовать предоставления ей такого жилья.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Оренбургской области.
Органом местного самоуправления по месту проживания Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является Администрация МО <адрес>.
В связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм Ниталиевой А.М. должна быть возложена на этот орган местного самоуправления.
С доводами представителя ответчика – Администрации МО <адрес> о том, что у Администрации МО <адрес> не передано достаточных денежных средств на цели обеспечения жилыми помещениями, суд не соглашается, поскольку обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не является получателем, а соответственно и распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, признанными нуждающимися в жилых помещениях, а, следовательно, не является по данному делу надлежащим ответчиком.
В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований, предъявленных ранее к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Определением Соль-Илецкого районного суда от 24 февраля 2011 года производство по делу по иску прокурора Соль-Илецкого района в интересах Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрация МО <адрес> обязана предоставить Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение за счет средств субъекта федерации по договору социального найма, следовательно исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области к Администрации МО <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Ниталиевой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
СУДЬЯ:
Мотивированное решение суда изготовлено 15.03.2011 года.
СУДЬЯ: