Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Сокольское 20 октября 2011 года Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2011 года. Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2011 года. Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Тутаевой И.В. при секретаре Мироновой Е.В., с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Машина О.О., истца Утеева В.Г. и его представителя Е.С.А., предоставившей доверенность *** *** № *** от *** года, представителя ответчика Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области адвоката Ч.М.В., представившего удостоверение № ***, ордер № *** от *** года и доверенность от *** года, З.О.И. предоставившей доверенность № *** от *** года срок действия до *** года, К.И.Т. предоставившего доверенность № *** от *** года срок действия до *** года, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. *** 2011 года дело по иску Утеева В.Г. к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула и о взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Утеев В.Г. обратился в суд с иском к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула и о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он с *** года был принят на работу на муниципальную службу на должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) Администрации Сокольского муниципального района. *** года получил уведомление об увольнении в связи с сокращением численности работников организации, а *** года был уволен с работы в связи с сокращением штата работников. С данным увольнением истец не согласен так как работодателем нарушена процедура его увольнения- в нарушение Трудового кодекса РФ ему не были предложены вакансии, имевшиеся в штате Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Согласно извещению, выданному истцу работодателем, в организации вакантных мест. При этом в период с *** года по *** года имелась вакантная должность в отделе культуры Администрации Сокольского муниципального района - специалист по связям с общественностью. По мнению истца, работодателем нарушено его право на трудовую деятельность, а неправомерными действия работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в *** *** рублей. Истец просит отменить распоряжение главы Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области № *** от *** *** года и восстановить его на работе в прежней должности, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула, начиная со *** года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей и судебные издержки в размере *** *** рублей. В письменных возражениях ответчик исковые требования не признал по следующим основаниям. Утеев В.Г. был принят на работу в отдел ЖКХ Администрации *** муниципального района *** области на должность начальника отдела. На основании решения Земского собрания *** муниципального района *** области от *** года «Об утверждении структуры администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области» и распоряжения Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года № *** отдел ЖКХ ликвидирован с *** года, должность начальника отдела ЖКХ исключена из штатного расписания Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. *** года Утеев В.Г. был уведомлен лично под роспись о предстоящем расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников организации, распоряжением № *** от *** года уволен. В соответствии со статьёй 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по основанию сокращения штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. С момента уведомления об увольнении до дня увольнения в Администрации Сокольского муниципальною района Нижегородской области отсутствовала работа (как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа), которую истец мог бы выполнять с учетом его состояния здоровья. Доводы Утеева В.Г. о том, что он мог бы работать в должности ведущего специалиста отдела архитектуры, ЖКХ и благоустройства, а также главного специалиста по массовой работе в отделе культуры Администрации *** муниципального района необоснованны, поскольку для занятия указанных должностей требуется специальная квалификация в соответствии с должностными инструкциями. Работник, занимаемый должность главного специалиста по массовой работе, должен иметь стаж работы в общественной организации не менее *** лет, а на должность ведущего специалиста отдела архитектуры, благоустройства и ЖКХ требуется работник с высшим экономическим образованием. У Утеева В.Г. отсутствует достаточная квалификация для работы на указанных выше должностях. Кроме того, на момент уведомления Утеева В.Г. об увольнении в связи с сокращением штата, должность главного специалиста по массовой работе не являлась вакантной, так как *** года был заключен трудовой договор на данную должность с В.Н.Б.. Ответчик просит в удовлетворении исковых требований Утееву В.Г. отказать. *** года истец обратился в суд с уточненным исковым заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит взыскать с ответчика недополученную им заработную плату с *** года в размере *** рублей *** копеек. *** года истец обратился в суд с уточненным исковым заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором увеличил заявленные требования в части размера компенсации морального вреда до *** рублей. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в ходе судебного разбирательства трудового спора истец находился на лечении в медицинском учреждении с неврологическим заболеванием. В судебном заседании истец Утеев В.Г. исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, и дополнил, что при увольнении его по сокращению штата работодателем были допущены существенные нарушения трудового законодательства. Распоряжением Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области исключены ряд структурных подразделений Администрации, в связи с чем, были сокращены ряд должностей - начальников отделов и специалистов. Во вновь созданные отделы в Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области были приняты работники, при этом имеющиеся вакансии Утееву В.Г. предложены не были. Работодатель при сокращении Утеева В.Г., по мнению истца, не рассматривал преимущества оставления его на работе, как муниципального служащего как работника с более высокой квалификацией, имеющим два высших образования, более высокий классный чин - референт государственной службы *** класса. Кроме того, в структурном подразделении Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области была введена должность главного специалиста по массовой работе. Основным требованием к работнику было - наличие стажа работы в общественных организациях не менее *** лет. Утеев В.Г. имеет необходимы стаж работы в общественных организациях- в общественной организации «***», а также в обществе охотников и рыболовов. По мнению истца на момент проведения мероприятий по сокращению штата в Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и в его структурных подразделениях имелись и другие вакантные должности, соответствующие его квалификации, образованию, стажу работы. И которые истцу предложены не были. Кроме того, с *** года в нарушение трудового договора в одностороннем порядке работодатель уменьшил *** % надбавку до ***% без каких-либо объяснений и уведомления работника. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в *** рублей. В судебном заседании представитель истца Е.С.А. поддержала доводы своего доверителя и дополнила, что увольнение Утеева В.Г. является незаконным, а заявленные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. При увольнении Утеева В.Г. по сокращению штата Администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области были допущены нарушения трудового законодательства. При проведении сокращения нарушен принцип преимущественного права оставления на работе лиц, имеющих более высокую квалификацию, не учтено семейное положение истца, кроме того, не предложены вакантные должности, на которые принимались другие лица. Утеев В.Г. является советником муниципальной службы *** класса, референтом государственной службы *** класса, имеет стаж работы на муниципальной и государственной службе около *** лет, имеет высшее медицинское образование и высшее образование в государственной службе, на иждивении имеет малолетнюю дочь, все эти данные обстоятельства должны были быть учтены при проведении работодателем мероприятий по сокращению штата. В отделе культуры, который является структурным подразделением Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, в *** месяце *** года была открыта вакансия главного специалиста по массовой работе, однако данную должность истцу не предлагали. При этом основным требованием к работнику в данной должности являлось наличие стада работы в общественных организациях, при этом, Утееву В.Г. не предлагалось представить документы, подтверждающие его стаж в общественных организациях, хотя такой стаж у истца имелся. Утеев В.Г. являлся активным членом ВЛКСМ, работал в международной общественной организации «***» и возглавлял его на районном уровне, являлся председателем ревизионной комиссии в обществе охотников и рыболовов. При имевшихся нарушениях представитель истца приходит считает, что увольнение Утеева В.Г. произведено незаконно, при этом права работника были нарушены. В связи с чем, Утеев В.Г. подлежит восстановлению на прежнем месте работы. Кроме того, с *** *** года в нарушение трудового договора в одностороннем порядке истцу перестали выплачивать *** % надбавку, предусмотренную условиями трудового договора, без каких-либо объяснений и уведомления работника. Данный факт истцу стал известен из справок о заработной плате, предоставленных ответчиком в суд при рассмотрении данного дела. Довод представителя ответчика о пропуске процессуальный срока на обращение в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы, представитель истца считает необоснованным, так как изменение или дополнение в трудовой договор не вносились, при этом в настоящее время невозможно установить когда истцу выдавались расчетные листки из содержания которых также невозможно установить изменение структуры заработной платы. Требования истца о взыскании недополученной заработной платы с января 2010 года по день увольнения были заявлены *** года при обращении в суд с уточненным исковым заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ. Таким образом, Утеевым В.Г. не был пропущен процессуальный срок для обращения в суд за разрешением трудового спора в части выплаты ему заработной платы. При этом пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен, так как пропуск произошел по уважительной причине. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в *** рублей, также представитель истца просит взыскать с ответчика расходы, понесенные истцом на оплату представителя в суде; заработную плату за время вынужденного прогула за *** дней из расчета среднемесячной заработной платы в размере *** рублей *** копеек (без вычета подоходного налога). В судебном заседании представитель ответчика Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области Ч.М.В. исковые требования не признал и дополнил следующее. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что работодателем увольнение Утеева В.Г. в связи с сокращением штата проведено с нарушением требований закона. Одним из нарушений - при вручении уведомления истцу о сокращении его должности, ему не была предложена вакантная должность главного специалиста по массовой работе в отделе культуры, спорта и молодежной политики, однако, на тот момент- с *** года данная должность не являлась вакантной. На данную должность был принят В.Н.Б., с которым был заключен трудовой договор и установлен срок с которого вновь принятый работник должен приступить к исполнению своих обязанностей - с *** года. *** года В.Н.Б. был ознакомлен с должностными обязанностями. Представитель ответчика считает, что должность главного специалиста по массовой работе не могла быть предложена истцу так как одним из требований к кандидату на данную должность являлось наличие стажа работы в общественной организации в определенной должности не менее пяти лет. На тот момент у В.Н.Б. имелся необходимый стаж руководящей работы в общественной организации. Вакантных должностей на момент увольнения Утеева В.Г. у работодателя не было, о чем, тот был извещен, кроме того, истец о предстоящем сокращении штата был уведомлен в сроки, предусмотренные законом. Таким образом, процедура увольнения Утеева В.Г. работодателем была соблюдена в полном объеме. Требования истца о взыскании с *** года невыплаченной надбавки в размере ***% должностного оклада представитель ответчика также считает необоснованными. В соответствии с трудовым договором работнику было установлено денежное содержание в соответствии с законодательством о муниципальной службе и штатным расписанием. Трудовым договором Утееву В.Г. были предусмотрены такие дополнительные выплаты к должностному окладу, как ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере ***%, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере *** %, ежемесячное вознаграждение *** %. Решением Земского собрания *** муниципального района *** области № *** от *** года внесены изменения в порядок определения денежного содержания муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, при этом изменения в трудовой договор не вносились. *** года истцу был присвоен классный чин - советник муниципальной службы *** класса, с этого момента Утееву В.Г. начислялось и выплачивалось денежное содержание, состоящее из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью, из месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным классным чином, из ежемесячной надбавки за выслугу лет, из ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, из ежемесячного денежного поощрения и иных дополнительных выплат. Таким образом, размер денежного содержания Утеева В.Г. увеличился в связи с начислением и выплатой истцу оклада за классный чин. Данный порядок оплаты заработной платы истцу был известен в *** году. На тот момент Утеев В.Г. не оспаривал правильность начисления и выплаты заработный платы. С данным требованием истец обратился в суд *** года, т.е. по истечении предусмотренного законом срока разрешения индивидуального трудового спора. Пропуск срока исковой давности является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Просит в удовлетворении исковых требований Утееву В.Г. отказать в полном объеме В судебном заседании представитель ответчика Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области З.О.И. исковые требования не признала и пояснила следующее. Утеев В.Г. *** года был уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением штата работников администрации. По мнению представителя ответчика, порядок проведения сокращения работодателем был соблюден, а именно, работник о предстоящем сокращении был предупрежден за 2 месяца, а также он был уведомлен об отсутствии вакантных должностей. Должность главного специалиста по массовой работе в отделе культуры на момент проведения сокращения штата не являлась вакантной, с В.Н.Б. уже был заключен трудовой договор. Истец также просит взыскать недополученную заработную плату с *** года, указав на то, что надбавку к окладу ему была уменьшена с ***% до *** %, однако, он ежемесячно получал расчетные листки и ему были известны все выплаты по заработной плате. Представитель ответчика считает, что Утееву В.Г. было известно о составе и структуре своей заработной плате, каких-либо возражений он работодателю по этому поводу не представлял. Все действия Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области по увольнению и выплате заработной платы по отношению к Утееву В.Г. произведены в соответствии с требованиями закона. В судебном заседании представитель ответчика Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области К.И.Т. исковые требования не признал и дополнил следующее. В связи с реорганизационными мероприятиями по оптимизации управления и сокращением расходов Администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области было принято решение о сокращении штата. При проведении мероприятий по сокращению штата работников организации Утееву В.Г. вакансии не предлагались по причине их отсутствия. При этом считает, что на должность главного специалиста по массовой работе может претендовать лицо, имеющее стаж работы в общественной организации, это главный критерий, а на должность в отдел архитектуры, благоустройства и ЖКХ - лицо, имеющее высшее экономическое образование. Кроме того, должность главного специалиста по массовой работе на тот момент не являлась вакантной, так как был заключен трудовой договор с В.Н.Б., данная должность не являлась должностью муниципального служащего. Исследовав материалы дела, выслушав и оценив пояснения сторон, показания свидетелей, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает необходимым исковые требования Утеева В.Г. удовлетворить частично по следующим основаниям. Свидетель Л.Н.Д. в судебном заседании 14 сентября 2011 года показала, что является заведующей отделом культуры, спорта и молодежной политики Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. На территории *** района существуют *** общественные организации и *** клубов, в связи с чем, возникла необходимость введения должности специалиста по массовой работе для координации их деятельности. В *** года с данным вопросом она обратилась к главе Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, на что получила его согласие. В *** года за счет экономии средств по фонду заработной платы в отделе культуры была введена внештатная должность должности специалиста по массовой работе, а в *** года данная должность введена в штат организации. В *** года с В.Н.Б. был заключен трудовой договор, при этом сторонами был определен срок начала исполнения работником трудовых функций- *** года, в устной форме В.Н.Б. был ознакомлен с должностными обязанностями, впоследствии, после того как В.Н.Б. приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, в *** *** года, он был ознакомлен с должностной инструкцией в письменном виде. Основным критерием для данной должности являлся стаж работы в общественной организации, при этом свидетелю известно, что В.Н.Б. работал в обществе ветеранов Афганистана с момента его образования, а в последние годы являлся председателем этого общества. С вопросом трудоустройства В.Н.Б. обращался к главе администрации Сокольского муниципального района. Утееву В.Г. данную должность никто не предлагал, так как специалист по массовой работе не является должностью муниципального служащего. После реорганизации отдела культуры, данная должность осталась в штате отдела. В настоящее время В.Н.Б. координирует работу общественных организаций и клубов, проводит собрания, планерки, решает все необходимые организационные вопросы. Свидетель П.Т.И. в судебном заседании 14 сентября 2011 года показала, что ранее работала директором в Доме культуры, а в настоящее время работает главным режиссером в доме культуры. С января 2011 года решался вопрос о необходимости введения должности по координации деятельности общественных организаций. Впоследствии на данную должность был принят В.Н.Б., который имел необходимый стаж работы в общественной организации. Свидетель В.Н.Б. в судебном заседании 14 сентября 2011 года показал, что работает главным специалистом по массовой работе отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Ранее он проходил службу в органах МВД, а в *** года обратился в отдел культуры, где ему предложили указанную должность. При этом основным критерием при приеме на работу было наличие стажа работы в общественной организации. В связи с необходимостью разрешения ряда реорганизационных вопросов, к исполнению обязанностей свидетель приступил с *** *** года, тогда же ознакомился и с должностной инструкцией. При этом В.Н.Б. был установлен испытательный срок - *** месяца, на работу его принимала заведующая отделом культуры - Л.Н.Д.. Свидетель К.Л.Н. в судебном заседании 10 октября 2011 года показала, что работает заместителем начальника отдела учета и отчетности Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области с *** года, в её должностные обязанности входит начисление заработной платы работникам Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Заработная плата начисляется на основании штатного расписания и табеля учета рабочего времени. С *** года заработная плата работникам перечисляется на пластиковые карты Сбербанка РФ и выплачивается дважды в месяц. Каждый месяц *** или *** числа свидетель лично вручает каждому работнику расчетные листки, в которых содержатся сведения о начисленной и выплаченной заработной плате. С *** года в связи с введением классных чинов была введена новая система оплаты труда, в целом заработная плата была увеличена. С *** года Утееву В.Г. выплачивалась ежемесячная премия в размере ***% от оклада. Все надбавки в расчетных листках идут отдельными графами, в том числе надбавка *** %, оплата за классный чин. Распоряжением главы местного самоуправления от *** года № ***, Утеев В.Г. принят на должность муниципальной службы - начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области с *** *** года, с испытательным сроком *** месяце. При этом ситцу был установлен должностной оклад в размере *** рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет- ***%, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы- ***%, ежемесячное вознаграждение- ***% (т. 1 л.д. 7). В тот же день с Утеевым В.Г. был заключен трудовой договор *** года № ***, в соответствии с которым работнику установлено денежное содержание из: должностного оклада в размере *** рублей, ежемесячной надбавки за выслугу лет- ***%, ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы- ***%, ежемесячного вознаграждения- ***% (п.3.1 договора). В соответствии с п.6.1 Договора, трудовой договор вступает в силу с момента его подписания и может быть изменен только по соглашению сторон; прекращение действия договора осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства (п.6.2) (т. 1 л.д. 64-66). Решением Земского собрания *** муниципального района *** области за № *** от *** года утверждена структура Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области (т. 1 л.д. 54-55) В структуру администрации входит отдел архитектуры, благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжением главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года № *** внесены изменения в штатное расписание, а именно исключены структурные подразделения: организационно-правовой отдел (1.1.1), отдел архитектуры и градостроительства (1.1.2), отдел жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) (1.1.3), административно-техническая инспекция (1.1.4), архивный отдел (1.1.5), сектор по развитию спорта (1.1.6), отдел культуры (1.1.7), отдел доходов управления финансов (1.1.8). При этом в каждом отделе сокращены ряд должностей (п.1.2 распоряжения). (т. 1 л.д. 18-21), что также подтверждается утвержденными штатным расписанием по состоянию на *** года (л.д. 59-63), штатным расписанием по состоянию на *** года (т. 2 л.д. 161-164), штатным расписанием с *** года (т. 1 л.д. 136-139) и штатным расписанием с *** года (т. 2 л.д. 190-194). Этим же распоряжением от *** года № *** (т.1 л.д. 18-20) изменено наименование отдела экономики, промышленности и инноваций на отдел экономики и прогнозирования (п.1.3 распоряжения). Введены: управление делами администрации в составе управляющего делами, сектора правовой и кадровой работы, сектора документооборота и сектора информатизации (п.1.4 распоряжения), отдел архитектуры, благоустройства и ЖКХ с тремя штатными единицами (п.1.5. распоряжения); архивный отдел с двумя штатными единицами (п.1.6 распоряжения), отдел культуры, спорта и молодежной политики с пятью единицами (п.1.7 распоряжения); в управление финансов введены *** штатные единицы (п. 1.8 распоряжения); в комитет по управлению муниципальным имуществом одна единица. Изменения в штатное расписание вводятся с *** года, за исключением изменений по архивному отделу, которые подлежат введению в действие с *** года (п.3 распоряжения). С уведомлением о сокращении должности начальника отдела ЖКХ Утеев В.Г. был ознакомлен лично *** года (т. 1 л.д. 22-23). Кроме того, Утеев В.Г. *** года работодателем был извещен об отсутствии в организации вакантных должностей (т. 1 л.д. 24). Распоряжением главы местного самоуправления от *** года № ***, Утеев В.Г. уволен в связи с сокращением штата работников администрации в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с *** года (т. 1 л.д. 25). Расчет при увольнении с Утеевым В.Г. произведен. Утееву В.Г. выплачено выходной пособие: *** года в сумме *** руб. *** коп., что подтверждается расчетным листком (т. 1 л.д. 26) и платежным поручением (т. 1 л.д. 27); *** года -*** руб. *** коп, что подтверждается платежным поручением (т.2 л.д. 13); *** *** года выплачена средняя заработная плата за время на период трудоустройства в течение 3-го месяца (т.2 л.д. 14). О предстоящем увольнении были уведомлены и другие работники Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, что подтверждается уведомлениями от *** года (т. 2 л.д. 111-135). Согласно данным личного дела № *** Утеева В.Г., а также копиями дипломов Утеев В.Г. в *** году окончил *** медицинский институт по специальности гигиена, санитария и эпидемиология, что подтверждается дипломом *** № *** (т. 1 л.д. 16). Как следует из данных паспорта Утеева В.Г., он имеет малолетнюю дочь *** года рождения. Как следует из трудовой книжки Утеева В.Г. и вкладыша к ней, *** года истцу присвоен классный чин- референт государственной гражданской службы *** класса; *** года присвоен классный чин- референт государственной гражданской службы *** класса (записи № *** и 22 трудовой книжки на л.д. 38 т.1) В период с *** года по *** года Утеев В.Г. прошел профессиональную переподготовку по направлению «***», что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке *** № *** (т. 1 л.д. 17). Согласно данным аттестационного листа муниципального служащего и протокола заседания аттестационной комиссии, *** года аттестационной комиссией принято решение о соответствии замещаемой должности муниципальной службы при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по служебной деятельности (уделять больше внимания по рассмотрению заявлений граждан), с аттестационным листом Утеев В.Г. ознакомился *** года (т. 1 л.д. 132-135). Как следует из предоставленных ответчиком личных дел работников Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, уведомленных о предстоящем сокращении штата, извещения об отсутствии или наличии в организации вакантных должностей не вручались, переведены *** года на другие должности (т. 2 л.д. 165-188). Как следует из представленных ответчиком должностных инструкций работников, переведенных с *** года на вновь введенные должности такие квалификационные требования, как наличие высшего образования и стаж муниципальной службы (государственной службы) предъявляются к следующим должностям: специалиста первой категории сектора документооборота управления делами администрации Сокольского муниципального района, ведущего специалиста сектора документооборота управления делами администрации Сокольского муниципального района, заведующего сектором правовой и кадровой работы управления делами администрации Сокольского муниципального района. Должностные инструкции специалистов и руководителей отдела культуры, спорта и молодежной политики суду ответчиком не представлены. Как следует из справки Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года, в период с *** года по *** года вновь принятых работников в администрации нет (т. 1 л.д. 57). Как следует из справки Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года, в период с *** года по *** года из Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области были уволены: Е.Ю.С. (*** года), Утеев В.Г. (*** года и Л.Т.А. (*** года) (т. 1 л.д. 58). Период работы Утеева В.Г. на должности начальника отдела Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области подтверждается записями в трудовой книжке (вкладыш к трудовой книжке *** № ***). Распоряжением № *** от *** года Утееву В.Г. присвоен классный чин - советник муниципальной службы *** класса (т. 1 л.д. 213-215, т. 1 л.д.11-15). Выплата заработной платы Утееву В.Г. до дня его увольнения подтверждается справками за *** и *** года, представленными ответчиком (т. 1 л.д. 189, 190), а количество фактически отработанных дней расчетными листками (т. 2 л.д. 29-59). Как следует из справки Администрации Сокольского муниципального района за № *** от *** года, средний дневной заработок Утеева В.Г. за период с *** года по *** года составил *** рублей *** копейка без вычета НДФЛ (т. 2 л.д. 60). Согласно выписке из протокола отчетно-выборной конференции *** районного общества охотников и рыболовов «***» от *** года, Утеев В.Г. состоит в составе вышеуказанного общества (т. 2 л.д. 69-70), является председателем контрольно-ревизионной комиссии (т. 2 л.д. 71). Положение об отделе архитектуры, благоустройства и ЖКХ утверждено распоряжением главы местного самоуправления за № *** от *** *** года (т. 1 л.д. 41). Согласно положению, отдел создан для осуществления управленческих функций, является структурным подразделением Администрации Сокольского муниципального района (раздел 1). Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается на должность главой администрации района (п. 3.1). Квалификационные требования к кандидатуре на должность начальника отдела положением не оговорены (т. 1 л.д. 42-47). В Положении оговорены квалификационные требования к заведующему отделом, согласно которым на данную должность назначается гражданин РФ, имеющий стаж муниципальной службы или работы на руководящих должностях не менее 3 лет, высшее образование по специальности «строительство» или равноценное (п. 3.2). На должность начальника отдела архитектуры, благоустройства и ЖКХ с *** года с должности начальника отдела архитектуры и градостроительства переведен К.В.Е., распоряжение главы местного самоуправления за № *** от *** года (т. 2 л.д. 167). На должность главного специалиста отдела архитектуры, благоустройства и ЖКХ с *** года с должности главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства переведен В.Е.В., распоряжение главы местного самоуправления за № *** от *** *** года (т. 2 л.д. 168). На должность ведущего специалиста отдела архитектуры, благоустройства и ЖКХ с *** года с должности ведущего специалиста отдела ЖКХ переведена П.С.А., распоряжение главы местного самоуправления за № *** от *** года (т. 2 л.д. 184). Как следует из сведений от *** года, предоставленных Администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области, П.С.А. имеет высшее образование по специальности экономика и организация, ей присвоена квалификации экономист-организатор, имеет классный чин референт муниципальной службы *** класса, стаж муниципальной службы - *** лет (т. 1 л.д. 53). Как следует из должностной инструкции ведущего специалиста отдела архитектуры, благоустройства и ЖКХ администрации Сокольского муниципального района, утвержденной главой местного самоуправления *** года, ведущий специалист отдела назначается и освобождается от занимаемой должности главой местного самоуправления района по представлению (п. 1.1). Ведущий специалист является муниципальным служащим (п. 1.2). К данной должности предъявляются такие требования, как наличие высшего экономического образования, не менее одного года стажа муниципальной службы (государственной службы) и другие (т. 1 л.д. 78-82). Как следует из должностной инструкции главного специалиста отдела архитектуры, благоустройства и ЖКХ администрации Сокольского муниципального района, утвержденной главой местного самоуправления *** года, главный специалист назначается и освобождается от занимаемой должности главой местного самоуправления района по представлению (п. 1.3). Главный специалист является муниципальным служащим (п. 1.2). К данной должности предъявляются такие требования, как наличие высшего строительного образования, не менее одного года стажа муниципальной службы (государственной службы) и другие требования (т. 2 л.д. 23-28). Согласно протоколу заседании аттестационной комиссии за № *** от *** года, из отдела ЖКХ проведена аттестация у Утеева В.Г. и П.С.А.. По результатам аттестации решено увеличить надбавку за сложность и напряженность в работе (т. 1 л.д. 132-135). Распоряжением № *** от *** года П.С.А. присвоен классный чин - референт муниципальной службы (т. 1 л.д. 211-212) Как следует из Положения о проведении квалификационного экзамена муниципальных служащих Сокольского муниципального района Нижегородской области, классные чины муниципальным служащим присваиваются по результатам сдачи квалификационного экзамена (п. 2) (т. 1 л.д. 216-219). Решением Земского собрания за № *** от *** года утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области. Согласно Положению денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы (должностной оклад) и месячного оклада муниципального служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином (оклад за классный чин), из ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения и иных дополнительных выплат. Как следует из Положения, классный чин советника муниципальной службы выше классного чина референта муниципальной службы (т. 1 л.д. 221-225). Решением Земского собрания за № *** от *** года утверждены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области. Вышеуказанные Требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 1.1.). Они устанавливаются в соответствии с группами должностей муниципальной службы, по каждой конкретной должности муниципальной службы с учетом задач и функций, включаются в должностную инструкцию муниципального служащего (п. 1.2 и 1.3) ( т. 2 л.д. 19-22). Постановлением главы местного самоуправления за № *** от *** года утверждено Положение об отделе культуры Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области (т. 1 л.д. 107-130). Согласно Положению отдел культуры является структурным подразделением Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области (п. 1.2), отдел создан для решения вопросов местного значения в сфере культуры (п. 1.3). Отдел культуры создается главой местного самоуправления Сокольского муниципального района (п. 1.3), управление деятельностью отдела осуществляет заведующий (п. 4.1). Заведующий назначает на должность и освобождает от должности работников отдела культуры (п. 4.5.4). Как следует из представленных штатных расписаний районного Дома культуры по состоянию на 01 марта 2010 года (т. 2 л.д. 141-145) и на 01 апреля 2011 года (т. 2 л.д. 136-140), в отделе по досуговой деятельности с 01 апреля 2011 года введена должность главного специалиста по массовой работе. Данная ставка вводилась по инициативе заведующей отделом культуры Л.Н.Д., что подтверждается обращением заведующей к главе местного самоуправления от 26 января 2011 года (т. 2 л.д. 6). В период с *** года по *** года было принято вновь пять работников в учреждения культуры (т. 1 л.д. 56). Среди них *** *** года главным специалистом по массовой работе принят В.Н.Б., что подтверждается записями трудовой книжки *** № *** (т. л.д. 3-4). Ставка главного специалиста по массовой работе в Районном Доме культуры введена по инициативе заведующей отдела культуры за счет реорганизации отдела кинообслуживания (т. 2 л.д. 6) На должность главного специалиста по массовой работе отдела культуры администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области принят В.Н.Б. с испытательным сроком *** месяца с *** года, приказ № *** от *** года (т. 2 л.д. 2), что также подтверждается копией трудовой книжки В.Н.Б. (т. 2 л.д. 3-4). С ним *** года заключен трудовой договор, действующий с *** год, согласно которому дата начала работы - *** года, место работы - районный Дом культуры. От имени работодателя договор подписан Л.Н.Д. (т. 1 л.д. 76-77). Как следует из диплома *** № ***, В.Н.Б. окончил *** техникум механизации сельского хозяйства по специальности механизация сельского хозяйства (т. 1 л.д. 131). Заработная плата выплачивалась В.Н.Б. с *** года, что подтверждается справкой о доходах физического лица от *** года за № *** (т 2 л.д. 5). Как следует из должностной инструкции от *** года, утвержденной заведующей отделом культуры *** года, на должность главного специалиста по массовой работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, стаж работы в общественной организации не менее 5 лет (п. 1.2). На должность назначается и освобождается приказом заведующей отделом культуры (п. 1.3.) (т. 1 л.д. 84). Согласно справке от *** года, В.Н.Б. в период с *** года по *** года входил в состав Правления *** районного отдела НОО «***», а с *** года по настоящее время является председателем Правления *** районной организации НО ОООО «***» (т. 1 л.д. 83). В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Обязательными для включения в трудовой договор, в соответствии со ст. 57 ТК РФ, являются следующие условия о месте работы, трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы (ст. 64.1 ТК РФ). Согласно ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ). Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).(ст. 84.1 ТК РФ). В соответствии с требованиями п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Согласно требованиям трудового законодательства, при увольнении работника по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 81 ТК РФ, необходимо соблюдение одновременно пяти условий: а) действительное сокращение численности или штата работников организации, что доказывается сравнением прежней и новой численности, штата работников; б) соблюдено преимущественное право, предусмотренное ст. 179 ТК РФ, на оставление на работе в первую очередь работников по их деловым качествам и тех, кого запрещено увольнять, а при равных деловых качествах предпочтение оказано лицам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ; в) работодатель предложил работнику имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Он обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором; г) работник был письменно под роспись предупрежден за два месяца о его увольнении. Статья 180 ТК РФ устанавливает, что работодатель с письменного согласия работника имеет право уволить его без предупреждения с одновременной выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Но, если работник не дает на это письменного согласия, увольнение будет незаконным; д) работодатель предварительно запросил мнение выборного профсоюзного органа о намечаемом увольнении работника - члена профсоюза в соответствии со ст. 373 ТК РФ. В случае, когда одно из указанных пяти условий не соблюдено, работник по его иску в суд подлежит восстановлению на работе. В соответствии со ст. 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 ТК РФ. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В соответствии со ст. 179 ТК РФ, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 29 Постановления № 2 от 17.03.2004 года Пленума Верховного суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ). В соответствии с ч.2 ст. 9.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,. 1 ст. 8.1 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области», классные чины указывают на соответствии уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы. Статья 14 ТК РФ устанавливает общие правила исчисления сроков в трудовом праве. Течение сроков, с которыми Трудовой Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Судом установлено, что Утеев В.Г. *** года был принят на муниципальную службу и назначен на должность муниципальной службы начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. На момент увольнения Утеев В.Г. имел специальной высшее образование, дополнительное образование по направлению государственной службы, классный чин референта государственной гражданской службы *** класса и советника муниципальной службы *** класса. Уволен в связи с сокращением штата работников администрации *** года по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Сокращение произошло в связи с утверждением решением Земского собрания *** муниципального района *** области № *** от *** года новой структуры Администрации Сокольского муниципального района. Ответчиком по делу - Администрацией Сокольского муниципального района суду представлено несколько штатных расписаний на 2011 год, утвержденных распоряжениями главы местного самоуправления, где отсутствует должность начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства. О предстоящем сокращении штата работников Администрации Утеев В.Г., был уведомлен работодателем за два месяца до дня увольнения. Кроме того, истец был также уведомлен об отсутствии вакантных должностей в Администрации и о сроке прекращения с ним трудовых отношений. По истечении двух месяцев со дня получения уведомления Утеев В.Г. был уволен с должности муниципальной службы начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства. Из всех работников Администрации по данному основанию кроме Утеева В.Г. был уволен еще один работник, один из работников уволен по собственному желанию, а остальные работники с *** года были переведены на должности, создавшиеся после утверждения изменений в структуре Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Ответчиком не были представлены доказательства предложения как Утееву В.Г. так иным работникам, впоследствии переведенным на вновь созданные должности, имеющихся вакантных должностей, в соответствии со ст. 81 ТК РФ. При этом Утеев В.Г. был извещен об отсутствии вакантных должностей в Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и ее структурных подразделениях. Таким образом, при сокращении штата работников работодателем нарушены порядок и процедура увольнения истца, вопрос о преимущественном праве на оставление на работе работников с более высокой производительностью труда и квалификацией не рассматривался. Как следует из представленных личных дел, должностных инструкций работников Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, переведенных с *** *** года на вновь созданные должности в Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и её структурных подразделениях, по критериям, предъявляемым к претендентам на должность, Утееву В.Г. должны быть предложены вакансии, соответствующие его уровню образования, стажу работы и квалификации. На основании представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области увольнение Утеева В.Г. в связи с сокращением штата было проведено с нарушением положений ст. 81, 179 и 180 ТК РФ. Кроме того, при увольнении и переводе работников Администрации в связи с введением новой структуры Администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области не был соблюден порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения, предусмотренный Федеральным законом от 02.03.2007 года за № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Истец также обратился в суд с требованиями о взыскании в его пользу недополученной заработной платы в части выплаты ежемесячного вознаграждения, которое трудовым договором предусмотрено в ***% выражении, а выплачивалось с *** года по день увольнения в ***% выражении. Данную выплату вознаграждения работодатель уменьшил Утееву В.Г. без каких-либо объяснений и уведомления об этом работника. О данном нарушении выплаты заработной платы Утееву В.Г. стало известно в рамках рассмотрении гражданского дела о восстановлении на работе из представленных ответчиком справок о начислении и выплате заработной платы. Истец обратился в суд с требования о взыскании с ответчика невыплаченной ему заработной платы *** года. В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Суд считает, что срок обращения истца о взыскании с ответчика в его пользу недополученной заработной платы не пропущен. Согласно требованиям ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу. В соответствии с п. 2 ст. 394 ТК РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. В соответствии со ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (В редакции от 11 ноября 2009 год), для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3). Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (п. 4). Согласно справкам, предоставленным ответчиком (т. 1 л.д. 189-190), фактически начисленная заработная плата за *** календарных месяцев (с *** года по *** года включительно), за вычетом НДФЛ, предшествующих дню увольнения составила *** рубля *** копеек. Фактически отработанное Утеевым В.Г. время составило *** дней. Средний дневной заработок исчисляется путем деления фактически начисленной заработной платы (за вычетом подоходного налога) на количество фактически отработанных дней. Средний дневной заработок Утеева В.Г. составил *** рублей *** копеек. Таким образом, для оплаты времени вынужденного прогула (с *** года по *** *** года включительно - *** день) Утееву В.Г. подлежит заработная плата в сумме *** рублей *** копеек. Согласно справкам, предоставленным ответчиком (т. 1 л.д. 189-190), Уиееву В.Г. ежемесячные поощрения в *** году фактически были выплачены в размере *** руб. *** коп., хотя с учетом ***%, предусмотренных трудовым договором и не измененных в последствии, вышеуказанная надбавка подлежала выплате в размере *** руб. *** коп., таким образом невыплаченная заработная плата в *** году составляет - *** руб. *** копеек. В *** году ежемесячные поощрения выплачены в размере *** руб. *** коп., а подлежали выплате в размере - *** руб. *** коп., таким образом взысканию подлежат - *** руб. *** копейки. Всего недополученная заработная плата Утеевым В.Г. и подлежащая взысканию за период с *** года по день увольнения составляет *** рублей *** копеек. В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Согласно ст. 394 ТК РФ в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом. Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, обязанность компенсации морального вреда возлагается на работодателя при наличии его вины в причинении морального вреда, за исключением случаев, когда вред был причинен жизни или здоровью работника источником повышенной опасности. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 г. учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Судом установлено, что истцу незаконными действиями ответчика причинен моральный вред в виде нравственных страданий, заключенных в негативных переживаниях по поводу отсутствия стабильности в жизни семьи, потери времени, а также заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Учитывая вышеизложенное, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в пользу Утеева В.Г. в сумме *** рублей. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решения суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец Утеев В.Г. просит взыскать с ответчика расходы, понесенные на оплату услуг представителя в суде в размере *** рублей. Расходы, понесенные истцом на оплату за составление искового заявления и работы представителя суде, подтверждаются квитанцией серия *** № *** от *** года (л.д. 31) и выпиской из журнала приема граждан (л.д. 32). Суд определяет соразмерность судебных расходов на оплату услуг представителя исходя из требований разумности, а также сложности дела, длительности его рассмотрения, и уменьшает расходы истца на оплату услуг представителя, подлежащие взысканию с ответчика до 10 000 рублей. Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина, исчисленная в соответствии с ч.1 ст. 333. 19 Налогового кодекса РФ, подлежащая взысканию с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области по удовлетворенным исковым требованиям имущественного характера и неимущественного характера составляет 4 4280 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 151 ГК, 394 ТК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Утеева В.Г. к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области удовлетворить частично. Отменить распоряжение главы администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года № *** «Об увольнении Утеева В.Г.». Восстановить Утеева В.Г. в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области в должности муниципальной службы, начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в пользу Утеева В.Г. заработную плату за время вынужденного прогула начиная с *** по день восстановления на работе *** года включительно в сумме *** руб. *** коп., недополученную заработную плату в сумме *** рублей *** коп., а всего взыскать *** (*** ***) рублей *** копейки. Решение в части отмены указанного выше распоряжения, восстановления на работе и выплате заработной платы подлежит немедленному исполнению. Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в пользу Утеева В.Г. денежную компенсацию морального вреда в сумме *** руб., а также расходы на оплату услуг представителя в сумме *** руб., а всего взыскать - *** ***) рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области Утееву В.Г. отказать. Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области государственную пошлину в доход государства (федеральный бюджет) в размере *** (***) рублей *** копеек. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения окончательной форме. Председательствующий: