Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Сокольское 19 октября 2011 года Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тутаевой И.В. при секретаре Мироновой Е.В., с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Машина О.О., представителя третьего лица Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области З.О.И., предоставившей доверенность № *** от *** года, выдана сроком до *** года, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 19 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах жителей Сокольского района к муниципальному образовательному учреждению «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к устранению нарушений законодательства об электробезопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Сокольского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в интересах жителей Сокольского района к муниципальному образовательному учреждению (далее МОУ) «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к устранению нарушений законодательства об электробезопасности. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Сокольского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности антитеррористической защищенности учреждений дошкольных, общеобразовательных, дополнительного, начального, среднего профессионального образования, а также образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, включая выполнение мероприятий по плановой подготовке вышеуказанных учреждений к новому учебному году. В рамках проверки МОУ «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» выявлены нарушения законодательства. В ст. 1 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяемые полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, вышеуказанного Федеральною закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В силу требований 2.1.37 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года в редакции от 20.06.2003 года, при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм.. При невозможности обеспечить укачанное расстояние, провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм.. В силу приложения 3.1 таблицы 37 требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее ПТЭ ЭП), сопротивление изоляции должно соответствовать требованиям данной таблицы. В ходе проверки *** года было установлено, что в учреждении нарушаются перечисленные выше требования Правил устройства электроустановок, требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. В соответствии со ст.ст. 32, 39, 51 Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом. Образовательное учреждение создаст условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право па жизнь и охрану здоровья. Неисполнение вышеперечисленных требований законодательства РФ об электроэнергетике МОУ Дресвищинская средняя общеобразовательная школа при осуществлении образовательного процесса, при эксплуатации зданий и сооружений, электроустановок учреждения создает опасность возгорания электропроводки, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан -неопределенного круга лиц. что является нарушением установленных законодательством прав граждан. Согласно ст. 11 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав предусмотрена судебная защита. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать МОУ «Дресвищинская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства РФ об электроэнергетике, а именно электропроводку освещения выполнить но негорючему основанию; заменить электропроводку (сопротивление изоляции электропроводки не соответствует предъявляемым требованиям). Определением Сокольского районного суда Нижегородской области от 14 октября 2011 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области. Определением Сокольского районного суда Нижегородской области от 17 октября 2011 года по делу в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. Просит обязать МОУ «Дресвищинская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства РФ об электроэнергетике, а именно электропроводку освещения выполнить но негорючему основанию; заменить электропроводку. Против предоставления отсрочки исполнения решения суда до *** года не возражает. В судебном заседании представитель ответчика не явилась, просила дело рассмотреть в своё отсутствие, исковые требования признала, однако просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до *** года. Представитель администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области З.О.И. в судебном заседании против заявленных требований не возражает, просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до *** года, поскольку бюджетом на *** год данные средства не предусмотрены. Данное решение суда будет служить основанием для включения в бюджет *** года средств, необходимых МОУ «Дресвищинская основная общеобразовательная школа» для устранения нарушений законодательства РФ об электроэнергетике, т.е. замены электропроводки в деревянном здании школы. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Прокуратурой Сокольского района Нижегородской области *** года проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности антитеррористической защищенности учреждений дошкольных, общеобразовательных, дополнительного, начального, среднего профессионального образования, а также образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, включая выполнение мероприятий по плановой подготовке вышеуказанных учреждений к новому учебному году. В рамках проверки МОУ «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» выявлены нарушения законодательства (л.д. 7). Государственным инспектором по энергетическому надзору В.Ю.Н. в адрес ответчика вынесен акт-предписание № ***. Организация безопасности эксплуатации электрооборудования ответчиком признана удовлетворительной, поскольку нарушен способ прокладки электропроводки (л.д. 8-11). МОУ «Дресвищинская основная общеобразовательная школа» зарегистрирована в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 19), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 20, 22). В соответствии с п. 1.2 Устава МОУ «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа», школа является некоммерческой организацией, реализующей образовательные программы. Школа от своего имени приобретает имущественные и личные права и несет ответственность (п. 1.8). (п. 2.1). В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право па жизнь и охрану здоровья. Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) одним из способов защиты нарушенных прав предусмотрена судебная защита. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.ст. 32 и 39 Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом. Образовательное учреждение создаст условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с ч. 1 и 7 ст. 51 вышеуказанного закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В статье 1 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяемые полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, вышеуказанного Федеральною закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2). В силу требований 2.1.37 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года в редакции от 20.06.2003 года, при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм.. При невозможности обеспечить укачанное расстояние, провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм.. В силу приложения 3.1 таблицы 37 требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее ПТЭ ЭП), сопротивление изоляции должно соответствовать требованиям данной таблицы. Как установлено судом, прокуратурой Сокольского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности антитеррористической защищенности учреждений дошкольных, общеобразовательных, дополнительного, начального, среднего профессионального образования, а также образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, включая выполнение мероприятий по плановой подготовке вышеуказанных учреждений к новому учебному году. В рамках проверки МОУ «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» *** года было установлено, что в учреждении нарушаются перечисленные выше требования, а именно в корпусе 1 здания школы электропроводка освещения выполнена по горючему основанию, сопротивление изоляции электропроводки не соответствует предъявленным требованиям. Таким образом, суд считает, что ответчиком не исполняются требования действующего законодательства в связи с чем, требования прокурора о понуждении к устранению нарушений законодательства об электробезопасности подлежат удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций составляет *** рублей. Государственная пошлина, подлежащая взысканию с МОУ «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» по удовлетворенным исковым требованиям неимущественного характера составляет *** *** рублей. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении истцом требований. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах жителей Сокольского района к муниципальному образовательному учреждению «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к устранению нарушений законодательства об электробезопасности удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства РФ об электроэнергетике, а именно электропроводку освещения выполнить но негорючему основанию; заменить электропроводку (сопротивление изоляции электропроводки не соответствует предъявляемым требованиям) в период до *** года. Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Дресвищинская средняя общеобразовательная школа» в доход государства государственную пошлину в размере *** (***) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 суток через Сокольский районный суд. Председательствующий: