Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Сокольское 21 ноября 2011 года Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2011 года. Решение в окончательной форме принято судом 22 ноября 2011 года. Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Тутаевой И.В., при секретаре Симонычевой С.С., с участием истицы Полибиной М.Б., представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сокольскому району Нижегородской области А.А.И., предоставившей доверенность № *** от *** года, срок действия *** год, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 21 ноября 2011 года дело по заявлению Полибиной М.Б. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сокольскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, У С Т А Н О В И Л: Полибина М.Б. обратилась в суд с заявлением к ответчику об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что она в период с *** года по *** года работала преподавателем *** детской музыкальной школы. *** года ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, в связи с чем, Полибина М.Б. уволилась с работы по собственному желанию с *** года. На дату назначения ей пенсии, истица имела специальный стаж более *** лет *** месяцев и трудовой стаж педагога дополнительного образования - *** лет. Однако, ответчиком *** *** года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку, по состоянию на *** года ее льготный стаж составлял - *** лет *** месяцев. Ответчик при отказе в назначении досрочной трудовой пенсии сослался на то, что Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2001 года за № 79 внесены изменения и дополнения в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за № 1067. Работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. По данным пенсионного дела специальный стаж истицы на *** года составил - *** лет *** месяцев *** дня, из стажа был исключен период работы с *** года по *** года. По мнению истицы, ответчиком неправильно был истолкован закон, в связи с чем, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным. В период до 01.11.1999 года законодательство Российской Федерации гарантировало педагогам соответствующей категории право на досрочную пенсию за выслугу лет. Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав до введения нового правового регулирования, недопустимо. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года за № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Пунктом 12 Правил определено, что работа в должностях, указанных в Списке, за периоды, начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно таких условий, как на 01 января 2001 года у лица должен иметься стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; -у лица должен иметься факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка. По мнению Полибиной М.Б., изменение законодательства ставит её в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Ответчиком закону, ухудшающему положение гражданина, была придана обратная сила, что недопустимо в соответствии с Конституцией РФ. Кроме того, необходимый специальный стаж, дающий истице право на трудовую пенсию на льготных условиях - *** лет *** месяцев у нее имелся до *** *** года, а Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, за периоды, начиная с 01 январи 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно вышеуказанных условий. Поскольку, иначе, как в судебном порядке признать за Полибикой М.Б. право на трудовую пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях не представляется возможным, истица вынуждена была обратиться в суд. Истица просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сокольскому району Нижегородской области от *** года за № *** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Полибиной М.Б. *** года рождения. Признать за истицей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с *** года. Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ по Сокольскому району Нижегородской области назначить Полибиной М.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с *** года. В письменном отзыве ответчик ГУ УПФР по Сокольскому району Нижегородской области исковые требования не признал. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным. Полибина М.Б. обратилась к ним с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости независимо от возраста, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Ответчиком при назначении пенсии Полибиной М.Б. не были соблюдены условия, предусмотренные п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а именно, наличие по состоянию на 01.01.2001 года стажа работы в должности и учреждениях, указанных в Списке - 16 лет 8 месяцев. Работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (Постановление Правительства РФ от 01.02.2001 года № 79). По состоянию на *** года у истицы специальный стаж составил *** лет *** месяцев *** дня. В связи с чем, в льготный стаж Полибиной М.Б. не был зачтен период работы с *** года по *** года. В связи с чем, в досрочная трудовая пенсия Полибиной М.Б. не назначена в соответствии с требованиями закона. В судебном заседании истица Полибина М.Б. исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. С *** года она работала преподавателем *** детской музыкальной школы, имеет общий трудовой стаж - *** лет. На протяжении трудовой деятельности в качестве педагога, ей государство гарантировало право на досрочную трудовую пенсию. С *** года она одна воспитывает двоих детей без посторонней помощи. Отказ ответчика в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости лишил Полибину М.Б. как работы, так и пенсии. О том, что начиная с 01 января 2001 года исчисление льготного стажа производится иным образом истица не знала, работодатель об этом также Полибину М.Б. не предупредил. Истица считает, что она имеет право на досрочную трудовую пенсию, как лицо, проработавшее в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей, в связи с чем, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика А.А.И. исковые требования не признала и пояснила, что в досрочном назначении Полибиной М.Б. трудовой пенсии по старости было отказано законно и обоснованно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 года за № 79, работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. На момент обращения Полибиной М.Б. ее специальный стаж в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей составил *** лет *** месяцев *** дня, т.е. менее необходимых *** лет *** месяцев. Изменения в закон по исчислению льготного стажа внесены в 2001 году. Полибину М.Б. об этих изменениях обязан был поставить в известность работодатель. В настоящее время ответчик не может самостоятельно принять решение по поводу назначения досрочной трудовой пенсии Полибиной М.Б. по условиям, действующим до принятия вышеуказанных изменений. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности как каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования истицы Полибиной М.Б. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. *** года Полибина М.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ по Сокольскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (л.д.19-20 пенсионного дела). Решением ГУ УПФ РФ по Сокольскому району от *** *** года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж Полибиной М.Б. на *** года составил *** лет *** месяцев *** дня (л.д. 13-15, л.д. 69 пенсионного дела)). Трудовой стаж П.Т.Г. в должности преподавателя в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ***», подтверждается сведениями из трудовой книжки *** № ***, выданной *** года (л.д. 10-12) и копией приказа об увольнении № *** от *** года (л.д. 16). Изменение фамилии истицы с Васильичевой на П.Т.Г. подтверждается свидетельством заключении брака *** № ***, выданным *** года (л.д. 8). Как следует из Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ***», школа является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей в области музыкального и эстетического образования и воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства (п. 1.3, 2.1) (л.д. 30-38). В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Как установлено судом, Полибина М.Б. в период с *** года по *** года работала преподавателем в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № ***». В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеуказанного Федерального закона. Между истцом и ответчиком спор о наименовании учреждения и наименовании должности отсутствует. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом в пункте 2 раздела «наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, значится должность - преподаватель. Вместе с тем, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных вышеуказанным Постановлением, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. На момент обращения Полибиной М.Б. в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сокольскому району Нижегородской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, она имела специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии - *** лет *** месяцев *** дня, что менее положенных *** лет *** месяцев. Доводы истицы Полибиной М.Б. о применении положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, в части указания Конституционного Суда РФ на необходимость сохранения разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предоставление гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, суд признает неубедительными. Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, судом рассмотрены обращения о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ». В данном Постановлении содержатся разъяснения по правоотношениям, связанным с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом Конституционный Суд РФ постановил: признать содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. Таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Полибиной М.Б. отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. 27 пункт 1 подпункт 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Полибиной М.Б. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сокольскому району Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 суток через Сокольский районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий: