Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Сокольское 18 августа 2011 года Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2011 года. Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2011 года. Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Тутаевой И.В., при секретаре Мироновой Е.В., с участием прокурора Сокольского района Нижегородской области Корпачева В.Н., представителей истицы Уткиной А.И. - Ж., представившей доверенность от <дата>, выдана сроком на *** года, и Г., представившей доверенность от <дата>, выдана сроком на *** года, представителя ответчика Администрации Сокольского муниципального района З., представившей доверенность № от <дата>, выдана до <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 18 августа 2011 года дело по иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах Уткиной А.И. к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Сокольского района Нижегородской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах вдовы умершего ветерана Великой Отечественной войны Уткиной А.И. к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что Уткина А.И., *** года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий без учета имущественного положения. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Уткина А.И. зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме общей площадью *** кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. В укачанном доме на регистрационном учете по месту жительства иные лица не состоят. <дата> Уткина А.И. обратилась в администрацию Сокольского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением комиссии по жилищным вопросам от <дата> ей отказано в постановке на учет в качестве, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16 ноябри 2005 года № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Отказ был мотивирован тем, что Уткина А.И. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы (учетная норма на территории Сокольского муниципального района составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи). Однако, при принятии решения органом местного самоуправления не были учтены требования п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением и вентиляцией, а в газифицированных районах также и газоснабжением). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. На территории р.п. Сокольское имеются централизованные инженерные сети, между тем, в жилом доме, занимаемом Уткиной А.И., отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, в связи с чем, жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Таким образом, Уткина А.И. является нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться сам в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите оспариваемых, кроме прочих, социальных прав, свобод и законных интересов трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Прокурор Сокольского района Нижегородской области просит признать незаконным решение комиссии но жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района от <дата> об отказе Уткиной А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать комиссию по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района принять решение о признании Уткиной А.И., нуждающейся в предоставлении жилого помещения с учетом требований п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. <дата> истица Уткина А.И. через своих представителей обратилась в суд с исковым заявлением в порядке ст. 39 ГПК РФ в котором просит обязать ответчика незамедлительно предоставить ей отдельное благоустроенное жилье, как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны. Поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с даты ее первого обращения в Администрацию Сокольского муниципального района, т.е. с <дата>. Признать бездействия должностных лиц Администрации Сокольского муниципального района в рассмотрении жилищного вопроса незаконными. В судебном заседании прокурор Корпачев В.Н. исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. Просит признать незаконным решение комиссии но жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района от <дата> об отказе Уткиной А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Дополнил, что комиссия по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района проверила жилье Уткиной А.И. на наличие жилой площади установленным нормам, однако на предмет благоустройства жилого помещения, т.е. соответствия его нормам, установленным п. 12 Положения о признании помещения непригодным для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение не проверялось. Уткина А.И. ставит и ставила вопрос о предоставлении ей другого жилого помещения, поскольку в жилом помещении, где проживает она, отсутствует водопровод и водоотведение, хотя р.п. Сокольское имеет централизованные системы по водоснабжению и водоотведению, на основании чего, приходит к выводу, что жилое помещение не отвечает, установленным для жилых помещений требованиям. В ходе рассмотрения дела факт несоответствия жилого помещения, в котором проживает вдова инвалида Великой Отечественной войны, установленным для жилых помещений требованиям полностью подтвердился. Просит обязать комиссию по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района принять решение о признании Уткиной А.И., нуждающейся в предоставлении жилого помещения с учетом требований п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Считать дату постановки на учет - дату обращения Уткиной А.И. в комиссию по жилищным вопросам, т.е. с <дата>. Обязать ответчика предоставить Уткиной А.И. благоустроенное жилье. Не возражает против предоставления срока для исполнения решения суда до <дата>. В судебное заседание истица Уткина А.И. не явилась по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста, просила дело рассмотреть в своё отсутствие с участием представителей. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истицы в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании представитель истца Ж. исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства и дополнила следующее. Уткина А.И. является ее матерью, вдовой инвалида Великой Отечественной войны, проживает в частном доме по адресу: <адрес>. Поскольку, в доме отсутствуют элементарные удобства: нет холодного и горячего водоснабжения, имеется печное отопление, холодный туалет, её сестра -Г. от имени матери обращалась в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области с заявлением в <дата> года с вопросом об улучшении жилищных условий, т.е. выделения денежных средств на ремонт жилого дома, а <дата> с заявлением по вопросу постановки на учет, как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищный условий. На основании заявления Уткиной А.И. комиссия по жилищным вопросам исследовала состояние жилого помещения, при этом проверялись не условия благоустройства, а состояние покраски стен, состояние кровли, оконных блоков, площадь жилого помещения. Комиссия пришла к выводу о необходимости ремонта жилого помещения. <дата> комиссия по жилищным вопросам вынесла решение об отказе Уткиной А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку, общая площадь жилого помещения, занимаемого Уткиной А.И. составляет *** кв.м., что превышает учетную норму жилья. Вопрос о благоустройстве жилого помещения никем не рассматривался. В настоящее время Уткина А.И. просит предоставить ей благоустроенное жилье, на улучшение жилого помещения истица не согласна, так как считает нецелесообразным, с учетом ветхости дома и его неудовлетворительного технического состояния, проводить к дому технические коммуникации. Просит признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от <дата> об отказе Уткиной А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать Уткину А.И., нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма с учетом требований п. 12 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания. Считать дату постановки на учет Уткиной А.И. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемых по договору социального найма с <дата>. Обязать администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области предоставить Уткиной А.И. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее имеющейся, т.е. *** кв.м. в срок до <дата>. В судебном заседании представитель истца Г. исковые требования Уткиной А.И. поддержала, дала пояснения аналогичные пояснениям Ж.. В судебном заседании представитель ответчика З. исковые требования не признала по следующим основаниям. В *** года в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области поступило заявление от имени Уткиной А.И. с вопросом об улучшении жилищных условий. Однако заявитель обратилась не в ту комиссию, в связи с чем, получила отказ. При первоначальном обращении в Администрацию Сокольского муниципального района Уткина А.И. ставила вопрос улучшения жилищных условий, вопрос о предоставлении благоустроенного помещения при этом истцом не ставился, в связи с чем, жилой дом проверялся на ветхость и возможность дальнейшего в нем проживания. Жилая площадь, занимаемая Уткиной А.И. составила *** кв.м., что значительно превышает установленную норму жилой площади в Сокольском районе Нижегородской области. Распоряжением главы Администрации Сокольского муниципального района <дата> № создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Данная комиссия обследования жилого дома, принадлежащего Уткиной А.И., не проводила. Представитель ответчика признает факт наличия в р.п. Сокольское централизованных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, так как данное обстоятельство подтверждается сведениями, представленными Муниципальным предприятием «Водоканал» (МП «Водоканал»). В случае удовлетворения исковых требований просит предоставить срок для исполнения решения суда до <дата>. Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В судебном заседании специалист Б. показал, что работает директором МП «Водоканал». Уставной деятельностью предприятия является, в том числе, подведения инженерных систем водоснабжения и водоотведения, их содержание и ремонт. Вся техническая документация инженерных систем водоснабжения и водоотведения хранится на предприятии. В 2011 году из Администрации Сокольского муниципального района поступали запросы по поводу прохождения централизованных инженерных систем водоснабжения и водоотведения у <адрес>, на что были даны соответствующие ответы. По <адрес> проходят централизованные инженерные системы по водоснабжению, при этом на пересечении этих двух улиц стоит коллектор. На <адрес> система по водоотведению у частного сектора отсутствует, но техническая возможность имеется. В настоящее время к дому № *** по <адрес> возможно подвести и водоснабжение, и водоотведение, никаких технических препятствий для этого нет, за исключением значительных временных затрат. Указанные работы проводятся на основании технических условий, выданных на основании распоряжения главы Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, и листа согласования. Обоснованность заявленных требований подтверждается письменными доказательствами по делу: заявлением Уткиной А.И. от <дата> в *** о выделении денежных средств на ремонт жилого дома. Заявлением Г., выступавшей от имени своей матери Уткиной А.И., в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области от <дата> о постановке той на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 32). Данное заявление было принято и рассмотрено. Решением комиссии по жилищным вопросам от <дата>, Уткиной А.И. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений. Отказ мотивирован тем, что Уткина А.И. зарегистрирована и проживает в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности, жилой площадью *** кв.м., что больше учетной нормы (л.д. 28). Жилищные условия Уткиной А.И. обследовались на состояние ветхости жилого дома, что подтверждается актом обследования от <дата> (л.д. 44, 45) и актом инспекционного обследования жилищного фонда от <дата> (л.д. 9). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от <дата>, отсутствуют сведения о правах отдельных лиц в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 39). Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Уткиной А.И. в порядке наследования по закону, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от <дата> (л.д. 37). Как следует из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <адрес>, год постройки -***, общая полезная площадь дома- *** кв.м., жилая площадь-*** кв.м.. Данное жилое помещение имеет электроосвещение, печное отопление, телефон и газ. В доме отсутствует централизованное отопление, водопровод, канализация, горячее водоснабжение. Как следует из информации, предоставленной ***, на устный запрос прокурора Сокольского района Нижегородской области, в р.п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области имеется централизованное водоснабжение, пролегающее в том числе, по <адрес>, кроме того, в р.п. Сокольское имеется централизованное водоотведение (л.д. 8). Как следует из информации, представленной *** от <дата> № на запрос главы Администрации Сокольского района, имеется техническая возможность подключения дома № *** по ул. *** р.п. *** к коммунальным сетям водоснабжения и канализации. Уткина А.И. зарегистрирована и проживает одна по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 36). Уткина А.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны У. (л.д. 40). Актом инспекционного обследования жилищного фонда от <дата> №, составленного начальником отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области выявлены дефекты жилого дома, принадлежащего Уткиной А.И. (л.д. 9). Как следует из п. 1.2, п.п.12 Соглашения о передаче администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации рабочего проселка Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области от <дата>, администрация рабочего поселка Сокольское передает администрации Сокольского муниципального района осуществление полномочий, в том числе, осуществление мероприятий по реализации программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» ( л.д. 10-26). Как следует из учетного дела Уткиной А.И., предоставленного ответчиком- Администрацией Сокольского муниципального района, <дата> состоялось заседание комиссии по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, по заявлению Г. действующей по доверенности за Уткину А.И., в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области о постановке на учет Уткиной А.И в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма от <дата>, по результатам которого решением данной комиссии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, п.2 ч.1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 179-З, Уткиной А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем истица была уведомлена. Основанием отказа явилось то, что заявитель имеет в собственности жилое помещение более учетной нормы.(л.д. 28-45) Как следует из Положения комиссии по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района, утвержденного распоряжением главы администрации за № 984 от 22.11.2010 года, комиссия по жилищным вопросам Администрации Сокольского муниципального района рассматривает заявление граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральными, областными и районными жилищными программами (л.д. 71-76). Распоряжением главы местного самоуправления Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от <дата> № «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в целях приведения порядка признания помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений и утвержден её состав в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Распоряжениями главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от <дата> №, от <дата> №, от <дата> № внесены изменения в состав указанной выше межведомственной комиссии. Как следует из ответа Государственного казенного учреждения Нижегородской области «*** № от <дата> №, Уткиной А.И. денежные средства на улучшение жилищных условий не выделялись. Как следует из Постановления Земского собрания Сокольского района Нижегородской области от <дата> №, представленного ответчиком, установлены учетные нормы и нормы предоставления жилого помещения в Сокольском муниципальном районе, согласно которым пунктом 1 утверждена учетная норма жилой помещения в целях принятия на учет в жилых помещениях составляет 10 кв.м., в соответствии с п.2 указанного постановления, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 16 кв.м. на одного человека. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в ред. от 09.12.2010 года) «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с ч. 2 этой же статьи, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в ред. от 09.12.2010 года) «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с ч.2 этой же статьи, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно ст. 4 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179-З (в ред. от 30.11.2006 года) «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (в ред. от 02.08.2007 года) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в ред. от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как установлено судом Уткина А.И., *** года рождения, вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны, проживающая и зарегистрированная одна в жилом доме по адресу: <адрес>, *** года постройки, который принадлежит ей на праве собственности в порядке наследования по закону и имеет жилую площадь согласно данным технического паспорта -*** кв.м., иного жилья не имеет. При этом, в доме отсутствуют водоснабжение и канализация, при наличии в поселении централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, данное жилое помещения не отвечает требованиям, установленным п. 12 Постановления Правительства РФ от 28января 2006 года № 47. Полагая, что данное жилое помещение не отвечает установленным законом для жилых помещений требованиям, а именно: отсутствуют централизованные инженерные сети водопровода и водоотведения, Уткина А.И. <дата> обратилась в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области с вопросом постановки ее на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных помещений. Жилое помещение по адресу: <адрес> жилищной комиссией Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области обследовалось на состояние ветхости жилого помещения и соответствие жилой площади учетной норме соответствующей местности. Вопрос отсутствия в жилом доме по адресу: <адрес> централизованных инженерных сетей водопровода и водоотведения жилищной комиссией не исследовался и не передавался на разрешение какому-либо другому органу, в том числе и межведомственной комиссии. В постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Уткина А.И. <дата> получила отказ, мотивированный тем, что жилая площадь дома в котором истица зарегистрирована и проживает одна, составляет *** кв.м., что больше учетной нормы в данной местности. При этом ответчик в судебном заседании не подтвердил, что жилая площадь занимая Уткиной А.И. действительно составляет *** кв.м., в связи с чем суд принимает в основу решения данные технического паспорта жилого дома. Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что жилое помещение, которое занимает Уткина А.И. не соответствует установленным нормативным актом требованиям для жилых помещений, в связи с чем, Уткина А.И. признается нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Уткина А.И. обратилась с заявлением в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области о постановке ее на учет в качестве, нуждающейся в улучшении жилищных помещений <дата>. Данное заявление Администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области было рассмотрено и <дата> комиссией по жилищным вопросам вынесено решение об отказе в постановке на учет в качестве, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ответчик обоснованно пришел к выводу в части того, что жилая площадь, занимаемая Уткиной А.И., превышает норму учетной площади, установленной в Сокольском муниципальном районе Нижегородской области, однако, не рассмотрел вопрос о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с п. 12 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, в связи с чем суд признает отказ муниципального органа в постановке на учет Уткиной А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий необоснованным. На основании вышеизложенного суд считает возможным обязать ответчика постановить на учет Уткину А.И. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, с даты первоначального обращения с заявлением- то есть с <дата>. Ответчик в установленный законом срок рассмотрел заявление Уткиной А.И. и принял по нему решение, которое истцом обжаловано в установленном законом порядке не было. В связи с чем, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика при разрешении обращения гражданина с жилищным вопросом бездействие допущено не было, и в этой части исковые требований Уткиной А.И. удовлетворению не подлежат. Однако суд считает необоснованным довод ответчика о том, что истица посредством своего представителя обратилась в ненадлежащую комиссию, так как судом установлено, что заявление представителем истицы с прилагающимися документами подано в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Разрешая требования истицы о представлении жилого помещения в срок <дата>, суд учитывает мнение прокурора и ответчика и считает возможным согласиться с представителем ответчика обязав исполнить ответчика решение суда в этой части в срок до <дата>. Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера составляет для физических лиц -200 рублей. Как установлено судом, исковое заявление подано прокурором Сокольского района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах физического лица. В связи с чем государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика, составляет *** рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от <дата> об отказе Уткиной А.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать Уткину А.И., нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемых по договору социального найма с учетом требований п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Считать дату постановки на учет Уткиной А.И. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемых по договору социального найма с <дата>. Обязать администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области предоставить Уткиной А.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма исходя из общей площади жилья на одного человека *** кв.м. в срок до <дата>. Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области государственную пошлину в размере *** (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: