по иску и.о.прокурора Сокольского района Нижегородкой области в интересах неопределенного кркуга лиц к Администрации р.п.Сокольское об обязании разработать антинаркотический план в соответствии с требованиями закона



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Сокольское                                              02 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 мая 2012 года

Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2012 года

Сокольский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего Тутаевой И.В.

при секретаре Мироновой Е.В.

с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Машина О.О.,

представителя ответчика Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области Самойловой В.Н., представившей доверенность от *** года, выданную на срок до *** года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 02 мая 2012 года

гражданское дело по иску и.о. прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской областиоб обязании разработать антинаркотический план в соответствии с требованиями закона,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Сокольского района Нижегородской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области об обязании разработать антинаркотический план в соответствии с требованиями закона.

В обоснование заявленных требований прокурор Сокольского района Нижегородской области ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. На основании п.п.8 и 9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 года № 690, органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. В соответствии с п. 46 Стратегии, ее реализация на муниципальном уровне осуществляется в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления. Согласно ст. 5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002 года № 16-3 «О профилактике наркомании и токсикомании» система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя разработку и реализацию антинаркотических планов органов местного самоуправления. В ходе проверки было установлено, что в администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области отсутствует антинаркотический план. Бездействие администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области, выраженное в непринятии антинаркотического плана, свидетельствует о невыполнении требований законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, что нарушает право неопределенного круга лиц на охрану здоровья, закрепленное ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области в части отсутствия антинаркотического плана. Обязать Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области в течении месяца после вступления решения суда в законную силу разработать антинаркотический план Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области.

В письменных возражениях ответчик исковые требования прокурора Сокольского района не признал по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002 года № 16-З «О профилактике наркомании и токсикомании», система профилактики наркомании и токсикомании включает разработку и реализацию антинаркотических планов органов местного самоуправления. Конкретно не уточняется какие именно органы местного самоуправления должны осуществлять разработку и реализацию антинаркотических планов. В Указе Губернатора Нижегородской области от 07.03.2008 года № 7 «Об образовании антинаркотической комиссии Нижегородской области» только главам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области рекомендовано привести нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность созданных при муниципальных образованиях антинаркотических комиссий, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения разработка и реализация антинаркотических планов не относится. Полномочия Администрации р.п. Сокольское, связанные с профилактикой наркомании и токсикомании, такие как: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения переданы Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Одним из мероприятий районной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2010-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от 03.09.2009 года № 516, является открытие спортивных площадок. Исполнителем данного мероприятия является Администрация р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области. На сегодняшний день Администрацией р.п. Сокольское оборудовано две спортивные площадки: на территории парка «***» и на ул. *** около дома № ***. Со стороны Администрации р.п. Сокольское нарушений законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах допущено не было. Таким образом, требования истца о признании бездействия администрации рабочего поселка Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области в части отсутствия антинаркотического плана незаконным и понуждении к исполнению требований закона не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Сокольского района Машин О.О. исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. Просит обязать Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области в течении месяца после вступления решения суда в законную силу разработать антинаркотический план Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области.

В судебном заседании представитель ответчика Самойлова В.Н. исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования и.о. прокурора Сокольского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Наличие у городского поселения рабочий поселок Сокольское статуса муниципального образования подтверждается законами Нижегородской области от 30.09.2004 года и 06.12.2005 года (л.д. 10, 12), постановлением Законодательного собрания *** области № *** от *** года (л.д. 11), свидетельством № *** о включении его в реестр муниципальных образований (л.д. 14),

Как следует из информации от *** года, предоставленной главой Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области, в Администрации антинаркотические планы не разрабатывались (л.д. 5). Полномочия главы Администрации Лужбиной М.В. подтверждаются решением о назначении на должность за № *** от *** года (л.д. 39).

Как следует из устава Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области (с учетом внесенных изменений), городское поселение р.п. Сокольское является муниципальным образованием и в соответствии с требованиями закона наделен статусом городского поселения (п. 1 ст. 1). Правовые основы организации и осуществления местного самоуправления в сельсовете регулируется главой 2 Устава. К полномочиям органов местного городского поселения относятся иные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 9 ст. 6) (л.д. 15-38).

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья (ст. 41).

В силу ст. 45 ч. 1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 этого же Федерального закона, городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 7 этого же Федерального закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

На основании п. 7 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 года № 690, государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией. Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

На основании п.п. 8 и 9 Стратегии, органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

На основании п. 11 Стратегии, к объектам антинаркотической деятельности относятся население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их прекурсоров, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности.

На основании п. 23 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 года № 690, основными угрозами в данной сфере являются: широкое распространение в обществе терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотиков; увеличение численности лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков; смещение личностных ориентиров в сторону потребительских ценностей; слабая организация досуга детей, подростков и молодежи.

На основании п. 24 Стратегии, государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании. Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

На основании п. 26 Стратегии, в формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций. Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также для лиц групп риска немедицинского потребления наркотиков.

В соответствии с п. 46 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 года № 690, ее реализация на муниципальном уровне осуществляется в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 49 Стратегии, реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан. Для решения задач, поставленных Стратегией, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности по всем направлениям.

Согласно ст. 5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002 года № 16-3 «О профилактике наркомании и токсикомании», система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя разработку и реализацию антинаркотических планов органов местного самоуправления.

Администрация р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области является органом местного самоуправления на территории городского поселения рабочего поселка Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области. Основы организации местного самоуправления установлены Уставом Администрация р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области, согласно которому, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними и иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав Нижегородской области, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области. Ответчик признает факт того, что в Администрации антинаркотические планы не разрабатывались. Ответчик ссылается на то, что данные полномочия относятся к полномочиям Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Однако, исполнение Администрацией р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области антинаркотической программы по иным нормативным актам не освобождает их от исполнения требований Указа Президента РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования и.о. прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области об обязании разработать антинаркотический план в соответствии с требованиями законанашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

Как следует из положений ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая вышеизложенное, а также положения п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик по иску освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области об обязании разработать антинаркотический план в соответствии с требованиями законаудовлетворить.

Обязать Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области в течении месяца после вступления решения суда в законную силу разработать антинаркотический план Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: