Дело Номер обезличен г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2010 г. г.Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.
С участием прокурора : помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Окунева С.А.
при секретаре Малышеве В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 11 города Сочи о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хостинского района г.Сочи обратился в Хостинский районный суд г.Сочи с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 11 г.Сочи ( далее по тексту МОУ СОШ № 11 г.Сочи ) о признании незаконным бездействия в котором прокурор просит суд признать незаконным бездействие МОУ СОШ № 11 г.Сочи, расположенного в г.Сочи, по ул.Чекменева, 45, выразившееся в неисполнении требований ст.14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведения, обязав МОУ СОШ № 11 г.Сочи в срок до 01.09.2010 г. устранить указанные в исковом заявлении нарушения ст.14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» путем исключения доступа учащихся к информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания и установки (настройки) соответствующего программного обеспечения по контентной фильтрации в сети Интернет на компьютерах, задействованных для обучения учащихся МОУ СОШ № 11 г.Сочи.
В обосновании заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой Хостинского района г.Сочи во исполнении п.2.11 указания и.о. прокурора края от 28.08.2008 г. № 131/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» проведена проверка исполнения действующего законодательства в общеобразовательных учреждениях Хостинского района г.Сочи на предмет защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, с помощью поставленного в образовательные учреждения программного обеспечения в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Прокурор указывает, что при проведении проверки в МОУ СОШ № 11 г.Сочи выявлены нарушения требований нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Во исполнении ст.14 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также в целях обеспечения использования в установленном порядке государственными и муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, программ для ЭВМ при осуществлении процесса обучения Правительством РФ издано Распоряжение от 18.10.2007 г. № 1447-р, в соответствии с которым утверждены перечни образовательных учреждений в которых осуществляется обеспечение образовательного процесса компьютерными технологиями, а также утвержден стандартный (базовый) пакет программного обеспечения, устанавливаемого на компьютеры, используемые в образовательных целях и одним из обязательных условий эксплуатации компьютеров является наличие программного обеспечения для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания. В рамках реализации проекта Минобразования и науки РФ «Первая помощь» в 2008 г. все школы г.Сочи получили комплект лицензионного программного обеспечения в состав которого входит программный продукт «Контент-фильтр», который позволяет ограничить доступ к Интернет –ресурсам с содержанием, не совместимым с задачами воспитания и образования. В соответствии с приказом УОН администрации г.Сочи № 203 от 07.03.2008 г. « О поставке стандартного базового пакета лицензионного программного обеспечения в образовательные учреждения города Сочи» установка программных продуктов в образовательных учреждениях была завершена в июле 2008 г.. В ходе проведенной прокуратурой района проверки с выездом на место 25.05.2010 г. с участием привлеченного специалиста в области информационных технологий, установлено, что с компьютеров в кабинете информатики, с помощью которых осуществляется образовательный процесс с выходом в Интернет, несмотря на наличие установленного соответствующего программного обеспечения по контентной фильтрации, имеется доступ к сайтам порнографического характера и другим сайтам, несовместимым с задачами обучения и воспитания. В том же время, согласно поставленному в школу программному обеспечению, имеется возможность для установки соответствующих фильтров, ограничивающих доступ к сайтам, несовместимым с задачами обучения и воспитания. В данном случае такие фильтры не установлены. Прокурор указывает, что выявленное нарушение является недопустимым, поскольку может неблагоприятно воздействовать на интеллектуальное и нравственное развитие несовершеннолетних и требует устранения. Прокурор в обосновании требований ссылается на нормы ст.20,41,38 Конституции РФ, ст.32,39,51 Закона «Об образовании», ст.2 ФЗ РФ «Об охране здоровья граждан», ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Прокурор, в лице помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Окунев С.А., явившись в судебное заседание, отказался от иска, просил производство в связи с этим по данному гражданскому делу прекратить. В обосновании этого он пояснил, что после заявления прокурором иска в суд, 24.06.2010 г. была проведена дополнительная проверка комиссией, состоящей из сотрудников МОУ СОШ № 11 г.Сочи, УОН администрации г.Сочи, МОУ Центр информационно-коммуникационных технологий г.Сочи в ходе которой установлено, что программное обеспечения для контентной фильтрации установлено на всех компьютерах подключенных к сети Интернет МОУ СОШ № 11 г.Сочи и на настоящее время подтверждена его работоспособность для обеспечения надлежащей фильтрации, что позволяет ограничить доступ к Интернет –ресурсам с содержанием, не совместимым с задачами воспитания и образования, что было зафиксировано в составленном акте совместной проверки от 24.06.2010 г., поэтому прокурор считает, что на настоящее время ответчик в добровольном порядке устранил в полном объеме ранее выявленные нарушения требований федерального закона в объеме, который указывался в исковом заявлении, поэтому прокурор считает, что оснований для поддержания ранее заявленного иска к этому юридическому лицу, не имеется. Так же он пояснил, что при принятии судом отказа прокурора от иска не будет нарушаться закон, а также что не будут нарушены права и законные интересы других лиц.
Представитель ответчика МОУ СОШ № 11 г.Сочи Невидомая Л.А., явившись в судебное заседание, просила суд принять отказ прокурора от заявленного иска, пояснив, что в настоящее время в добровольном порядке указанное образовательное учреждение устранило в полном объеме ранее выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального закона. В настоящее время установлены дополнительные программные фильтры на компьютеры, которые имеют доступ в Интернет в этом образовательном учреждении, они работоспособны и позволяют ограничить доступ к Интернет –ресурсам с содержанием, не совместимым с задачами воспитания и образования, что было зафиксировано в составленном акте совместной проверки от 24.06.2010 г.. Представитель ответчика так же пояснила, что при принятии судом отказа прокурора от иска не будет нарушен закон, а также не будут нарушены права и законные интересы других лиц.
Представитель Управления по образованию и науке администрации г.Сочи Коровина Т.В., явившись в судебное заседание просила суд принять отказ прокурора от заявленного иска, пояснив, что в настоящее время в добровольном порядке указанное образовательное учреждение устранило в полном объеме ранее выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального закона. В настоящее время установлены дополнительные программные фильтры на компьютеры, которые имеют доступ в Интернет в этом образовательном учреждении, они работоспособны и позволяют ограничить доступ к Интернет –ресурсам с содержанием, не совместимым с задачами воспитания и образования, что было зафиксировано в составленном акте совместной проверки от 24.06.2010 г.. Так же она пояснила, что при принятии судом отказа прокурора от иска не будет нарушен закон, а также не будут нарушены права и законные интересы других лиц.
Суд, выслушав заявление и объяснения прокурора и явившихся в судебное заседание представителей ответчика и УОН администрации г.Сочи, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что отказ прокурора от иска может быть принят судом, а производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, при этом суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные и интересы других лиц.
В данном случае суд пришел к выводу, что отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов других лиц, поэтому отказ истца от иска может быть принят судом в соответствии со ст. 39,173 ГПК РФ.
Ответчик МОУ СОШ № 11 г.Сочи является юридическим лицом, что подтверждается представленной копией Устава (л.д.6-25). Директором этого юридического лица является Е., что подтверждается представленными суду документами о деятельности указанного юридического лица, в том числе копиями приказов, объяснительных, доверенностей (л.д.41-48).
Из рапорта от 25.05.2010 г. (л.д.35) суд установил, что прокурору Хостинского района г.Сочи работники указанной прокуратуры сообщили, что во исполнении п.2.11 указания и.о. прокурора края от 28.08.2008 г. № 131/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» проведена проверка исполнения действующего законодательства в общеобразовательных учреждениях Хостинского района г.Сочи на предмет защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, с помощью поставленного в образовательные учреждения программного обеспечения в рамках приоритетного национального проекта «Образование».В ходе данной проверки с выездом на место 25.05.2010 г. с участием привлеченного специалиста в области информационных технологий, установлено, что в указанном МОУ не исполняются обязанности по применению средств фильтрации негативной информации и иных технических устройств, предназначенных для защиты несовершеннолетних от негативной информации, распространяемой по сети Интернет и не совместимой с задачами обучения и воспитания.
Из копии приложения № 1 к приказу (л.д.26-27) УОН г.Сочи № 203 от 07.03.2008 г. (л.д.28-29) суд установил, что утвержден порядок получения и использования стандартного базового пакета программного обеспечения образовательными учреждениями г.Сочи в соответствии с которым предоставлены образовательным учреждениям комплект СБППО, содержащий необходимый перечень материалов, в том числе лицензированного программного обеспечения для обеспечения работы для установки их на всех персональных компьютерах, используемых в образовательных учреждениях, а также личных компьютерах учителей, работающих в образовательных учреждениях. А указанным приказом предписано обеспечить использование комплекта СБППО в соответствии с регламентом.
Из объяснения от 25.05.2010 г. (л.д.32) Д., работающего в должности системного администратора и преподавателя «Информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности» в Сочинском социально-техническом техникуме, данного в рамках прокурорской проверки, суд установил, что он привлечен в качестве специалиста к проверки наличия в общеобразовательных учреждениях программного обеспечения для защиты от спама, исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их обучения и воспитания. В ходе проверки 25.05.2010 г. было установлено, что с компьютера, используемого в процессе образовательного процесса в указанном МОУ, имеющего доступ в Интернет, имеется доступ к сайтам порнографического характера. В то же время, согласно поставленному в школу программному обеспечению, имеется возможность для установки соответствующих фильтров, ограничивающих доступ к сайтам, несовместимым с задачами обучения и воспитания, и в данном случае такие фильтры не установлены.
В совокупности с изложенным суд приходит к выводу, что нашли свое подтверждение доводы прокурора о том, что МОУ СОШ № 11 г.Сочи, на момент проводившейся прокурорской проверки 25.05.2010 г., были нарушены требования ст.14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведения.
В соответствии со ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Поддержание его долголетней, активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Охрана здоровья является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст.38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст.51 ФЗ РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии со ст.2 ФЗ РФ «Об охране здоровья граждан» одним из основных принципов охраны здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В соответствии со ст.32,39, 51 ФЗ РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится : материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции : жизнь и здоровья обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охраны и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 11 г.Сочи является учреждением, которое создано в целях реализации права граждан на образование, гарантий общедоступности, бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Данный вид деятельности предусматривает участие при его организации и проведении неограниченного и постоянно меняющегося круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление непостоянна и персонально изменчива, в связи с чем исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, при этом в пределах компетенции и прав, предоставленных прокурору ч.3 ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ.
Допускаемые ранее ответчиком МОУ СОШ № 11 г.Сочи нарушения требований действующего законодательства в части соблюдения требований ст.14 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», выразившиеся в бездействии по неосуществлению реализации задач по исключению доступа учащихся этого учебного заведения к информации, несовместимой с задачами обучения и воспитания и установки ( настройки) соответствующего программного обеспечения по контентной фильтрации в сети Интернет на компьютерах, задействованных для обучения в указанном учебном заведении, могли повлечь за собой вред личности неопределенного круга лиц.
Судебная защита интересов неопределенного круга лиц возможна при реализации прокурором предоставленных ему прав на обращение в суд с иском в защиту их интересов в соответствии с правами, предоставленными ему ФЗ РФ «О прокуратуре» и ст.45 ГПК РФ, поэтому суд приходит к выводу, что прокурор правомерно обратился в суд с выше указанным иском.
Исходя из выше изложенного суд приходит к выводу, что нашли свое подтверждение доводы иска о допущении бездействия ответчика в части несоблюдения требований выше указанного законодательства, такое бездействие является незаконным.
Ответчик обязан устранить выше указанные, выявленные нарушения требований законодательства, создающие угрозу здоровью учащихся, их нравственному и духовному развитию.
Заявленное прокурором основание для отказа от ранее заявленных исковых требований нашло свое подтверждение, поскольку суду представлен акт проверки от 24.06.2010 г., составленного комиссией, созданной из сотрудников МОУ СОШ № 11 г.Сочи, УОН администрации г.Сочи, МОУ Центр информационно-коммуникационных технологий г.Сочи (л.д.59) в ходе которой установлено, что программное обеспечения для контентной фильтрации установлено на всех компьютерах подключенных к сети Интернет МОУ СОШ № 11 и на настоящее время подтверждена его работоспособность для обеспечения надлежащей фильтрации, что позволяет ограничить доступ к Интернет –ресурсам с содержанием, не совместимым с задачами воспитания и образования, что было зафиксировано в составленном акте совместной проверки от 24.06.2010 г..
Тем самым суд приходит к выводу, что довод прокурора о том, что к настоящему времени ответчик в добровольном порядке устранил все ранее имевшие место нарушения требований законодательства указанные в исковом заявлении, нашел свое подтверждение.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что отказ прокурора от иска может быть принят судом, при этом это не противоречит закону и не нарушает права и законные и интересы других лиц.
Судом сторонам разъяснены порядок и последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от иска, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае если истец отказался от иска и этот отказ принят судом и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь ст.ст.39,173,220,221 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ истца прокурора Хостинского района г.Сочи от иска прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 11 города Сочи о признании незаконным бездействия.
Прекратить производство по гражданскому делу по иску прокурора Хостинского района г.Сочи, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 11 города Сочи о признании незаконным бездействия, в связи с отказом процессуального истца от иска и принятии такого отказа судом.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий судья Тимченко Ю.М.
На момент публикации определение не вступило в законную силу