ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2010 года г.Сочи
Судья Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края Тимченко Ю.М., рассмотрев исковое заявление Гражданкина А.П. к территориальному отделу по городу – курорту Сочи Управления федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю о незаконном оформлении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Гражданкин А.П. 26.07.2010 года обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с иском к территориальному отделу по городу – курорту Сочи Управления федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее по тексту ТО Роснедвижимости) о незаконном оформлении земельных участков, в котором истец просит суд обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в сведения базы данных ЕГРЗ по земельным участкам с кадастровым номером Номер обезличен правообладателем которого является Ш., и с кадастровым номером Номер обезличен правообладателями которого являются К. и С., а так же просит суд обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в сведения базы данных ЕГРЗ по земельному участку Номер обезличен с кадастровым номером Номер обезличен, расположенном в ... Хостинского района г. Сочи, правообладателем которого является истец Гражданкин А.П.
Изучив поданное Гражданкиным А.П. исковое заявление и приложенные к нему документы, судья приходит к выводу, что исковое заявление подлежит возврату лицу его подавшему при этом к такому выводу судья пришел по следующим основаниям.
Истец Гражданкин А.П. по сути оспаривает результаты межевания земельных участков с кадастровым номером Номер обезличен правообладателем которого являются Ш., и с кадастровым номером Номер обезличен правообладателями которого являются К. и С., граничащих с земельным участком Номер обезличен с кадастровым номером Номер обезличен, расположенном в ... Хостинского района г. Сочи, предоставленным ему, Гражданкину А.П. в соответствии с постановлением главы администрации Хостинского района г.Сочи Номер обезличен от Дата обезличена года, поскольку как указывает истец, обнаружились препятствия в постановке этого земельного участка на государственный кадастровый учет в связи с обнаруженными наложениями границ других земельных участков на границы вышеуказанного спорного земельного участка.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, то судья в этом случае возвращает исковое заявление.
В данном случае из приложенных к исковому заявлению копий документов и копии решения Номер обезличен от Дата обезличена года Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости следует, что Гражданкину А.П.. этим государственным органом сообщено о том, что при нанесении земельного участка на дежурную кадастровую карту по координатам, содержащимся в разделе «Описание границ» Описания земельных участков, выявлено, что земельный участок о кадастровом учете которого представлено заявление, попадает в границы Единого землепользования с кадастровым номером Номер обезличен, в связи с чем, заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру (землеустроительную оранизацию) для подготовки документов, содержащих информацию о проведенных проверках и о результатах таких проверок на предмет наличия кадастровых и технических ошибок в определении местоположения границ земельного участка о кадастровом учете которого предоставлено заявление и земельного участка, кадастровый учет которого осуществлен ранее и о возможности внесения в межевой план дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.
Федеральными законами, а именно Земельным кодексом РФ и Законом «О землеустройстве» в данном случае предусмотрен внесудебный порядок разрешения подобного спора в порядке, установленном на основании этого федерального закона другими нормативными актами.
Так в соответствии со ст. 69 ЗК РФ предусмотрено частью 1, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда, а частью 2 этой статьи предусмотрено, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, а также частью 7 этой статьи установлено, что порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.71 ЗК РФ предусмотрено, что государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ в соответствии с федеральным законом РФ «О землеустройстве», издано специальное Постановление от 26.04.2002 года №273 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства» в соответствии с которым установлено, пунктом 3 Постановления, что контроль за проведением землеустройства осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы. В соответствии с п.4 Постановления предусмотрено, что Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают контроль за:
а) соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства;
б) выполнением мероприятий по изучению состояния земель, а также по организации рационального использования и охраны земель при проведении землеустройства;
в) выполнением предписаний по устранению допущенных при проведении землеустройства нарушений;
Пунктом 7 Постановления установлено, что контроль за проведением землеустройства осуществляется посредством проведения проверок и обследований, по результатам которых составляется акт установленной формы, подписываемый уполномоченным должностным лицом. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается юридическому лицу или гражданину, осуществляющему проведение землеустройства, а другой хранится в Федеральной службе земельного кадастра России или в ее территориальном органе.
Применение этого Постановления № 273 было разъяснено письмом Минэкономразвития и торговли РФ от 13.03.2007 г. № Д08-849 «По вопросу исправления технических ошибок, допущенных при формировании земельных участков», в котором указывается, что в связи с многочисленными вопросами, поступающими в Минэкономразвития России, в части определения порядка исправления технических ошибок в местоположении границ земельных участков (определенных с необходимой точностью, но не соответствующих действительному положению на местности), в отношении которых был проведен государственный кадастровый учет (далее - ранее учтенные земельные участки), Департамент имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России разъясняет.
В случае если при проверке материалов межевания, представленных в Роснедвижимость и ее территориальные органы для утверждения, обнаружено, что сведения о местоположении границ вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков не соответствуют сведениям о местоположении границ земельных участков, содержащимся в государственном земельном кадастре (в положении смежных земельных участков на дежурной кадастровой карте образуются разрывы или наложения), до утверждения указанных материалов необходимо осуществить контроль за проведением землеустройства в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 года № 273 (далее - Положение о контроле).
В соответствии с пунктом 4 Положения о контроле Роснедвижимость обеспечивает контроль за:
- соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства;
- выполнением предписаний по устранению допущенных при проведении землеустройства нарушений.
В рамках осуществления контроля за проведением землеустройства должностные лица Роснедвижимости имеют право давать обязательные для юридических лиц и граждан предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства и устанавливать сроки для устранения нарушений.
Контроль за проведением землеустройства осуществляется посредством проведения проверок и обследований, по результатам которых составляется акт, подписываемый уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с разъяснениями Росземкадастра от 28.02.2003 года № АО/54 техническими условиями и требованиями проведения землеустройства являются утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 года Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также Методические рекомендации по межеванию объектов землеустройства.
Таким образом, объектом контроля за проведением землеустройства является соблюдение:
- предусмотренной Федеральным законом "О землеустройстве", а также техническими условиями и требованиями проведения землеустройства процедуры образования новых и упорядочения существующих земельных участков (выполнение всех предусмотренных этапов работ, соблюдение требований к земельным участкам, в том числе требований к точности определения местоположения границ земельных участков и т.п.);
- процедуры согласования местоположения границ земельных участков;
- требований к оформлению землеустроительной документации (проектной и материалов межевания).
Допускается при проведении проверок и обследований в рамках контроля за землеустройством привлекать граждан и юридических лиц, выполнявших работы по землеустройству в отношении смежных земельных участков.
В случае если в ходе контроля за землеустройством будет установлено, что местоположение границы ранее учтенного земельного участка было определено с ошибкой, на основании полученных при контроле координат характерных точек границы указанного земельного участка определяется его площадь и оформляется карта (план) границ земельного участка в качестве приложения к акту контроля за землеустройством.
При отсутствии в землеустроительной документации по вновь образуемому (упорядоченному) земельному участку и ранее учтенному смежному земельному участку сведений о нарушении прав смежных землепользователей при согласовании местоположения границ (наличие соответствующих извещений, писем, актов согласования), соответствии нового значения площади прежнему значению площади ранее учтенного земельного участка (с учетом погрешности в ее определении) и совпадении его конфигурации государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка (либо кадастровый учет текущих изменений в отношении упорядоченного земельного участка), а также кадастровый учет текущих изменений в отношении ранее учтенного смежного земельного участка проводятся на основании заявки лица, заинтересованного в проведении государственного кадастрового учета в отношении вновь образуемого (упорядоченного) земельного участка.
В случае если вышеназванные условия (согласование местоположения границ, соответствие площади и конфигурации) не соблюдены, исправление ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка возможно после согласования местоположения границы земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации. В данном случае правообладателю такого участка и органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по итогам проведения государственного кадастрового учета направляется кадастровый план указанного земельного участка без взимания платы за копирование (документирование) сведений государственного земельного кадастра.
Изменение сведений на дежурной кадастровой карте и в открытом подразделе Государственного реестра земель кадастрового района земельного участка, сведения о местоположении границы которого были уточнены в ходе контроля за землеустройством, осуществляется на основании акта контроля за землеустройством, подписанного уполномоченным должностным лицом (в случае документального подтверждения бесспорности местоположения границы земельного участка).
Сведения в подразделе изменяются путем аннулирования листов соответствующих форм и введением новых листов. При этом нумерация узловых и поворотных точек границы ранее учтенного земельного участка (при сохранении конфигурации) должна сохраняться.
Исходя из вышеуказанного и анализа представленных истцом искового заявления и приложенных к нему копий документов, судья приходит к выводу, что истец не представил в суд доказательств соблюдения предварительного внесудебного порядка урегулирования спора, в том числе он не представил в суд доказательств обращения за проведением контроля за землеустройством и совершения необходимых действий по контролю за землеустройством по его заявлению и не представил составленного по его результатам акта контроля за землеустройством, поэтому судья приходит к выводу, что необходимый предварительный контроль за землеустройством ТО «Роснедвижимости» в данном случае не проводился, при этом истец вправе обратиться в ТО Роснедвижимости как с требованием о проведении в вышеуказанном порядке контроля за землеустройством, а также за выполнением этим органом действий по вынесению предписания по устранению допущенных при проведении землеустройства нарушений, а в случае получения отказа, истец не лишен права обжаловать такой отказ и бездействие в установленном судебном порядке. А так же истец не представил в суд доказательств обращения к правообладателям земельных участков, границы которых налагаются на границы спорного земельного участка с просьбой об устранении допущенных при проведении землеустройства нарушений в добровольном порядке и урегулирования во внесудебном порядке возникшего спора.
При этом, из приложенных к исковому заявлению копий документов и копии решения Номер обезличен от Дата обезличена года Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости так же следует, что Гражданкину А.П.. этим государственным органом сообщено о том, что в связи с неустранением в трехмесячный срок обстоятельств, послуживших основанием для принятия Решения о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений в соответствии СП. 6 ч.2 ст. 27 Федерального Закона от 24.07.2008 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» это явилось основанием в принятии вышеуказанного Решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302001:387, в связи с чем, заявителю разъяснено, что после доработки документов он имеет право подать повторное заявление о постановке на государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, в котором может быть указан регистрационный номер ране поданного заявления, с которым были предоставлены все необходимые для кадастрового учета документы, а так же наименование документа, содержание или отсутствие которого послужило причиной отказа, а так же, что указанное Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке. А в данном случае истец не представил в суд доказательств того, что он в судебном порядке обжаловал указанное Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
При не предоставлении в суд таких доказательств, это является основанием для возврата поданного искового заявления в соответствии с п.1 ч.1 ст.135 ГПК РФ, поскольку если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, то судья и в этом случае возвращает исковое заявление.
Так же судья пришел к выводу, что имеются основания для оставления поданного искового заявления без движения, которые истцу надлежит учесть при повторном обращении в суд с исковым заявлением.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении истец обязан указать наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения.
Из текста поданного искового заявления судья установил, что истцом заявлен ответчик территориальный отдел по городу – курорту Сочи Управления федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю о незаконном оформлении земельных участков, однако в резолютивной части этого искового заявления истец Гражданкин А.П. заявляет требования к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, и в том числе к физическим лицам Ш., С. и К., при этом в нарушение вышеуказанных норм гражданско – процессуального законодательства, истец не указал процессуальное положение этих лиц и адреса их места жительства и нахождения, что истцу надлежит исправить, подав в суд впоследствии исправленное исковое заявление.
Истцу так же надлежит исправить недостатки поданного искового заявления при повторном обращении в суд с исковым заявлением, уточнив исковые требования и обстоятельства на которые она ссылается, представив в суд исправленное исковое заявление и доказательства на которые истец ссылается с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь ст.135, ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить исковое заявление Гражданкина А.П. к территориальному отделу по городу – курорту Сочи Управления федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю о незаконном оформлении земельных участков, в связи с несоблюдением установленного федеральным законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора и не представления истцом документов подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Возвращение искового заявления не является созданием препятствий в доступе граждан к правосудию, поскольку такой возврат искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Судья Тимченко Ю.М.
На момент публикации определение вступило в законную силу