Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2010 года город Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующий, судья Пилипенко Ю.А.,
при секретаре Моисеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казыдуб О.Е. об оспаривании действия администрации Хостинского района города Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Казыдуб О.Е. обратился в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением, в котором просит признать действия администрации Хостинского района города Сочи незаконными в части отказа в предоставлении ему в собственность за плату дополнительного земельного участка площадью 190 кв. метров к уже находящемуся в собственности земельному участку площадью 695 кв.м., с кадастровым номером Номер обезличен расположенному по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ..., сформированному в установленном законом порядке.
Казыдуб О.Е. в целях формирования доотвода земельного участка для устранения недостатков в расположении правомерного земельного участка, было заказано землеустроительное дело - Топографическая съемка земельного участка, градостроительная справка, а затем на его основе изготовлен проект границ земельного участка, общей площадью 885 кв.м., из которого следует, что дополнительная прирезаемая часть земельного участка составляет 190 кв.м.
Как пояснил в судебном заседании Казыдуб О.Е., он обратился в администрацию Хостинского района города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату части земельного участка площадью 190 кв.м. к правомерному, находящемуся в собственности земельному участку площадью 695 кв.м., с кадастровым номером Номер обезличен расположенному по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ..., сформированному в установленном законом порядке, однако администрация Хостинского района г. Сочи в письме отказала в предоставлении части земельного участка, сообщив что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 18.06.2001 года (в ред. От 04.12.2006 года), образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях: -изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземья, изломанности и неудобств в использовании); -восстановления границ объектов землеустройства; -предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам; -изъятия в том числе путем выкупа, земельных участков; -совершения сделок с земельными участками; -в иных случаях перераспределения земель.
Администрация в своем письменном отказе указывает, что данная норма признана утратившей силу Федеральным законом от 13.05.2008 года №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для издания соответствующего постановления. Не согласившись с указанным решением заявитель был вынужден обратиться в суд с настоящим заявлением.
Представитель заинтересованного лица администрации Хостинского района города Сочи оставил рассмотрение настоящего спора на усмотрение суда.
Представители иных заинтересованных лиц - Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю в Сочи и Отдела по регистрации прав на олимпийские объекты Управления Росреестра по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом извещены о чем имеются расписки а материалах дела, в судебное заседание не явились, не просили суд об отложении судебного заседания, а также не сообщили причины не явки.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав заявителя, представителя администрации Хостинского района города Сочи, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявление Казыдуб О.Е. подлежит удовлетворению, к такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
Как следует из материалов гражданского дела Казыдуб О.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок Номер обезличен, площадью 695 кв.м., с кадастровым номером Номер обезличен расположенный по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Номер обезличен от Дата обезличена о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена года произведена запись регистрации Номер обезличен, целевое использование земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства».л.д. 30.
Как пояснил в судебном заседании заявитель Казыдуб О.Е., непосредственно к его земельному участку прилегает территория, на которой находится неорганизованная свалка, поросль, ручей с неурегулированным руслом, в связи с чем 15.02.2010 году он обратился в администрацию Хостинского района города Сочи с заявлением, в котором просил администрацию Хостинского района города Сочи разрешить произвести доотвод вышеуказанного земельного участка площадью 190 кв.м для организации благоустройства и дальнейшей эксплуатации под индивидуальное жилищное строительство.
В материалах настоящего гражданского дела имеется письмо № 01/30308-443 от 05.03.2010 г. в котором администрация Хостинского района города Сочи отказала Казыдуб О.Е. в предоставлении части земельного участка, указав, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78 - ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 04.12.2006 г.), образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводились в случаях: изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрашивания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании); восстановления границ объектов землеустройства; предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам; изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков; совершения сделок с земельными участками; в иных случаях перераспределения земель.
Однако, данная статья признана утратившей силу Федеральным законом от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов гражданского дела, земельный участок площадью 695 кв.м. сформирован в установленном законом порядке и стоит на кадастровом учете, кадастровый номер Номер обезличен
Как пояснил в судебном заседании заявитель, в целях формирования доотвода земельного участка для устранения недостатков в расположении правомерного земельного участка, было заказано землеустроительное дело - Топографическая съемка земельного участка, градостроительная справка, а затем на его основе изготовлен проект границ земельного участка, общей площадью 885 кв.м., в котором дополнительная прирезаемая часть земельного участка составляет 190 кв.м.
Кроме того, судом достоверно установлено, что доотводимый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный из-за сложившейся градостроительной ситуации, что видно из справки градостроительной базы данных.
Суд полагает, что отказом нарушены права и законные интересы Казыдуб О.Е. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено в ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст.15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как предусмотрено ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ) изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Суду не представлено доказательств того, что испрашиваемый Казыдуб О.Е. земельный участок относится к категории земельных участков ограниченных в обороте и не предоставление администрацией Хостинского района спорного земельного участка, грубо нарушает Земельный кодекс РФ.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных правоотношений являются части земельных участков, тем самым данные участки оформляются в установленном законом порядке и к ним применяются правила предоставления земельных участков, установленные Земельным кодексом РФ, в том числе и на доотвод.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства производится исключительно по результатам выигранных торгов (конкурса, аукциона), для этого земельный участок в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, с учетом минимальной площади необходимой для использования в соответствующих целях.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве», планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Таким образом, земельный участок испрашиваемый Казыдуб О.Е. с учетом его конфигурации не может быть предоставлен органом местного самоуправления путем проведения торгов или аукциона по продаже права на земельный участок, так как не может быть сформирован с учетом требований действующего законодательства, из чего следует, что орган местного самоуправления для рационального использования земельного участка и поступления налоговых и арендных платежей в бюджет может распорядиться в соответствии со ст. 11, 15, 28, 29 ЗК РФ и предоставить часть земельного участка в собственность за плату.
Из вышеуказанного следует, что земельный участок площадью 190 кв.м. является неделимым с основным земельным участком, так как не может быть сформирован в самостоятельный участок и его судьба должна следовать судьбе основного земельного участка.
Следовательно, судом установлено, что администрация Хостинского района города Сочи незаконно указала, что отсутствуют правовые основания для издания постановления о предоставлении части земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия /решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
На основании ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Требования, Казыдуб О.Е. об оспаривании действия администрации Хостинского района города Сочи, суд находит необходимым удовлетворить, так как в противном случае его права будут нарушены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Казыдуб О.Е. об оспаривании действия администрации Хостинского района города Сочи, - удовлетворить
Признать действия администрации Хостинского района города Сочи по отказу в предоставлении дополнительно части земельного участка в собственность за плату площадью 190 кв.м. к правомерному земельному участку с кадастровым номером Номер обезличен, по земельному участку расположенному по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ..., для индивидуального жилищного строительства, незаконным нарушающим права и охраняемые законом интересы Казыдуб О.Е..
Обязать администрацию Хостинского района города Сочи издать постановление о предоставлении Казыдуб О.Е. в собственность за плату дополнительно часть земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 190 кв.м. к находящемуся в собственности земельному участку площадью 695 кв.м. и утвердить проект границ земельного участка общей площадью 885 кв. м. по земельному участку, расположенному по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ..., для индивидуального жилищного строительства.
Считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 885 кв.м., сформированного из правомерного участка площадью 695 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен, принадлежащим Казыдуб О.Е. и участка площадью 190 кв.м. из земель не разграниченной государственной собственности в границах квартала Номер обезличен, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ..., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», согласованной и утвержденной.
Обязать Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» и отдел по регистрации прав на олимпийские объекты Управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 885 кв.м., согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сформированного из правомерного участка площадью 695 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен, принадлежащим Казыдуб О.Е. и участка площадью 190 кв.м. из земель не разграниченной государственной собственности в границах квартала Номер обезличен, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ..., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд города Сочи в течение 10 дней и отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: Пилипенко Ю.А.
РЕШЕНИЕ НА МОМЕНТ ПУБЛИКАЦИИ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ