Дело Номер обезличен г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2010 года город Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Пилипенко Ю.А.,
при секретаре Моисеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куренда Л.Г. об оспаривании действия администрации Хостинского района г. Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Куренда Л.Г. обратилась в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании действия администрации Хостинского района города.
В обоснование заявления Куренда Л.Г. в судебном заседании указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 669 кв.м., расположенный по адресу: ..., Хостинский район, ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Этот участок сформирован в установленном законом порядке и стоит на кадастровом учете, кадастровый номер Номер обезличен На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена ... в целях формирования доотвода земельного участка для устранения недостатков в расположении правомерного земельного участка, было заказано землеустроительное дело - Топографическая съемка земельного участка, градостроительная справка, а затем на его основе изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1068 кв.м., в котором дополнительная прирезаемая часть земельного участка составляет 399 кв.м. Доотводимый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный из-за сложившейся градостроительной ситуации, что видно из справки градостроительной базы данных и технического паспорта домовладения Номер обезличен по ... в г. Сочи.
Она обратилась в администрацию Хостинского района города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату части земельного участка площадью 399 кв.м. к правомерному земельному участку с кадастровым номером Номер обезличен, по ..., Хостинского района города Сочи, однако Администрация Хостинского района г. Сочи отказала, т.к. в настоящее время отсутствуют правовые основания для издания соответствующего постановления.
В связи с этим она обратилась в суд с данным заявлением, т.к. считает отказ администрации Хостинского района г. Сочи в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным и нарушающим ее права.
Представитель заинтересованного лица администрации Хостинского района города Сочи не явился, будучи надлежащим образом извещен о дате и времени слушания по делу, причины не явки суду не известны.
Представители заинтересованных лиц - Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» и отдел по регистрации прав на олимпийские объекты Управления Росреестра по Краснодарскому краю в настоящее судебное заседание не явились, причины неявки суду не известны, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания и в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в из отсутствие.
Суд считает, что заявление Куренда Л.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Действительно Куренда Л.Г. праве собственности принадлежит земельный участок площадью 669 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена года, серия Номер обезличен.л.д. 33
Земельный участок площадью 669 кв.м. сформирован в установленном законом порядке и стоит на кадастровом учете, кадастровый номер Номер обезличен.
На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий на праве собственности Куренда Л.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена г., серия Номер обезличен.д. 34
Куренда Л.Г. в целях формирования доотвода земельного участка для устранения недостатков в расположении правомерного земельного участка, было заказано землеустроительное дело - Топографическая съемка земельного участка, градостроительная справка, а затем на его основе изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1068 кв.м., в котором дополнительная прирезаемая часть земельного участка составляет 399 кв.м.л.д. 13
Доотводимый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный из-за сложившейся градостроительной ситуации, что видно из справки градостроительной базы данных и технического паспорта домовладения Номер обезличен по ... в г. Сочи.
Куренда Л.Г. обратилась в администрацию Хостинского района города Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату части земельного участка площадью 399 кв.м. к правомерному земельному участку с кадастровым номером Номер обезличен, по ..., Хостинского района города Сочи.
Администрация Хостинского района г. Сочи отказала в предоставлении части земельного участка, сообщив следующее, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 08.06.2001 года (в ред. От 04.12.2006 года), образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:
-изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков
в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземья.
изломанности и неудобств в использовании);
-восстановления границ объектов землеустройства;
-предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
-изъятия в том числе путем выкупа, земельных участков;
-совершения сделок с земельными участками;
-в иных случаях перераспределения земель.
Администрация в своем отказе указывает, что данная норма признана утратившей силу федеральным законом от 13.05.2008 года №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».л.д. 8
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено в ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 той же статьи, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как предусмотрено ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Испрашиваемый Куренда Л.Г. земельный участок не относится к категории земельных участков ограниченных в обороте и не предоставление администрацией Хостинского района спорного земельного участка, нарушает Земельный кодекс.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 6 ЗК РФ, объектами земельных правоотношений являются части земельных участков, тем самым данные участки оформляются в установленном законом порядке и к ним применяются правила предоставления земельных участков, установленные земельным кодексом РФ, в том числе и на доотвод.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства производится исключительно по результатам выигранных торгов (конкурса, аукциона), для этого земельный участок в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, с учетом минимальной площади необходимой для использования в соответствующих целях.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве», планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Таким образом, земельный участок испрашиваемый Куренда Л.Г. с учетом его конфигурации не может быть предоставлен органом местного самоуправления путем проведения торгов или аукциона по продаже права на земельный участок, так как не может быть сформирован с учетом требований действующего законодательства, из чего следует, что орган местного самоуправления для рационального использования земельного участка и поступления налоговых и арендных платежей в бюджет может распорядиться в соответствии со ст. 11, 15, 28, 29 ЗК РФ и предоставить часть земельного участка в собственность за плату.
Из вышеуказанного следует, что земельный участок площадью 399 кв.м. является неделимым с основным земельным участком, так как не может быть сформирован в самостоятельный участок и его судьба должна следовать судьбе основного земельного участка.
Следовательно администрация незаконно указала, что отсутствуют правовые основания для издания постановления о предоставлении части земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
На основании ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 64 Земельного Кодекса, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь со ст. 254, 255 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление Куренда Л.Г. об оспаривании действия администрации Хостинского района г. Сочи.
Признать действие администрации Хостинского района города Сочи по отказу в предоставлении дополнительно части земельного участка в собственность за плату площадью 399 кв.м. к правомерному земельному участку с кадастровым номером Номер обезличен, по земельному участку расположенному по ..., в Хостинском районе города Сочи для индивидуального жилищного строительства - незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы Куренда Л.Г..
Обязать администрацию Хостинского района города Сочи издать распоряжение о предоставлении Куренда Л.Г. в собственность за плату дополнительно часть земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 399 кв.м. к находящемуся в собственности земельному участку площадью 669 кв.м., расположенному по ..., Хостинского района города Сочи.
Считать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1068 кв.м., сформированного из правомерного участка площадью 669 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен, принадлежащим Куренда Л.Г. и участка площадью 399 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности в границах квартала Номер обезличен, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ..., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», согласованной и утвержденной.
Обязать Сочинский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю» и отдел по регистрации прав на олимпийские объекты Управления Росреестра по ... произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1068 кв.м., сформированного из правомерного участка площадью 669 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен принадлежащим Куренда Л.Г. и участка площадью 399 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности в границах квартала Номер обезличен, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ..., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд города Сочи в течение 10 дней и отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: Ю.А. Пилипенко
Решение на момент публикации не вступило в законную силу