РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2010 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе
Председательствующего, судьи ДИДИК О. А.
с участием прокурора РАССОХИНА Д.
адвоката КОЛЕНКИНОЙ А.И.
при секретаре
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Сочи о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хостинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия по содержанию дорог и дорожной инфраструктуры в Хостинском районе города Сочи незаконным, настаивая при этом к понуждению органа муниципальной власти к совершению в этом отношении конкретных действий.
Прокурор района, заявив в суде указанное требование, мотивирует его тем, что при очередной проверке состояния дорог и дорожной инфраструктуры, расположенных у конкретных общеобразовательных учреждений и организаций района, были установлены факты ненадлежащего содержания дорог, отсутствие пешеходных переходов, а также иные обстоятельства относительно состояния дорог, которые нарушают права и интересы граждан, а в том числе детей.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель администрации города Сочи, возражая против иска, не оспаривая того обстоятельства, что все спорные дороги и дорожная инфраструктура, которая, по мнению прокурора района, содержится в ненадлежащем состоянии, является муниципальной собственностью, вместе с тем пояснил, что денежные средства на содержание дорог и дорожной инфраструктуры поступают из Федерального бюджета, денежные средства в том объеме, в котором они поступили, освоены и затрачены на ремонт дорог, в связи с этим не имеется оснований к тому, что администрация города проявляет бездействие в этом отношении.
Представитель третьего лица, а именно муниципального предприятия «Дирекция заказчика Хостинского района города Сочи», полагала, что исковые требования являются законными. Представитель третьего лица также пояснил, что часть указанных в иске и акте проверки дорог к настоящему моменту отремонтирована.
Третье лицо - Управление автомобильных дорог администрации города Сочи в суд своего представителя не направило, будучи при этом надлежащим образом извещено о времени и дате судебного заседания.
Суд, выслушав прокурора, представителя органа муниципальной власти, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
При предъявлении настоящего иска прокурором района были представлены бесспорные доказательства в подтверждение заявленных требований.
К таким доказательствам следует отнести акт результатов проверки безопасности движения пешеходов и транспорта в местах размещения образовательных учреждений Хостинского района города Сочи от Дата обезличена года (л.д.8).
При этом из содержания данного акта следует, что в ходе проверки установлено, что на территории Хостинского района г. Сочи вблизи образовательных учреждений допускается ненадлежащее содержание дорог и дорожной инфраструктуры. В данном акте содержится подробное описание образовательных учреждений, в месте расположения которых описаны конкретные недостатки содержания дорог и пешеходных переходов или же их полное отсутствие.
Таких объектов в данном акте указано 12.
При этом администрация города Сочи содержащиеся в акте сведения не оспорила, не представив сама суду никаких доказательств, ни ходатайствуя перед судом об оказании помощи в их истребовании.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 4.2.2. ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.ст. 209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжением своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.07. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.03. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.7 Устава г. Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.04. № 185, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г. Сочи (ст. 46 Устава г. Сочи).
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.07. №38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи Дата обезличена Номер обезличен автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ..., расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г.Сочи.
Согласно Положения об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008 № 278, управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющий в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.
Таким образом, доводы прокурора района о том, что бездействие администрации города Сочи, в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению нарушений при содержании дорог и дорожной инфраструктуры в районе образовательных учреждений Хостинского района г.Сочи на вышеуказанных улицах г. Сочи, нарушает права граждан, прежде всего несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений, на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств, - заслуживают внимания суда и являются убедительными.
Указанное бездействие вышеназванных лиц нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что дает основание к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным бездействие администрации города Сочи в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Хостинском районе г. Сочи.
2.Обязать администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению следующих недостатков по содержанию дорог и дорожной инфраструктуры в районе образовательных учреждений Хостинского района г. Сочи, а именно:
в районе МОУ СОШ Номер обезличен по ... - обновить дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход»;
в районе МОУ гимназии Номер обезличен по ... - установить дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен» при въезде на территорию гимназии, обновить дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости»;
В районе школы номер Номер обезличен по ... дивизии- обносить дорожную разметку 1 14.1, установить дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», осуществить благоустройство пешеходного тротуара вдоль указанной улицы, начиная от дома Номер обезличен до дома Номер обезличен
в районе МОУ СОШ Номер обезличен по ... - произвести обрезку деревьев перед автобусной остановкой, обновить дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», восстановить искусственную неровность (лежачий полицейский);
в районе МОУ гимназии Номер обезличен по ... - установить дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» при въезде на территорию гимназии, произвести обрезку веток, нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» на ..., ..., ..., обновить дорожный знак 1.23 «Дети»;
в районе МОУ СОШ Номер обезличен по ... - установить дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» при въезде в школу, нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», обустроить пешеходный тротуар по направлению к САХ;
в районе МОУ лицея Номер обезличен по ... - установить дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» при въезде на территорию лицея, произвести обрезку деревьев и кустарников, препятствующих движению пешеходов по пешеходному тротуару, на перекрестке ... и ... обновить дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход», восстановить искусственную неровность (лежачий полицейский);
в районе МОУ СОТІЇ Номер обезличен по ... в ... -установить дорожный знак 1.23 «Дети»;
в районе МОУ СОШ Номер обезличен по ... - установить дорожные знаки 1.23 «Дети», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход»;
в районе МОУ СОШ Номер обезличен по ... в ... -установить дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и 1.23 «Дети», нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход»;
в районе МОУ СОШ Номер обезличен по ... в ... - установить дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» со стороны ..., нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход»;
- в районе МДОУ Номер обезличен по ... - установить дорожные знаки 1.21 по ..., нанести дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» и выставить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
Решение в 10 дней может быть обжаловано в краевой суд, но подлежит немедленному исполнению.
Председательствующий Дидик О.А.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
На момент публикации не вступило в законную силу.