К делу №2-1737/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации30 сентября 2010 года Хостинский районный суд г. СочиКраснодарского края в составе:
председательствующего Н.А. Волковой
при секретаре Н.А. Феськовой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Любарского Ф.В. об оспаривании действий (бездействия) государственного органа
У С Т А Н О В И Л:
Любарский Ф.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными отказы Адлерского отдела гор.Сочи управления ФРС по Краснодарскому краю от 20 июля 2010 года за №22/100/2010-122, №22/100/2010-123, №22/100/2010-124 и №22/100/2010-125 в государственной регистрации права собственности на объекты вспомогательного использования литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра, расположенные по адресу: ... Обязать Адлерский отдел гор.Сочи управления ФРС по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности на объекты вспомогательного использования литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра, расположенные по адресу: ...
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя уточнил требования и просит признать незаконным действия (бездействие) Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел осуществить государственную регистрацию права собственности Любарского Ф.В. на объекты вспомогательного использования литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра, расположенные по адресу: ...
Требования мотивированы тем, что 31 июля 2003 года он по договору купли-продажи приобрел нежилые помещения №Номер обезличен здания административного корпуса автобазы литер А, расположенные по адресу: ... 16 сентября 2003 года в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись государственной регистрации Номер обезличен его права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Номер обезличен от 16 сентября 2003 года. 30 мая 2007 года между муниципальным образованием городом-курортом Сочи в лице председателя КУИ администрации города, и им был заключен договор Номер обезличен о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. 29 октября 2007 года данный договор был зарегистрирован в управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю. В соответствии с договором ему на условиях аренды был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: ... для эксплуатации зданий и сооружений автобазы. В период с 2008 года по 2010 год на вышеуказанном земельном участке в соответствии с разработанным проектом он возвел четыре объекта недвижимости вспомогательного использования, необходимые для нормальной эксплуатации и деятельности автобазы литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв.метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1, склад площадью 15,8 кв. метра. 07 июня 2010 года для государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости он сдал в Адлерский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю все предусмотренные законом документы. Однако, 26 июля 2010 года им были получены сообщения от 20 июля 2010 года об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №22/100/2010-122, №22/100/2010-123, №22/100/2010-124 и №22/100/2010-125. При этом во всех четырех сообщениях Адлерского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приведены одни и те же основания отказа в государственной регистрации моего права собственности на данные объекты недвижимости: не были представлены разрешения на ввод в эксплуатацию объектов под литерами А1, Б1, В1 и Д1, расположенные на территории автобазы по адресу: ... не представлена разрешительная документация на возведенные строения и документация, подтверждающая соответствие возведенных построек целевому и разрешенному использованию земельного участка, не предоставлены письменные доказательства отсутствия возражений других совладельцев земельного участка против государственной регистрации его права собственности на вновь созданные объекты недвижимости. В соответствии с п.п.3 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство не требуется в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Им на арендуемом земельном участке были возведены объекты вспомогательного использования, необходимые для нормальной и полноценной эксплуатации зданий и сооружений автобазы, расположенной по адресу: ... В соответствии с вышеприведенной нормой Градостроительного кодекса РФ ему не нужно было получать разрешение на строительство этих объектов. Пункт 1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ установил, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Учитывая, что разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, то ему не нужно было для государственной регистрации права получать и разрешение на ввод в эксплуатацию возведенных объектов капитального строительства вспомогательного использования. Несмотря на это, он до получения отказа в государственной регистрации права собственности на данные объекты обратился с заявлением на имя Главы города Сочи, в котором просил выдать разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Однако, 12 августа 2010 года заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации гор.Сочи К своим письмом за №21-01-15/16308 сообщил, что в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию отказано, так как возведены строения вспомогательного использования, на строительство которых не требуется выдача разрешений на строительство. Кроме того, 30 мая 2007 года между муниципальным образованием городом-курортом Сочи, в лице председателя КУИ администрации города, и им был заключен договор Номер обезличен о предоставлении земельного участка площадью 13 355 кв.метров в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. 29 октября 2007 года данный договор был зарегистрирован в управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю. В соответствии с договором ему на условиях аренды сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: гор.Сочи, ..., ..., для эксплуатации зданий и сооружений автобазы. Между соарендаторами ООО ... ООО ... и им было заключено соглашение о разграничении площадей и порядка пользования вышеуказанным земельным участком, в соответствии с которым в его пользование был предоставлен земельный участок площадью 542 кв.метра в границах, определенных соглашением. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с соблюдением порядка, установленного этой статьей, предусматривающего принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка именно для строительства. Однако, правила названной статьи не предусматривают ситуации, когда строительство нового производственного объекта осуществляется на участке, уже предоставленном тому же лицу как собственнику ранее построенных объектов аналогичного назначения для их эксплуатации. В данном случае земельный участок как использовался без нарушения земельного законодательства в целях, для которых он и был изначально предоставлен, так и продолжает использоваться и в настоящее время. Согласно пункту 2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. В силу этой же статьи любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Частью 1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Исходя из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Кодекса, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Строения литер А1 слесарная мастерская, общей площадью 720 кв.метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес, площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад, площадью 15,8 кв. метра были возведены на его личные средства в строгом соответствии с целевым назначением земельного участка и в границах выделенного земельного участка площадью 542 кв.метра. Таким образом, законные права и интересы ООО ... и ООО ... при государственной регистрации его права собственности на вновь возведенные объекты не будут затронуты. Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов, право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о регистрации, в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Им в Адлерский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для государственной регистрации права были представлены свидетельство о государственной регистрации права серия Номер обезличен от 16.09.2003г. на нежилые помещения; договор аренды земельного участка от 30 мая 2007 года; проектная документация реконструкции существующих строений; технический паспорт ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» по гор.Сочи. то есть документы, подтверждающие факт создания объектов вспомогательного использования.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю требования не признал, ссылаясь на отсутствие в действиях Адлерского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю нарушений требований действующего законодательства.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в силу ст.254 ГПК РФ гражданин … вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод…
Как установлено судом и следует из материалов дела 07 июня 2010 года Любарским Ф.В. в Адлерский отдел г.Сочи Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поданы документы на государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости вспомогательного использования для эксплуатации и деятельности автобазы литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра.
Данные документы приняты, о чем в книге входящих документов сделаны записи №22/100/2010-122, №22/100/2010-123, №22/100/2010-124 и №22/100/2010-125.л.д.91-98/.
20 июля 2010 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №22/100/2010-122, №22/100/2010-123, №22/100/2010-124 и №22/100/2010-125.л.д.91-98/.
При этом в отношении всех четырех объектов -литер А1 слесарной мастерской, литер Б1 бытового строения, литер В1 навеса, литер Д1 склада- в сообщениях Адлерского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приведены одни и те же основания отказа в государственной регистрации права собственности Любарского Ф.В. - не представлены разрешения на ввод в эксплуатацию объектов литер А1 слесарной мастерской, литер Б1 бытового строения, литер В1 навеса, литер Д1 склада, представленные кадастровые паспорта не является документом основанием для государственной регистрации права на заявленные объекты недвижимости, не представлена разрешительная документация на возведенные строения и документация, подтверждающая соответствие возведенных построек целевому и разрешенному использованию земельного участка, не предоставлены письменные доказательства отсутствия возражений других совладельцев земельного участка против государственной регистрации его права собственности на вновь созданные объекты недвижимости.
Суд считает данное решение государственного регистратора незаконным и необоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела Любарский Ф.В. является собственником нежилых помещений №Номер обезличен здания административного корпуса автобазы литер А, расположенных по адресу гор.Сочи, ..., ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия Номер обезличен от 16 сентября 2003 года.
30 мая 2007 года между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Любарским Ф.В. заключен договор Номер обезличен о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, который прошел государственную регистрацию в установленном порядке и по условиям которого земельный участок предоставлен для эксплуатации зданий и сооружений автобазы.
В период с 2008 года по 2010 год на данном земельном участке в соответствии с разработанным проектом Любарским Ф.В. возведено четыре объекта недвижимости вспомогательного использования для эксплуатации автобазы -литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра.
То обстоятельство, что указанные объекты недвижимости являются объектами вспомогательного использования, на которые в соответствии с п.п.3 п.17 ст.51, п.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, а соответственно и разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется, подтверждается ответом на обращение Любарского Ф.В. управления Архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 12 августа 2010 года л.д.100/.
В силу ст.19 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
При этом данная норма закона содержит безусловную обязанность государственного регистратора принять необходимые меры по получению дополнительных сведений ….
В ходе судебного разбирательства государственным регистратором не представлено доказательств того, что им были выполнены при приостановлении государственной регистрации 19 июня 2010 года действия по получению сведений являются ли заявленные к государственной регистрации объекты недвижимости объектами вспомогательного использования, на которые не требуется выдача разрешения на строительство, а соответственно и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию
Невыполнение указанной выше нормы закона повлекло, по мнению суда, последующие действия государственного регистратора как то разъяснение, что представленные Любарским Ф.В. кадастровые паспорта объектов недвижимости не являются основанием для государственной регистрации прав, при этом Любарскому Ф.В. не была разъяснена необходимость предоставления в силу требований абз.3 ст.25.3 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» декларации на объекты недвижимости, а в последующем принятие решения об отказе в государственной регистрации прав с указанием на необходимость предоставления разрешений на ввод в эксплуатацию объектов - слесарной мастерской, склада, навеса, бытового строения.
В силу изложенного суд признает действия (бездействие) Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел незаконными, нарушающими права и создающими препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Так же, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с соблюдением порядка, установленного этой статьей, предусматривающего принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка именно для строительства.
Однако, правила названной статьи не предусматривают ситуации, когда строительство нового производственного объекта вспомогательного использования осуществляется на участке, уже предоставленном тому же лицу как собственнику ранее построенных объектов аналогичного назначения для их эксплуатации.
Исходя из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Кодекса, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Как видно из текста договора аренды от 30 мая 2007 года -п.1.3, п.5.2.16- на предоставленном в аренду земельном участке запрещено возведение объектов, на которые требуется разрешительная документация, то есть данный запрет не относится к объектам вспомогательного использования.
Государственный регистратор, приостановив государственную регистрацию, не выполнив требования ч.1 ст.19 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не получив дополнительных сведений, что заявленные объекты являются объектами вспомогательного использования, соответственно пришел к выводу, отказывая в государственной регистрации, о необходимости получения разрешения собственника земельного участка на возведение строений.
Кроме того, как видно из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Сочи от 12 августа 2010 года каких либо возражений относительно возведенных строений со стороны собственника земельного участка -Администрации города - не возникло.
Данный вывод суда исходит из того, что Любарский Ф.В. обратился в администрацию 20 июля 2010 года, ответ дан 12 августа 2010 года, а соответственно в отношении спорных строений была проведена проверка.
Так же судом установлено, что со стороны соарендаторов каких-либо возражений в отношении возведенных Любарским Ф.В. строений не имеется- между соарендаторами заключено соглашение о порядке пользования земельным участком, предоставленном в аренду, строительство объектов осуществлялось с 2008 года, что подтверждается проектной документацией и как пояснил представитель заявителя каких-либо претензий к возводимым строениям соарендаторы не выдвигали и не выдвигают.
С учетом вышеизложенного суд обязывает Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел осуществить государственную регистрацию права собственности Любарского Ф.В. на объекты вспомогательного использования литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра, расположенные по адресу: гор.Сочи, ....
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным действия (бездействие) Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел и обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел осуществить государственную регистрацию права собственности Любарского Ф.В. на объекты вспомогательного использования литер А1 слесарная мастерская общей площадью 720 кв. метров; литер Б1 бытовое строение площадью 11,4 кв.метра; литер В1 навес площадью 257,4 кв. метра; литер Д1 склад площадью 15,8 кв. метра, расположенные по адресу: гор.Сочи, ....
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение не вступило в законную силу.