решение по делу по иску ОАО `Кубаньэнерго` о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута



Дело №РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 года г. Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко И.В.,

при секретаре судебного заседания Рощупкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Кубаньэнерго» к Алексееву Ю.В. о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Кубаньэнерго» обратилось в Хостинский районный суд г. Сочи с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика заключить соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Володарского, кадастровый номер №. А также взыскать с ответчика понесённые расходы по оплате госпошлины в размере 4000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с пунктом 146 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991, «ОАО «Кубаньэнерго» является ответственным исполнителем реконструкции олимпийского объекта - Кабельные воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС по подстанции «Хоста» (проектные и изыскательные работы, строительство). В зону строительства Олимпийского объекта попадает земельный участок, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Володарского, кадастровый номер №, правообладателем которого является ответчик.

Для размещения Олимпийского объекта МУП гор. Сочи «Муниципальный институт генплана» подготовлена документация по планировке территории, согласованная с ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Министерством регионального развития РФ.

В соответствии с утвержденной Документацией определены земельные участки, попадающие в зону строительства Олимпийского объекта.

Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03 июня 2010 года № 410-р «Об установлении сервитутов в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» утвержден сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Володарского.

Руководствуясь пунктами 9 и 22 статьи 15.2 Закона № 310- ФЗ от 20 июля 2010 года МУП города Сочи «МИГ», как исполнитель по договору на оказание услуг и выполнении комплекса кадастровых работ и выполнении комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для установления сервитута на период строительства объекта: Кабельные воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС по подстанции «Хоста» (проектные и изыскательные работы, строительство), составлению межевых планов, постановке на государственный кадастровый учет, подготовке и сопровождению соглашений об установлении сервитута от 24 марта 2010 года № 407/30 -270 (пункт 2.1) подготовило и направило ответчику для подписания Соглашение об установлении сервитута. В Соглашении прописано, что сервитут устанавливается сроком на 364 дня, для прохода, а так же переноса оборудования через земельный участок, с целью выполнения работ по реконструкции воздушной линии 110 кВ. Соглашение об установлении сервитута составлено в соответствии с п. 9 Закона № 310-ФЗ. Соглашение об установлении сервитута ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчик уклоняется от подписания Соглашения.

Учитывая, что на момент подачи иска соглашение об установлении сервитута ответчиком не подписано, истец, руководствуясь п. 23 ст. 15.2 Закона № 310-ФЗ, обратился в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута в судебном порядке.

В соответствии с графиком, утвержденным ГК «Олимпстрой», строительство Олимпийского объекта должно быть завершено до декабря 2010 года.

В судебном заседании представитель истца ОАО «Кубаньэнерго» Г. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика Алексеева Ю.В. - П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований. В обоснование возражений пояснил, что Алексеев Ю.В. постоянно проживает на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, и проведение кабеля через территорию участка отрицательно скажется на состоянии его здоровья.

В судебное заседание представитель ГК «Олимпстрой» К. считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд, изучив материалы гражданского дела, учитывая пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

В соответствии с нормами ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовка документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов осуществляется ГК «Олимпстрой» и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В соответствии с п.4. ст. 14 Федерального закона согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов должно бытьосуществлено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и администрацией Краснодарского края.

Согласование размещения олимпийского объекта со смежными землепользователями не требуется.

Для размещения олимпийского объекта по заказу ГК «Олимпстрой» МУП гор. Сочи «Муниципальный институт генплана» разработана документация планировки территории.

Указанная документация согласована ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Приказом Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с утвержденной документацией оформлены земельные участки под фактическое размещение олимпийского объекта, а так же определен ряд земельных участков, попадающие в зону строительства олимпийского объекта.

Министерством регионально развития Российской Федерации 15 декабря 2009 года ОАО «Кубаньэнерго» выдано разрешение на строительство по данному олимпийскому объекту № RU23309000-20.

На основании утвержденной документации, Распоряжением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 03.06.2010 г. № 410-р в интересах ОАО "Кубаньэнерго" установлен сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Володарского.

Вышеуказанный земельный участок <данные изъяты> кадастровый номер №, принадлежит на праве собственности ответчику Алексееву Ю.В.

Согласно статье 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в том числе в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).

Соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута.

Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Пунктом 146 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991 «ОАО «Кубаньэнерго» определен ответственным исполнителем реконструкции олимпийского объекта - Кабельные воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС по подстанции «Хоста» (проектные и изыскательные работы, строительство).

На основании распоряжения Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 03.06.2010 года, руководствуясь пунктами 9 и 22 статьи 15.2 Закона № 310-ФЗ МУП города Сочи «Муниципальный институт генплана» 20.07.2010 года, как исполнитель по Договору на оказание услуг и выполнении комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для установления сервитута на период строительства объекта «Кабельные воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС по подстанции «Хоста» (проектные и изыскательные работы, строительство)», составлению межевых планов, постановке на государственный кадастровый учет, подготовке и сопровождению соглашений об установлении сервитута от 24 марта 2010 года № 407/30-270 (пункт 2.1.) подготовило и направило ответчику для подписания Соглашение об установлении сервитута.

В проекте соглашения прописано, что сервитут устанавливается сроком на 364 на часть земельного участка с кадастровым номером №, <данные изъяты> расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Володарского, для строительства линейного сооружения (коммунальной, инженерной сети).

Проект соглашения был направлен ответчику для ознакомления и последующего принятия решения по почте. Факт получения ответчиком Алексееву Ю.В. 30 сентября 2010 года проекта соглашения подтверждается почтовым извещением.

Как установлено в судебном заседании до разрешения спора в суде вышеуказанное соглашение между сторонами не заключено, от его заключения уклоняется ответчик.

Пунктом 3 ст. 15.2 Закона № 310-ФЗ предусмотрено, что в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, вправе требовать изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд.

Порядок и особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта предусмотрены ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ.

Согласно п. 15 ст. 15 вышеуказанного Закона решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края. Основаниями для принятия указанного решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории для размещения олимпийских объектов федерального значения. Указанные проекты направляются в администрацию Краснодарского края Корпорацией, а в случае, если строительство олимпийских объектов федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета, - организацией, осуществляющей такое строительство. При этом земельные участки, расположенные в границах зон действия сервитутов, определенных в соответствии с проектом межевания территории для размещения олимпийских объектов федерального значения, изъятию не подлежат.

Кабельные воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС по подстанции «Хоста» (проектные и изыскательные работы, строительство) распоряжением Главы администрации (Губернатор) Краснодарского края № 410-р от 03.06.2010 года определены как олимпийский объект федерального значения, этим же распоряжением в отношении земельного участка ответчика установлен сервитут.

Следовательно, изъятие данного земельного участка в силу вышеуказанных норм невозможно.

Кроме того доводы ответчика, о том, что установление сервитута для целей, указанных в соглашении, создает угрозу безопасности его жизни и здоровью являются голословными и достоверными доказательствами не подтверждены.

В соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых при не отклонённом их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.

Под воздушной линией электропередачи (ВЛ) понимается - устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

В соответствии с п.5 Правил установления охранных зон охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В соответствии с п. 6 настоящих правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Таким образом, до момента принятия федеральным органом исполнительной власти решения о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны, последняя не может считаться установленной.

Кроме того, по смыслу норм п. 10 постановления в пределах охранных зон с письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам разрешается :

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

В соответствии с п. 6.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м.

Для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном ВЛ:

- 20 м- для ВЛ напряжением 330 кВ;

- 30 м - для ВЛ напряжением 500 кВ;

- 40 м - для ВЛ напряжением 750 кВ;

- 55 м - для ВЛ напряжением 1 150 кВ.

Таким образом, запроектированный олимпийский объект «Кабельные воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС по подстанции «Хоста» (проектные и изыскательные работы, строительство)» не относится к перечню объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны, поскольку не оказывает воздействия электрического поля, создаваемым воздушными линиями электропередачи (ВЛ).

Пункт 23 ст. 15.2 Закона № 310-ФЗ дает право лицу, в интересах которых устанавливается сервитут, в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.

На основании изложенного, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не находит законных оснований, препятствующих ответчику заключить соглашение об установлении сервитута, поэтому требования истца о понуждении ответчика к заключению данного соглашения в судебном порядке подлежат удовлетворению.

Согласно п. 24 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ расходы истца по оплате госпошлины подлежат возмещению ответчиком в размере 4000 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ОАО «Кубаньэнерго» к Алексееву Ю.В. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута удовлетворить.

Обязать Алексеева Ю.В. заключить с ОАО «Кубаньэнерго» Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Володарского, кадастровый номер - №.

Взыскать с Алексеева Ю.В. в пользу ОАО «Кубаньэнерго» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2010 года.

Судья Власенко И.В.

Решение на момент публикации не вступило в законную силу