решение по делу по иску ОАО `Кубаньэнерго` о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута



Дело № 2-2083/10РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Сочи

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко И.В.,

при секретаре судебного заседания Рощупкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Кубаньэнерго» к Щербакову Н.Ф., Щербаковой Н.А. о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитута,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Кубаньэнерго» обратилось в Хостинский районный суд г. Сочи с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчиков заключить соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, микрорайон Бытха, <адрес> А также взыскать с ответчиков понесённые расходы по оплате госпошлины в размере 4000 рублей в равных долях.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с пунктом 127 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991 «ОАО «Кубаньэнерго» является ответственным исполнителем строительства олимпийского объекта - Подстанция «Бытха» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство). В зону строительства Олимпийского объекта попадает земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, микрорайон Бытха, <адрес>, правообладателями которого являются ответчики.

Для размещения Олимпийского объекта ООО «Институт территориального планирования «Град» подготовлена документация по планировке территории, согласованная с ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Министерством регионального развития РФ.

В соответствии с утвержденной Документацией определены земельные участки, попадающие в зону строительства Олимпийского объекта. В чертеже межевания территории Олимпийского объекта земельный участок ответчиков обозначен под № Из чертежа межевания территории видно, что земельный участок под № обременен сервитутом.

Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 мая 2010 года № 384-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» утвержден сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, микрорайон Бытха.

Руководствуясь пунктами 9 и 22 статьи 15.2 Закона № 310- ФЗ от 20 июля 2010 года МУП города Сочи «МИГ», как исполнитель по договору на оказание услуг и выполнении комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для установления сервитута на период строительства объекта «Подстанция «Бытха» (110 кВ) с заходами линий электропередачи», составлению межевых планов, постановке на государственный кадастровый учет, подготовке и сопровождению соглашений об установлении сервитута от 24 марта 2010 года № 407/30 -254 подготовило и направило ответчикам для подписания Соглашение об установлении сервитута. В Соглашении прописано, что сервитут устанавливается сроком на 364 дня, для прохода, а так же переноса оборудования через земельный участок, с целью выполнения работ по строительству воздушной линии 110 кВ.

В связи с тем, что письма МУП г. Сочи «МИГ» ответчиками оставлены без внимания 16 сентября 2010 года в адрес ответчиков ОАО «Кубаньэнерго» повторно направлен проект Соглашения об установлении сервитута, который получен Щербаковым Н.Ф. 05 октября 2010 года и Щербаковой Н.А. 28 сентября 2010 года. Щербаков Н.Ф. на подписание соглашения об установлении сервитута письмом ответвил отказом.

Учитывая, что на момент подачи иска соглашение об установлении сервитута ответчиками не подписано истец, руководствуясь п. 23 ст. 15.2 Закона № 310-ФЗ, обратился в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута в судебном порядке.

В соответствии с графиком, утвержденным ГК «Олимпстрой», строительство Олимпийского объекта должно быть завершено до декабря 2010 года.

В судебном заседании представитель истца ОАО «Кубаньэнерго» Г. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании ответчик Щербаков Н.Ф и представитель ответчиков Ш. возражали против удовлетворения требований. В обоснование возражений представитель ответчиков пояснил, что проведение кабеля через территорию участка ответчиков приведет к разрушению домовладения, расположенного на нем. Прокладка ВЛ над зданиями и сооружениями запрещена Правилами устройства электроустановок. Подробные основания к отказу в иске изложены в отзыве на л.д.86-89.

В судебное заседание представитель ГК «О» не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, суд с учетом мнения сторон и руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Суд, изучив материалы гражданского дела, учитывая пояснения лиц участвующих в деле, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

В соответствии с нормами ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовка документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов осуществляется ГК «Олимпстрой» и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В соответствии с п.4. ст. 14 Федерального закона согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов должно бытьосуществлено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и администрацией Краснодарского края.

Согласование размещения олимпийского объекта со смежными землепользователями не требуется.

Для размещения олимпийского объекта по заказу ГК «Олимпстрой» Институтом территориального планирования «Град» разработана документация планировки территории.

Указанная документация согласована ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Приказом Минрегионразвития РФ от 31.08.2009 № 386.

В соответствии с утвержденной документацией оформлены земельные участки под фактическое размещение олимпийского объекта, а так же определен ряд земельных участков, попадающие в зону строительства олимпийского объекта.

Министерством регионально развития Российской Федерации 21 июля 2010 года ОАО «Кубаньэнерго» выдано разрешение на строительство по данному олимпийскому объекту № RU23309000-51.

На основании утвержденной документации, Распоряжением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 24.05.2010 г. № 384-р в интересах ОАО "Кубаньэнерго" установлен сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, микрорайон Бытха, <адрес>

Вышеуказанный земельный участок <данные изъяты> кадастровый номер №, расположенный во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта принадлежит на праве общей совместной собственности ответчикам Щербакову Н.Ф. и Щербаковой Н.А.

Согласно статье 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в том числе в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).

Соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута.

Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Пунктом 127 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991 «ОАО «Кубаньэнерго» определен ответственным исполнителем строительства олимпийского объекта - Подстанция «Бытха» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство).

На основании распоряжения Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 24.05.2010 года, руководствуясь пунктами 9 и 22 статьи 15.2 Закона № 310-ФЗ МУП города Сочи «Муниципальный институт генплана» 20.07.2010 года, как исполнитель по Договору на оказание услуг и выполнении комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для установления сервитута на период строительства объекта «Подстанция «Бытха» (110 кВ) с заходами линий электропередачи», составлению межевых планов, постановке на государственный кадастровый учет, подготовке и сопровождению соглашений об установлении сервитута от 24 марта 2010 года № 407/30- 254 подготовило и направило ответчикам для подписания Соглашение об установлении сервитута.

В проекте соглашения прописано, что сервитут устанавливается сроком на 364 на часть земельного участка площадью 225 кв.м. в границах участка общей площадью 621 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, микрорайон Бытха, <адрес> для прохода, а так же переноса оборудования через земельный участок, с целью выполнения работ по строительству воздушной линии 110 кВ.

Проект соглашения был направлен ответчикам для ознакомления и последующего принятия решения по почте 16.09.2010 года. Факт получения Щербаковым Н.Ф. 05 октября 2010 года и Щербаковой Н.А. 28 сентября 2010 года проекта соглашения подтверждаются почтовыми извещениями.

Ответчик Щербаков Н.Ф. в адрес истца направил отказ от заключения соглашения с предложением об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости в связи с тем, что установление сервитута для указанных в нем целей создает угрозу его безопасности и нарушает его права.

Пунктом 3 ст. 15.2 Закона № 310-ФЗ предусмотрено, что в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, вправе требовать изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд.

Порядок и особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта предусмотрены ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ.

Согласно п. 15 ст. 15 вышеуказанного Закона решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края. Основаниями для принятия указанного решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории для размещения олимпийских объектов федерального значения. Указанные проекты направляются в администрацию Краснодарского края Корпорацией, а в случае, если строительство олимпийских объектов федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета, - организацией, осуществляющей такое строительство. При этом земельные участки, расположенные в границах зон действия сервитутов, определенных в соответствии с проектом межевания территории для размещения олимпийских объектов федерального значения, изъятию не подлежат.

«Подстанция «Бытха» (110 кВ) с заходами линий электропередачи» (проектные и изыскательские работы, строительство) распоряжением Главы администрации (Губернатор) Краснодарского края № 384-р от 24.05.2010 года определена как олимпийский объект федерального значения, этим же распоряжением в отношении земельного участка ответчиков установлен сервитут.

Следовательно, изъятие данного земельного участка в силу вышеуказанных норм невозможно.

Кроме того доводы ответчика, о том, что проводка кабеля через земельный участок ответчика над частью домовладения создает угрозу безопасности их жизни и здоровью, приведет к разрушению домовладения являются необоснованными.

В соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых при не отклонённом их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.

Под воздушной линией электропередачи (ВЛ) понимается - устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

В судебном заседании представитель истца пояснил, что на сегодняшний день в зоне, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0308002:31, не осуществляется возведение каких либо строений, сооружений (установка опор, натяжение провода, прокладка кабеля), следовательно, доводы ответчика об угрозе разрушения домовладения являются преждевременными.

В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.

В соответствии с п.5 Правил установления охранных зон охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В соответствии с п. 6 настоящих правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Таким образом, до момента принятия федеральным органом исполнительной власти решения о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны, последняя не может считаться установленной.

Кроме того, по смыслу норм п. 10 постановления в пределах охранных зон с письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам разрешается :

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

В соответствии с п. 6.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м.

Для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном ВЛ:

- 20 м- для ВЛ напряжением 330 кВ;

- 30 м - для ВЛ напряжением 500 кВ;

- 40 м - для ВЛ напряжением 750 кВ;

- 55 м - для ВЛ напряжением 1 150 кВ.

Таким образом, запроектированный олимпийский объект: «Подстанции «Бытха» (110 кВ) с заходами линий электропередачи (проектные и изыскательские работы, строительство)» не относится к перечню объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны, поскольку не оказывает воздействия электрического поля, создаваемым воздушными линиями электропередачи (ВЛ).

Пункт 23 ст. 15.2 Закона № 310-ФЗ дает право лицу, в интересах которых устанавливается сервитут, в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.

На основании изложенного, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не находит законных оснований, препятствующих ответчикам заключить соглашение об установлении сервитута, поэтому требования истца о понуждении ответчиков к заключению данного соглашения в судебном порядке подлежат удовлетворению.

Согласно п. 24 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ расходы истца по оплате госпошлины подлежат возмещению ответчиками в равных долях по 2000 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ОАО «Кубаньэнерго» к Щербакову Н.Ф., Щербаковой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута удовлетворить.

Обязать Щербакова Н.Ф. и Щербаковой Н.А. заключить с ОАО «Кубаньэнерго» Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, микрорайон Бытха, <адрес>, кадастровый номер - №.

Взыскать с Щербакова Н.Ф. и Щербаковой Н.А. в пользу ОАО «Кубаньэнерго» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей в равных долях по 2 000 (две тысячи) рублей с каждого.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2010 года.

Судья Власенко И.В.

Решение на момент публикации не вступило в законную силу