решение по делу по иску администрации г. Сочи о сносе самовольно возведенной постройки



К делу № 2-86/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края

в составе:

председательствующего Пилипенко Ю.А.

при секретаре Арефьевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к Оганян А.Т. о сносе самовольно возведенной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Оганян А.Т. о сносе самовольно возведенной постройки.

В обоснование своих требований при этом представитель истца указал, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект в районе дома № №, установлено, что земельный участок площадью 7400 кв.м. с кадастровым номером №, находится в государственной собственности (кадастровый план земельного участка от 11.08.2005 года № 49/05-03-3573), категория земель - земли поселений (населенных пунктов), разрешенный вид использования данного земельного участка - для проектирования рекреационной жилой застройки пансионного типа.

Участок огорожен, на части указанного земельного участка площадью 1490 кв.м. с кадастровым номером №, расположен четырехэтажный (в том числе с подземным этажом) объект незавершенного строительства площадью застройки 389, 7 кв.м., процент готовности которого составляет 48%, находящийся в собственности Оганян А.Т., что подтверждается свидетельствами от государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия № и от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Над указанным объектом Оганян А.Т. выполнил без соответствующего разрешения строительство 5, 6, 7 этажей и приступил к возведению конструкции 8-го этажа, выполнив устройство железобетонных колонн, диафрагм и армированных выпусков под колонны, а также установив деревянную опалубку.

В связи с изложенным администрация города Сочи обратилась с настоящим иском в суд и просит обязать ответчика осуществить за свой счет снос
самовольно возведенных 5, 6, 7 этажей и конструкции 8-го этажа, расположенных по адресу: город Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, в районе дома № № в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, и пояснил выше изложенное.

Ответчик Оганян А.Т. оставил разрешение спора на усмотрение суда и пояснил, что действительно на возведение 5,6,7 этажи и конструкцию 8 -го этажа у него отсутствуют правоустанавливающие документы, в том числе и разрешение на их строительство, однако он обращался в администрацию города Сочи для получения этих документов, но документы находятся на рассмотрении.

Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, находит исковые требования администрации города Сочи законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права собственника, предусмотренные ст. 301-304 ГК РФ, на основании ст. 305 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненно наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Как установлено в судебном заседании, действительно в ходе осуществления муниципального земельного контроля муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект в районе дома № № установлено, что земельный участок площадью 7400 кв.м. с кадастровым номером № находится в государственной собственности (кадастровый план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №), категория земель - земли поселений (населенных пунктов), разрешенный вид использования данного земельного участка - для проектирования рекреационной жилой застройки пансионного типа.

Участок огорожен, на части указанного земельного участка площадью 1490 кв.м. с кадастровым номером № расположен четырехэтажный в том числе с подземным этажом, объект незавершенного строительства площадью застройки 389, 7 кв.м., процент готовности которого составляет 48%, находящийся в собственности Оганян А.Т., что подтверждается свидетельствами от государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия № и от ДД.ММ.ГГГГ серии №.

Над указанным объектом Оганян А.Т. выполнил без соответствующего разрешения строительство 5, 6, 7 этажей и приступил к возведению конструкции 8-го этажа, выполнив устройство железобетонных колонн, диафрагм и армированных выпусков под колонны, а также установив деревянную опалубку.

Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ л.д.7.

Данный факт ответчиком не оспаривается.

Как пояснил в судебном заседании ответчик им принимались меры к оформлению данных построек, однако на момент рассмотрения настоящего гражданского делу у ответчика отсутствуют правоустанавливающие и разрешающие документы на возведение спорной части объекта недвижимости.

Однако, как следует из справки государственного строительного надзора г. Сочи, по результатам проверки проведенной 29 ноября 2010 года совместно с прокуратурой Хостинского района по объекту капитального строительства «Многоэтажное здание», расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, в районе дома № №, установлено, что фактически разрешение на строительство данного объекта капитального строительства (этажностью свыше трех этажей) отсутствует. Строительство объекта осуществляется без разрешения на строительство.

Фактически отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство данного объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии со ст.ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков). В соответствии с пунктом 2 той же статьи последствием, то есть санкцией за данное правонарушение, является отказ признания права собственности за застройщиком и снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-О-П.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочий по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.

Принимая данное решение судом рассматривался вопрос о возможности сохранения спорной самовольной постройки, однако, учитывая что отсутствуют документы подтверждающие соответствие данной постройки требованиям проектной документации, законодательства в области строительства, а также бесспорные доказательства того, что спорный объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

При этом стороны не просили суд о назначении строительной экспертизы в этой области.

Таким образом, исковые требования администрации города Сочи являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации города Сочи к Оганян А.Т. о сносе самовольно возведенной постройки- удовлетворить.

Обязать Оганян А.Т. осуществить снос самовольно возведенных 5, 6, 7 этажей и конструкции 8-го этажа, расположенных по адресу: город Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, в районе дома № № в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение в 10 дней, с момента получения полного текста мотивированного решения суда (то есть 18 января 2011 года) может быть обжаловано в краевой суд.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий: Ю.А. Пилипенко

Решение на момент публикации не вступило в законную силу