К делу № 2-324/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации17 марта 2011 года Хостинский районный суд г. Сочи
Краснодарского края в составе
председательствующего Н.А. Волковой
при секретаре Н.А. Феськовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Кубаньэнерго» к Терзяну Р.М. о возложении обязанности и взыскании судебных расходов и встречному иску Терзяна Р.М. к ОАО «Кубаньэнерго» о признании соглашения недействительным
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Кубаньэнерго» обратилось в суд с иском к Терзяну Р.М., в котором просит обязать Терзяна Р.М. заключить с ОАО «Кубаньэнерго» Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес> кадастровый номер №, и взыскать с Терзяна Р.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 145 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991 Открытое акционерное общество <данные изъяты> является ответственным исполнителем строительства Олимпийского объекта федерального значения - «Кабельные и воздушные линии (110кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи» (проектные и изыскательские работы, строительство). В зону строительства Олимпийского объекта попадает земельный участок, расположенный по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес> кадастровый номер № Правообладателем данного земельного участка является Терзян Р.М., что подтверждено выпиской из ЕГРП. Для размещения Олимпийского объекта МУП г.Сочи <данные изъяты> подготовлена документация по планировке территории. Документация согласована ГК «Олимпстрой», <данные изъяты> и утверждена <данные изъяты>. В соответствии с пунктами 1, 2 и 14 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXI олимпийских зимних игр и XI параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ» до 01 января 2014 года на территорииКраснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, в целях строительства линейных сооружений, в том числе линий электропередачи, на основании принятого Администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута. Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03 июня 2010 года №-р «Об установлении сервитута в целях строительства, реконструкции, капительного ремонта и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» утвержден сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес> Руководствуясь пунктами 9 и 22 статьи 15.2 Закона № 310-ФЗ 20 июля 2010 года МУП города Сочи <данные изъяты> как Исполнитель по Договору на оказание услуг и выполнении комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для установления сервитута на период строительства объекта «Кабельные и воздушные линии (110кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи» (проектные и изыскательные работы, строительство), составлению межевых планов, постановке на государственный кадастровый учет, подготовке и сопровождению соглашений об установлении сервитута от 24 марта 2010 года № 407/30-270 (пункт 2.1.) подготовило и направило Ответчику для подписания Соглашение об установлении сервитута. В Соглашении прописано, что сервитут устанавливается сроком на 364 дня для на период строительства Олимпийского объекта федерального значения. Соглашение об установлении сервитута составлено в соответствии с пунктом 9 Закона № 310-ФЗ. Соглашение об установлении сервитута Ответчиком получено 22 декабря 2010 года, но оставлено без внимания.В соответствии с пунктом 23 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута. На сегодняшний день Соглашение об установление сервитута земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес> не подписано.
Терзян Р.М., не признавая иск, предъявил встречный иск, в котором проситпризнать соглашение ОАО«Кубаньэнерго» г.Сочи об установлении сервитута площадью 869кв.м. на земельный участок общей площадью 1012 кв.м. по ул. <адрес>.Сочи незаконным.
Встречный иск мотивирован тем, что ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи представил соглашение об установлении сервитута на принадлежащий ему земельный участок площадью 869 кв.м. из общей площади 1012 кв.м. В части указания площади соглашение является незаконным инеобоснованным. Так, он является собственником земельного участка, площадью 1012 кв.м., расположенного в Хостинском районе, г.Сочи, ул. <адрес> Краснодарского края, с кадастровым номером: № категория земель: земли населённых пунктов для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок ему принадлежит на основании договора купли-продажи от 29 августа 2008 года. ОАО «Кубаньэнерго» ссылается на распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 24 мая 2010 года № 385-р которым, установлен сервитут на принадлежащий ему земельный участок по ул. <адрес>г.Сочи. В тексте вышеуказанного распоряжения не указана площадь земельного участка по ул. <адрес> г.Сочи, на которую устанавливается сервитут, а указана только общая площадь участка, а также не указан срок установления сервитута. Площадь участка, которая указана в соглашении определялась не Главой Администрации Краснодарского края, а истцом по делу в нарушение ст. 12 Закона от 05 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», ст.3 Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания г.Сочи от 18 апреля 2002 года № 61, согласно которым в г.Сочи невозможно пользоваться участком площадью менее 300 кв.м. при целевом назначении для индивидуального жилищного строительства. Оставшиеся 143 кв.м. земельного участка не позволят ему, собственнику, использовать указанный участок в соответствии с его целевым назначением: для индивидуального жилищного строительства.Каким образом и какими специалистами определялся ОАО «Кубаньэнерго» г.Сочи размер земельного участка 869 кв.м. неизвестно, так как никаких документов об этом в суд истец по первоначальному иску не представил. Действия ОАО «Кубаньэнерго» являются незаконными, нарушающими его права и интересы, как собственника правомерного земельного участка, так как определена такая площадь установления сервитута, которая не позволит ему владеть и пользоваться своим участком вообще. На основании ст.23ч 5 ЗКРФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. На основании ст.23 ч 7 ЗКРФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельная участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органомгосударственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В указанной статье имеется ввиду при уже установленном сервитуте, землевладелец имеет право требовать изъятия участка если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка. На основании ст.23 ч 8 ЗК РФ лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. На основании ст.276 ч. 2 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. 28 сентября 2010 года он получил ответ МИГ <данные изъяты> г.Сочи в котором указано о том, что если в соответствии с решением суда установление сервитута приведёт к невозможности использования земельного участка ( его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном ст.15 Федерального Закона от 01.12.2007г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В силу изложенного соглашение ОАО «Кубаньэнерго» является незаконным, так как в нем определено с нарушением закона существенное условие установления сервитута площадь участка- 869 кв.м. из общей площади- 1012кв.м., что, нарушает его права и законные интересы, а также предельную минимальную норму по г.Сочи- 300 кв.м. -для земельного участка с целевым назначением индивидуальное жилищное строительство. Оставшиеся 143 кв.м. земельного участка не позволят ему использовать его в соответствии с целевым назначением.
Представитель ОАО «Кубаньэнерго» встречный иск Терзяна Р.М. не признал.
Представитель «ГК Олимпстрой» просит удовлетворить искОАО «Кубаньэнерго», в удовлетворении встречного иска отказать, указывая на необоснованность доводов Терзяна Р.М. о невозможности использования земельного участка по его целевому назначению, поскольку сервитут установлен временно, на период строительства, реконструкции олимпийского объекта - «Кабельные и воздушные линии (110кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи», срок сдачи в эксплуатацию которого - май 2011 года.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признает искОАО «Кубаньэнерго» законным, обоснованным, подлежащим удовлетворению, в удовлетворении встречного иска отказывает по следующим основаниям.
Так, Федеральный закон от 01 декабря 2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
В соответствии с нормами ст. 14 Федерального закона от 01 декабря 2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовка документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов осуществляется ГК «Олимпстрой» и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с п.4. ст. 14 Федерального закона согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов должно быть осуществлено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и администрацией Краснодарского края.
Согласование размещения олимпийского объекта со смежными землепользователями не требуется.
Для размещения олимпийского объекта по заказу ГК «Олимпстрой» МУП г.Сочи <данные изъяты> разработана документация планировки территории, что подтверждается представленным в материалы дела ОАО «Кубаньэнерго» чертежом межевания территории (л.д.113).
Указанная документация согласована ГК «Олимпстрой», <данные изъяты> и утверждена Приказом Минрегионразвития РФ № 386 от 31 августа 2009 года.
В соответствии с утвержденной документацией оформлены земельные участки под фактическое размещение олимпийского объекта, а так же определен ряд земельных участков, попадающие в зону строительства олимпийского объекта.
На основании утвержденной документации Распоряжением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 03 июня 2010 года № 410-р в интересах ОАО "Кубаньэнерго" установлен сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес>
Вышеуказанный земельный участок площадью 1012 кв.метра принадлежит на праве собственности Теряну Р.М., что подтверждается выпиской из ЕГРП по состоянию на 15 февраля 2011 года(л.д.31).
Согласно статье 15.2 Федерального закона № 310-ФЗ до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в том числе в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).
Соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута.
Российская Федерация со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 127 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991 «ОАО «Кубаньэнерго» определен ответственным исполнителем строительства олимпийского объекта - «Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи» (проектные и изыскательские работы, строительство).
На основании распоряжения Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 03 июня 2010 года МУП города Сочи <данные изъяты> как исполнитель по Договору на оказание услуг и выполнении комплекса кадастровых работ по формированию земельных участков для установления сервитута на период строительства объекта «Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи» (проектные и изыскательские работы, строительство), составлению межевых планов, постановке на государственный кадастровый учет, подготовке и сопровождению соглашений об установлении сервитута подготовило и направило Терзяну Р.М. для подписания Соглашение об установлении сервитута.
Данное соглашение Терзяном Р.М. получено, что не отрицается его представителем.
В проекте Соглашения прописано, что сервитут устанавливается сроком на 364 дня - п.2.3 Соглашения, на часть земельного участка площадью 869 кв.метра в границах участка общей площадью 1012 кв.метра для строительства линейного сооружения (коммунальной, инженерной сети), входа на земельный участок, доставления на него необходимых материалов, осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта, проведения необходимых инженерных изысканий, осуществления рубки древесно-кустарниковой растительности, ведения земляных работ - п.п.1.1, 2.3, 4.2.7 Проекта Соглашения (л.д.6-8).
Каких-либо доказательств невозможности осуществления работ, перечисленных в проекте Соглашения об установлении сервитута, ответчиком Терзяном Р.М. суду не представлено.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца запроектированный олимпийский объект «Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи» (проектные и изыскательские работы, строительство) не относится к перечню объектов требующих установления санитарно-защитной зоны, поскольку не оказывает воздействия электрического поля, создаваемым воздушными линиями электропередачи (ВЛ).
Пункт 23 ст. 15.2 Федерального закона от 01 декабря 2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает право лицу, в интересах которых устанавливается сервитут, в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, указанным в части 6 настоящей статьи, проекта указанного соглашения, обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.
При установленных обстоятельствах суд считает иск ОАО «Кубаньэнерго» законным и обоснованным, при том, что оснований к удовлетворению встречного иска Терзяна Р.М. суд не усматривает.
Так, обосновывая иск и заявляя требования о признании соглашения об установлении сервитута незаконным Терзян Р.М. ссылается на то, что оставшаяся площадь земельного участка не соответствует минимальной площади земельного участка, которые может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, в оставшиеся 143 кв.метра не позволят ему, собственнику, использовать указанный участок в соответствии с его целевым назначением для индивидуального жилищного строительства.
Указанные Терзяном Р.М. доводы не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку сервитут установлен Распоряжением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 03 июня 2010 года № 410-р в интересах ОАО «Кубаньэнерго», которое Терзяном Р.М. не оспаривается, площадь сервитута определена в соответствии с документацией, утвержденной в установленном порядке.
Более того, сервитут установлен временно и срок его действия согласно соглашению 364 дня.
При том, что судом из пояснений представителей ОАО «Кубаньэнерго», «ГК Олимпстрой» установлено, что срок действия соглашения фактически истекает в мае 2011 года, когда объект - «Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи»- подлежит сдаче в эксплуатацию.
На основании изложенного, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не находит законных оснований, препятствующих Терзяну Р.М. заключить соглашение об установлении сервитута, поэтому требования ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении его к заключению данного соглашения в судебном порядке подлежат удовлетворению.
Согласно п. 24 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ решение суда о принудительном заключении соглашения об установлении сервитута подлежит немедленному исполнению.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд в соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ взыскивает с Терзяна Р.М. судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей, которые подтверждены документально (л.д.2).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ОАО «Кубаньэнерго» удовлетворить.
Обязать Терзяна Р.М. заключить с ОАО «Кубаньэнерго» Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес> кадастровый номер №
Взыскать с Терзяна Р.М. в пользу ОАО «Кубаньэнерго» в счет возмещения судебных расходов 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Терзяну Р.М. во встречном иске отказать.
Решение в части обязания подписания соглашения подлежит немедленному исполнению, в целом решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.