К делу №2-309/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 28 марта 2011 года
Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре Ягудиной С.О.,
с участием помощника прокурора Хостинского района города Сочи Бобырева Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ о признании бездействия органа местного самоуправления-администрации администрации города Сочи и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением, в котором просит признать бездействие администрации города Сочи в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по ул. Бытха от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 незаконным и возложить обязанность на администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение Управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия по ул. Бытха от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 в Хостинском районе города Сочи.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи была проведена поверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Хостинского района г. Сочи. В ходе проверки установлено, что по улице Бытха повреждено асфальтобетонное покрытие. Бездействием администрации города Сочи в части отсутствия контроля и непринятия мер по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия по ул. Бытха нарушают права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования-города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств. Указанные действия администрации города Сочи нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поэтому, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании пом. прокурора Хостинского района Сочи заявленные требования поддержал и просил удовлетворить иск, признать бездействие администрации города Сочи в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по ул.Бытха от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 в Хостинском районе г.Сочи незаконным и возложить обязанности на администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение Управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия по ул.Бытха в Хостинском районе в соответствии с актом от 1 декабря 2010 года, составленном ОГИБДД УВД по городу Сочи, срок устранения нарушений можно установить до 1 мая 2011 года.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Сочи просил суд отказать в удовлетворении иска, пояснив, что в настоящее время отсутствует финансирование указанных в иске работ по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия улицы Бытха, администрацией города Сочи принимались все меры к изысканию средств и начала производства работ,о чем он в суд предоставляет ряд документов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования- МУП города Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района города Сочи»также просил суд отказать в иске, пояснив,что работы по ремонту покрытия дороги будут произведены в ближайшее время при наличии средств для этого, производить в настоящее время ямочный ремонт дороги не имеет смысла.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: Управления автомобильных дорог администрации города Сочи, в суд по вызову повесткой не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания повесткой, не просил не рассматривать дело в его отсутствие. Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей данных третьих лиц.
Суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Хостинского района города Сочи подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.8 ст.6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Основным вещим правом является право собственности.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 «Устава города Сочи Краснодарского грая», принятого решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004 №185 к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 26.04.2007 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)»с изменениями, внесенными решением Городского Собрания Сочи от 20.06.2007г.№94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе и улица Краево-Греческая, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектом муниципальной собственности города Сочи и входит в состав имущества казны г.Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов города Сочи.
Согласно п.1.2 «Положения о реализации вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи и финансировании расходов бюджета города Сочи на благоустройство», утвержденное Постановлением Главы города Сочи от 09.04.2009 № 128 к вопросам местного значения городского округа в области благоустройства относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город-курорт Сочи осуществляется за счет средств бюджета города Сочи (п. 1.3 Положения).
К сооружениям внешнего благоустройства в границах городского округа относятся городские автомобильные дороги общего пользования, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, дорожные ограждающие устройства; дорожные знаки, направляющие дорожные ограждения и т.д.
В целях реализации вопросов местного значения городского округа в области благоустройства предусматривается два вида работ по благоустройству: содержание и ремонт (текущий, капитальный) объектов благоустройства.
Примерный перечень работ по благоустройству определен Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года №160 (п. 1.6).
Согласно п.2.1 Положения планирования расходов бюджета города Сочи на благоустройство на очередной финансовый год и плановый период осуществляется на основании проектов муниципальных зданий на предоставление муниципальных услуг в области благоустройства физическим и (или) юридическим лицам, разработанных главными распорядителями средств бюджета города Сочи в соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 28 октября 2009 года №1136 «Об утверждении положения о порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания на предоставление муниципальных услуг» и представленных в финансовое управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.
Не позднее сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, главными распорядителями средств бюджета города Сочи утверждаются муниципальные задания в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными Решением Городского Собрания Сочи о бюджете города Сочи.
В течении 10 дней со дня получения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, на основании утвержденных муниципальных заданий, главные распорядители средств бюджета города Сочи формируют: Перечень работ по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства на очередной финансовый год; Перечень объектов благоустройства, подлежащих капитальному ремонту в очередном финансовом году (п. 3.1)
Сформированные Перечни утверждаются руководителем главного распорядителя средств бюджета города Сочи и представляются в финансовое управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи (п. 3.2).
Утвержденные Перечни являются основанием для организации и проведения конкурсов по выбору юридических и физических лиц на выполнение работ и оказание услуг в области благоустройства.
Формирование и размещение муниципального заказа на выполнение работ, оказание услуг в области благоустройства производится в соответствии с утвержденными муниципальными заданиями и Перечнями, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Сочи на очередной финансовый год, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (п. 4.2).
Финансирование расходов бюджета города Сочи на благоустройство осуществляются в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств главных распорядителей и получателей средств бюджета города Сочи,утвержденного финансовым управлением департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, при представлении главными распорядителями, получателями средств бюджета города Сочи платежных поручений, документов подтверждающих возникновение денежных обязательств и подтверждающих основание для заключения муниципального контракта (п. 5.1).
Контроль соответствия объема, стоимости, качества работ по проектам, сметным расчетам, контроль сроков выполнения работ, услуг подрядными организациями проводят организации, осуществляющие технический надзор, с которыми заключены договоры по итогам конкурсных процедур, а также муниципальные учреждения, на которые возложены функции ведения технического надзора за выполнением работ в области благоустройства (п.5.3).
Согласно «Положению об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи», утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008г. №278 управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным)органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.
Управление в своей деятельности подконтрольно Главе города Сочи. Управление обладает правами юридического лица. Управление осуществляет полномочия распорядителя средств бюджета города Сочи. Управление выполняет функции муниципального заказчика по закупкам товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в области дорожного хозяйства города Сочи, финансируемым за счет бюджетов всех уровней, определяет с учетом рекомендаций Городского Собрания Сочи объекты строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог местного значения, осуществляет их финансирование; функции распорядителя и получателя бюджетных средств в области дорожного хозяйства в порядке, формирует муниципальные задания в части, касающейся своей деятельности, обеспечивает разработку и реализацию программ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, связанных с ними сооружений и объектов дорожной инфраструктуры.
Согласно акта проверки улицы Бытха в Хостинском районе города Сочи от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 от 1 декабря 2010 года установлено, что автодорога по данной улице имеет повреждения асфальтобетонного покрытия -имеются ямочность, просадки, выбоины, наплывы, иные повреждения, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,по всей протяженности улицы Бытха от СТО до СОШ.
Тем самым, судом установлено, что ремонт указанной дороги в нарушение требований законодательства и нормативно-правовых актов отраслевыми органами администрации города Сочи не осуществляется.
Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации города Сочи в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению повреждений асфальтобетонного покрытия проезжей части на улице Бытха от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 в городе Сочи, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования-города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использование транспортных средств.
Указанное бездействие вышеназванных лиц нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ дало право истцу-прокурору района обосновано обратиться в суд с данными исковыми требованиями, которые тем самым подлежат полному удовлетворению судом.
Суд не может принять доводы представителя ответчика и представителя третьего лица, участвующих в судебном заседании, о том, что администрацией города Сочи были приняты все возможные меры к ремонту покрытия данной дороги, так как составленный 1 декабря 2010 года акт свидетельствует об обратном, реальных мер по ремонту покрытия дороги не предпринималось и не предпринимается.
В иске прокурор просил установить срок для устранения нарушения и выполнения ремонтных работ до 1 апреля 2011 года, однако суд полагает возможным установить данный срок до 1 мая 2011 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ о признании бездействия органа местного самоуправления-администрации администрации города Сочи и понуждении к совершению действий.
Признать бездействие администрации города Сочи в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по ул.Бытха в Хостинском районе г.Сочи от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 незаконным и не обоснованным.
Обязать администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение Управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтобетонного покрытия по ул.Бытха в Хостинском районе г.Сочи от СТО «Кубань-Лада»до СОШ №9 в соответствии с актом от 1 декабря 2010 года, составленным ОГИБДД УВД по городу Сочи, в срок до 1 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Судья: В.Л.Сидоров.
На момент публикации не вступило в законную силу