К делу №2-631/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года Хостинский районный суд г. Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего Н.А. Волковой
при секретаре Н.А. Феськовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Сочи к Телепняк М.И. о сносе самовольного строения
У С Т А Н О В И Л :
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Телепняк М.И., в котором просит обязать Телепняк М.И. освободить самовольно занимаемый земельный участокпутем сноса объекта самовольного строительства -гаража, установленногона железобетонном фундаменте, возведенного в Хостинском районегорода Сочи между ул. <адрес> и <адрес> на земельномучастке с кадастровым номером № площадью 360 кв.метра и привести указанный земельный участок в первоначальное состояние.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 августа 2010 года специалистом муниципального учреждения «Земельная инспекция города Сочи» проведено обследование земельного участка, в результате чего установлено, что Телепняк М.И. на земельном участке с кадастровым номером № площадью 360 кв.метра, принадлежащем муниципальному образованию город-курорт Сочи, предназначенном для благоустройства без права застройки между ул. <адрес> и <адрес> на железобетонном фундаменте расположил металлический гараж размером 3,4 х 5,5 метра, участок не огорожен. По данному факту нарушения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации составлен акт обследования земельного участка от 19 августа 2010 года. Согласно п.1 ст. 222 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации самовольной постройкойявляется жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимоеимущество, созданное наземельном участке, не отведенном для этих целейв порядке, установленном законом и инымиправовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых размещении или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Статьей 21 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» установлено, что изменения архитектурного облика осуществляются в соответствии с действующим законодательством и требуют разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствиепроектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а такжеих капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство, согласно статье 2 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ«Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику(застройщику) органами местного самоуправления городских округов,городских и сельских поселений... в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. Полномочияорганов местного самоуправления по выдаче разрешений на строительство,разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства определены статьей 8 Гр К РФ. В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Ответственность гражданина, осуществившего строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольную постройку) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», лицо, виновное в строительстве или изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Телепняк М.И. в судебное заседание, не возражая против удовлетворения иска, пояснил, что требование администрации им исполнено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признает иск законным, обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии с требованиями ст.ст.51 и 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года №698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года №120.
Кроме этого, согласно п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с требованиями ст.25 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос/полную разборку/самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Тем самым, лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Телепняк М.И. пользовался объемным элементом на железобетонном фундаменте в Хостинском районегорода Сочи между ул. <адрес> и <адрес> и использует его в качестве гаража, занимаяземельныйучасток с кадастровым номером № площадью 360 кв.метра под данным строением без оформления каких-либо прав на земельный участок.
В соответствии с Федеральным Законом от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ1 олимпийских зимних игр и Х1 паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города-курорта Сочи к единому архитектурному облику, администрацией Хостинского района города Сочи было проведено обследование земельного участка в Хостинском районегорода Сочи между ул. <адрес> и <адрес> с кадастровым номером № площадью 360 кв.метра, в результате которого было установлено, что Телепняк М.И. занимает, не имея на то законных оснований, земельный участок путем размещения на нем сооружения в виде объемного элемента на железобетонном фундаменте, используемого им в качестве гаража.
В деле имеются документы о том, что данный гараж был установлен Телепняк М.И.. на основании постановления Администрации Хостинского района г.Сочи от 05 апреля 1994 года, которым было разрешена установка временного гаража на срок пять лет.
Таким образом, срок действия разрешения на установку гаража в настоящее время истек, впоследствии не продлевался, на обращение Телепняк М.И. в администрацию города Сочи по предоставлению земельного участка получен отказ в этом.
Согласно п.26 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского собрания Сочи от 29 июля 2010 года №92 к компетенции органов местного самоуправления относится утверждение генеральных планов города Сочи, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Сочи документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Сочи, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в пределах границ города Сочи для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использование земель города Сочи.
В соответствии со ст.11 Земельного Кодекса РФ разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст.72 Земельного Кодекса РФ контроль за использование земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
В соответствии с требованиями ст.60 Земельного Кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.п.2 и 3 ст.76 Земельного Кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.
Удовлетворяя иск, суд в силу положений ст.101, ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивает с Телепняк М.И. государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск администрации города Сочи удовлетворить.
Обязать Телепняк М.И. освободить земельный участок в Хостинском районегорода Сочи между ул. <адрес> и <адрес> с кадастровым номером № площадью 360 кв.метра путем демонтажа сооружения в виде объемного элемента на железобетонном фундаменте, используемого им в качестве гаража, и привести земельный участок после демонтажа в пригодное для использования состояние.
Взыскать с Телепняк М.И. в доход государства судебные издержки в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.