Дело № 2-754/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011 года Хостинский районный суд гор.Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующей судьи Маслаковой О.В.
при секретаре Довлатяне Б.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании помещении Хостинского районного суда гор.Сочи гражданское дело по заявлению прокурора Хостинского района города Сочи в интересах Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В.,Гордеевой Е.Ю.,Г. и Го. об оспаривании бездействия администрации гор.Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи,
У с т а н о в и л :
Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд с иском в интересах Аверкина А.С., Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В., Гордеевой Е.Ю., Г. и Го. к администрации города Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи о признании незаконным бездействия администрации города Сочи и администрации Хостинского района города Сочи и обязании осуществить оформление списков граждан,имеющих право на внеочередное получение жилья и включении в них Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкину Н.В.,Гордееву Е.Ю.,Г. и Го.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что
дом № по <адрес> в гор.Сочи,где проживали гр-не Аверкин А.С.,Аверкин С.С.,Аверкина Н.В.,Гордеева Е.Ю.,Г. и Го.,12.04.2009 года сгорел.Распоряжением главы администрации Хостинского района гор.Сочи от 21.09.2009 года № утверждено заключение межведомственной комиссии от 28.08.2009 года № о признании этого дома аварийным и подлежащим сносу.Вместе с тем,до настоящего времени органом местного самоуправления не принято должных мер по включению граждан Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкину Н.В.,Гордееву Е.Ю.,Г.. и Го. в списки граждан,имеющих право на внеочередное получение жилья,вопрос о выделении этим гражданам благоустроенного жилья не рассматривался,хотя указанные граждане лишены постоянного места жительства и временно проживают в санатории «К.».
В судебном заседании прокурор Даштамирова М.А. иск поддержала в полном объеме.
Аверкин А.С. в своих интересах и в интересах граждан Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В.,Гордеевой Е.Ю.,Г. и Го.. иск прокурора также поддержал полностью, ссылаясь на то, что он они неоднократно обращались по вопросу включения их в списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий,но каждый раз им рекомендовали обратиться по вопросу перерегистрации в общей очереди,в которой они состоянии с 1989 года.В очередной раз они обратились в администрацию Хостинского района гор.Сочи 10 марта 2011 года с просьбой разъяснить какие именно документы им необходимо предоставить для рассмотрения их вопроса о включении в списки льготников,но ответа пока не получили. Они еще пока не предоставляли в администрацию никаких документов для рассмотрения их вопроса,так как не знают,какие именно документы нужны.
Представитель администрации гор.Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи Шахмеликян А.Р. против требований прокурора возражала,ссылаясь на то,что администрация города Сочи и администрация Хостинского района гор.Сочи не бездействует, так как Аверкин А.С., Аверкин С.С.,Аверкина Н.В., Гордеева Е.Ю., Г. и Го.. в администрацию с заявлением по вопросу включения их в списки на внеочередное предоставление жилья не обращались.Вопросами учета граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке занимается в настоящее время Управление жилищного хозяйства администрации <адрес>,куда истцам и следовало обратиться с надлежаще оформленным заявлением и документами,подтверждающими нуждаемость в жилье.
Суд, заслушав прокурора, представителя администрации города Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи, проверив материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФк решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:нарушены права и свободы гражданина;созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от 238.09.2009 года №, утвержденным распоряжением главы администрации Хостинского района гор.Сочи от 24.09.2009 года №, многоквартирный дом № по <адрес> в Хостинском районе гор.Сочи является аварийным и подлежащим сносу.
Судом установлено, что в квартире № дома № по <адрес> проживали граждане Аверкин А.С., Аверкин С.С., Аверкина Н.В., Гордеева Е.Ю., Г. и Го., которые с 1989 года состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди, а также по очереди «многодетная семья»,однако, перерегистрацию в очереди не проходили.
В настоящее время истцы проживают в санатории « К.», где им предоставлено временное жилье.
28.10.2010 года Аверкин А.С. от имени истцов обратился в МУП гор.Сочи «Квартирно-правовая служба города» с просьбой назначить дату и время для предоставления пакета документов, необходимых для включения в списки на внеочередное обеспечение жильем.
Аналогичное заявление было направлено Аверкиным А.С. в администрацию Хостинского района гор.Сочи 10 марта 2011 года.
Из предоставленных истцам ответов администрации города Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи от 09.12.2010 года, от 20.12.2010 года и 03.03.2011 года усматривается формальный подход к разъяснению заявителю порядка обращения по вопросу постановки на учет в улучшении жилищных условий и внеочередное обеспечение жильем. Во всех письмах констатируется факт пожара в жилом доме № по <адрес> в гор.Сочи и признание указанного дома аварийным и подлежащем сносу. Однако, порядок предоставления жилых помещений гражданам, отселяемым из указанного жилого дома, орган, куда заявителю необходимо обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и какие именно для этого необходимы документы, заявителю не разъясняются, несмотря на его просьбы назначить дату и время приема.
Так,из ответа администрации Хостинского района гор.Сочи от 09.12.2010 года Аверкину А.С. рекомендовано обратиться в Хостинский отдел МУП «Квартирно-правовая служба города».Департамент имущественных отношений администрации города Сочи 20.12.2010 года направляет Аверкина А.С. в администрацию Хостинского района гор.Сочи,а глава администрации Хостинского района гор.Сочи в марте 2011 года - в департамент городского хозяйства администрации города Сочи.При этом,представитель администрации гор.Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи в судебном заседании пояснила,что учетом лиц,нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья занимается Управление жилищного хозяйства администрации города Сочи.
Зам.главы администрации Хостинского района гор.Сочи и директор департамента имущественных отношений администрации города Сочи рекомендуют Аверкину А.С. пройти перерегистрацию очередности как нуждающихся в улучшении жилищных условий, а глава администрации Хостинского района гор.Сочи - обратится по вопросу признании их семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, во всех заявлениях Аверкин А.С. указывает, что Аверкины состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий с 1989 года и первично по вопросу постановки на учет обратилась лишь Гордееева Е.Ю. с <данные изъяты> Г. и Го.
В силу ст.10 ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том,что бездействие администрации города Сочи и администрации Хостинского района города Сочи по рассмотрению заявлений Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В.,Гордеевой Е.Ю.,Г. и Го. нашло свое полное подтверждение в суде.
Вместе с тем, суд не находит оснований к обязанию администрации города Сочи и администрации Хостинского района города Сочи к осуществлению оформления списков граждан,имеющих право на внеочередное получение жилья и включении в них Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкину Н.В.,Гордееву Е.Ю.,Г. и Го. по следующим основаниям.
Так, Жилищный кодекс РФ для данной категории граждан предусматривает возможность получить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при этом право граждан на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем других очередников, в том числе предоставления жилья очередникам равной категории.
Однако, что бы получить такое жилье по договору социального найма необходимо соблюдение двух условий: относится к категории граждан, имеющих право на получение жилья и быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данные условия прямо закреплены в ст. 52 ЖК РФ, в которой говорится о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для получения жилого помещения во внеочередном порядке согласно п. 1 ч. 2 ст.57 ЖК РФ необходимо быть приятным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, независимо от времени нахождения на таком учете. Это условие прямо вытекает из названия ст. 57 ЖК РФ. Категории граждан, которым предоставлено право на получение жилья, закреплены в ст. 49 ЖК РФ, к которым в частности относятся:
малоимущие граждане, которые должны быть признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
При этом ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не делает исключений и для предусмотренных ст. 57 ЖК РФ случаев предоставления жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Законодательным Собранием Краснодарского края 24 декабря 2008 года принят Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в целях установления порядка ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учета граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, а также учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий, указанных в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", в целях предоставления им мер социальной поддержки (финансовой поддержки государства) по обеспечению жильем.
При этом часть 2 ст. 1 указанного Закона распространяет свое действие и на граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, Аверкин С.С. состоит на учете в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях по Хостинскому району города Сочи с июля 1989 года, учетный номер в списке общей очереди №. Гордеева Е.Ю. и <данные изъяты> - Г. и Го. - на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи не состоят.
Кроме того, как установлено в судебном заседании после постановки на жилищный учет в 1989 году семья Аверкиных ни разу не проходила перерегистрацию, тогда как согласно ст. 12 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ каждый гражданин, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязан не реже одного раза в пять лет проходить перерегистрацию какого-либо типа. В течение пяти лет допускается неоднократная перерегистрация гражданина в рамках одного или различных типов перерегистрации, но не чаще одного раза в год.
Решение о проведении перерегистрации принимается главой местной администрации (главой муниципального образования). Решение о проведении перерегистрации, за исключением решения о проведении перерегистрации выборочного типа, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
Решением главы местной администрации (главы муниципального образования) о проведении перерегистрации определяются тип, даты начала и окончания проводимой перерегистрации.
Перерегистрация проводится на основании представленных гражданином обновленных учетных документов, перечень которых указан в п. 4 данной статьи.
Жилищные вопросы граждан, не прошедших перерегистрацию, рассмотрению не подлежат.
В случае представления гражданином, не прошедшим перерегистрацию, всех указанных в частях 4-6 настоящей статьи учетных документов, подтверждающих право находиться на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по соответствующей категории на протяжении всего периода с даты предыдущего представления учетных документов, его жилищные вопросы рассматриваются в общем порядке исходя из первоначальных даты и времени учета.
Истцы Аверкин А.С., Аверкин С.С., Аверкина Н.В., Гордеева Е.Ю., Г. и Го. документы, необходимые для перерегистрации и постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальные органы не предоставили, перегистрацию не прошли, Гордеевы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке не обращались, в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не включены.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,254-258 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление прокурора Хостинского района гор.Сочи в интересах Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В.,Гордеевой Е.Ю.,Г. и Го. об оспавривании бездействия администрации гор.Сочи и администрации Хостинского района гор.Сочи удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Сочи и админ6истрации Хостинского района гор.Сочи по рассмотрению заявления Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В.,Гордеевой Е.Ю.,Г. и Го. о включении в списки граждан,имеющих право на внеочередное получение жилья.
Обязать администрацию города Сочи и администрацию Хостинского района города Сочи в месячный срок рассмотреть заявление граждан Аверкина А.С.,Аверкина С.С.,Аверкиной Н.В., Гордеевой Е.Ю.,Г. и Го. о включении их в списки на внеочередное получение жилья по предоставлении ими заявления с приложением документов, предусмотренных жилищным законодательством РФ и Законом Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и о принятом решении сообщить заинтересованным лицам.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней.
Судья О.В.Маслакова
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.