Дело № 2-783/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации26 апреля 2011 года город Сочи
Судья Хостинского районного суда города Сочи
Краснодарского края Леошик Г.Д.,
с участием помощника прокурора Хостинского района г.Сочи Даштамировой М.А.
при секретаре Шацкой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Хостинского района города Сочи к администрации города Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи. Обязать администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтного покрытия по ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи в соответствии с актом от 4 марта 2011 года отделения №4 (по обслуживанию Хостинского района г. Сочи) ОГИБДД УВД по городу Сочи в срок до 1 июля 2011 года.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и автомобильных дорогах на территории Хостинского района города Сочи. В ходе проверки установлено, что согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 4 марта 2011 года, составленного сотрудниками ОГИБДД УВД по городу Сочи, на ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи повреждено асфальтобетонное покрытие проезжей части - имеются ямочность, просадки, выбоины, наплывы, иные повреждения, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст.ст. 209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжением своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 8.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д. Статьей 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 7 Устава города Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.2004 года № 185, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации города Сочи (ст. 46 Устава города Сочи). В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 года № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 года № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул. Дарвина, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включена в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи, в составе имущества казны города Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов города Сочи. Согласно Положения об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008 года № 278, управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющий в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.
Таким образом, бездействие администрации города Сочи, в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части на ул. Дарвина города Сочи, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств. Указанное бездействие вышеназванных лиц нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
Представитель Администрации города Сочи по доверенности Магдиев Д.А. возражал против удовлетворения иска, мотивируя тем, что администрацией города Сочи осуществляется надлежащий контроль в силу своих полномочий за деятельностью Управления автомобильных дорог администрации города Сочи. В соответствии с выделенными средствами на ремонт автомобильной дороги по улице Дарвина Хостинского района города Сочи, часть ее отремонтирована. Ремонт оставшейся части дороги запланирован на 2013 год. При этом администрацией должным образом исполняются возложенные на нее действующим законодательством обязанности в пределах установленных полномочий.
Представитель Управления автомобильных дорог администрации города Сочи и представитель МУП города Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района города Сочи» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела надлежаще извещены, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
К такому выводу суд пришел по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как видно из материалов дела 4 марта 2011 года должностными лицами отделения №4 (по обслуживанию Хостинского района г. Сочи) ОГИБДД УВД по городу Сочи составлен акт, согласно которому на ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи повреждено асфальтобетонное покрытие проезжей части - имеются ямочность, просадки, выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (л.д. 5).
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 8.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д. Статьей 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 7 Устава города Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.2004 года № 185, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации города Сочи (ст. 46 Устава г. Сочи).
В соответствии со ст.ст. 209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжением своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 года № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 года № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе ул. Дарвина, расположенная в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включена в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи в составе имущества казны города Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов города Сочи.
Согласно Положения об Управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 18.11.2008 года № 278, Управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющий в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта.
С учетом установленных обстоятельств и вышеперечисленных требований закона суд считает установленным наличие бездействия администрации города Сочи в части непринятия мер по контролю за подконтрольными ей отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части на ул. Дарвина города Сочи, которое нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств. И возлагает на администрацию города Сочи обязанность поручить и проконтролировать выполнение Управлением автомобильных дорог администрации города Сочи обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтного покрытия по ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи.
Принимая данное решение, суд учитывает, что в силу ст. 56 ГК РФ каждая сторона в гражданском процессе должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика относительно принятия мер по контролю выполнения Управлением автомобильных дорог администрации города Сочи обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтного покрытия по ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи.
В связи с изложенным суд считает требования прокурора основанными на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Хостинского района города Сочи - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Сочи в части не осуществления надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в осуществлении возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению повреждения асфальтобетонного покрытия по ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи.
Обязать администрацию города Сочи поручить и проконтролировать выполнение Управлением автомобильных дорог администрации города Сочи возложенных на него функциональных обязанностей по принятию и осуществлению мер по устранению повреждений асфальтного покрытия по ул. Дарвина в Хостинском районе города Сочи в соответствии с актом от 4 марта 2011 года отделения №4 (по обслуживанию Хостинского района г. Сочи) ОГИБДД УВД по городу Сочи в срок до 1 июля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд города Сочи в течение 10 дней и отпечатано в совещательной комнате.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: Г.Д. ЛЕОШИК
На момент публикации не вступило в законную силу