Решение по заявлению Галустьяна Ю.С. об оспаривании действия государственного органа.



К делу № 2-765/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года гор. Сочи

Судья Хостинского районного суда гор.Сочи Краснодарского края Язвенко В.М.

при секретаре Арефьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галустьяна Ю.С. об оспаривании действия государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Галустьян Ю.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа, указывая, что он является собственником земельного участка площадью 946 кв. метров, предназначенного для индивидуального жилищного строительства и находящегося по адресу: гор. Сочи, Центральный район, <адрес>. Право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от 02 марта 2010 года. На указанном земельном участке заявителем осуществлено строительство жилого дома литер А, А1, А2 общей площадью 1312,6 кв. метров, право собственности на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке. Так как крыша на вышеуказанный объект капитального строительства не накрывалась, а была построена эксплуатируемая кровля, предусматривающая последующее строительство верхних этажей с увеличением общей площади дома, кроме того, нижний технический этаж был переоборудован в цокольный. После того как строительство жилого дома полностью было завершено филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, Сочинское отделение была проведена техническая инвентаризация, по результатам которой был выдан технический и кадастровый паспорта по состоянию на 30 сентября 2010 года. При переоборудовании технического этажа в цокольный и строительстве верхних этажей мансардного этажа не были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности жилого дома и не было превышение предельных параметров разрешенного строительства, что видно из технического паспорта и кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства. Для проведения правовой регистрации жилого дома он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представив технический и кадастровый паспорта на жилой дом, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок и свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, что подтверждается распиской. Однако, уведомлением от 02 марта 2011 года государственная регистрация права была приостановлена, и ему рекомендовано предоставить документ, подтверждающий факт соответствующих изменений, ранее внесенных в ЕГРП, то есть разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Полагая, что данная приостановка в государственной регистрации права собственности на жилой дом является незаконной, нарушающей его права и охраняемые законом интересы, обратился в суд с заявлением в котором просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 946 кв. метров, находящегося по адресу: Краснодарский край, гор. Сочи, Центральный район, <адрес> - в соответствии с кадастровым паспортом филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, от 30 сентября 2010 года.

В судебном заседании заявитель Галустьян Ю.С. на заявлении настаивал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в заявлении, и пояснил, что он является собственником земельного участка площадью 946 кв. метров, расположенного по адресу: гор. Сочи, <адрес> На указанном земельном участке им был построен трехэтажный жилой дом с техническим этажом, право собственности, на который зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспаривается. В настоящее время он возвел еще два жилых этажа и мансардный этаж, а технический этаж был переоборудован в цокольный. Указанные работы были проведены за его счет, а также в соответствии со строительными, противопожарными и иными нормами и правилами, что подтверждается заключением эксперта. Для внесения изменения в ЕГРП в сведения об общей площади указанного жилого дома он обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК с соответствующим заявлением, представив документ, подтверждающий факт соответствующих изменений, а именно кадастровый паспорт, однако государственная регистрация права собственности была незаконно приостановлена. Галустьян Ю.С. просит суд устранить допущенные нарушения его прав и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК зарегистрировать право собственности на данный жилой дом.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения заявителя, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Суд, заслушав заявителя, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Галустьян Ю.С. является собственником следующего недвижимого имущества:

Земельного участка площадью 946 кв. метров с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, гор. Сочи, Центральный район, <адрес>

Жилого дома общей площадью 1312,6 кв. метров, литер А, А1, А2, этажностью 3 этажа +эксплуатируемая кровля +технический, расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за заявителем в установленном законом порядке.

Как указывает заявитель и видно из технического паспорта жилого <адрес> в гор. Сочи, составленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю Сочинское отделение по состоянию на 30 сентября 2010 года заявителем выполнена надстройка верхних этажей над объектом капитального строительства, принадлежащего ему на праве собственности.

Кадастровый паспорт указанного объекта капитального строительства от 30 сентября 2010 года был представлен Галустьяном Ю.С. вместе с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается распиской от 01 марта 2011 года.

Уведомлением от 02 марта 2011 года государственная регистрация изменений приостановлена, для возобновления государственной регистрации от заявителя истребован документ, подтверждающий факт изменений соответствующих сведений, ранее внесенных в ЕГРП.

Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом в ст. 249 ГПК РФ содержится правило, в соответствии с которым обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.17 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Согласно ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Таким образом, суд находит законными и обоснованными доводы Галустьян Ю.С. о том, что кадастровый паспорт жилого <адрес> в гор. Сочи, составленный филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю Сочинское отделение по состоянию на 30 сентября 2010 года является документом, подтверждающим создание объекта капитального строительства путем надстройки верхних этажей над существующим жилым домом.

При этом законными и обоснованными являются доводы Галустьяна Ю.С. о том, что не требуется получение разрешения на строительство или реконструкцию при изменении объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома и не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом.

Учитывая, что Галустьяном Ю.С. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю были представлены все документы, указанные в ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и необходимые для государственной регистрации права, а истребование у заявителя дополнительных документов недопустимо, приостановление государственной регистрации права на вышеуказанный объект капитального строительства, суд находит незаконным.

При этом заявителем представлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность его требований по существу.

Так, в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, на котором расположен спорный жилой дом, а потому ссылка заявителя на ст.ст. 209, 263 ГК РФ является законной.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно заключению эксперта жилой дом по <адрес> соответствует строительным нормам и правилам и не создает препятствий в пользовании рядом расположенными земельными участками и строениями.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на которое законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения и его законности, доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения суду не предоставило, доказательства, представленные заявителем не оспаривало, а потому суд удовлетворяет требования Галустьяна Ю.С. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление Галустьяна Ю.С. и признать его законным и обоснованным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № площадью 946 кв. метров, находящегося по адресу: Краснодарский край, гор. Сочи, Центральный район, <адрес> - в соответствии с кадастровым паспортом филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, от 30 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский райсуд в течение 10 дней.

Судья В.М. Язвенко

На момент публикации решение вступило в законную силу