Решение по иску администрации г. Сочи к Дуркач П.И. о сносе самовольной постройки и освобождении земельного участка и встречному иску Дуркач П.И. к администрации г. Сочи о признании права.



К делу № 2-399/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года Хостинский районный суд г. Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующего Н.А. Волковой

при секретаре Н.А. Феськовой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Сочи к Дуркач П.И. о сносе самовольной постройки и освобождении земельного участка и встречному иску Дуркач П.И. к Администрации города Сочи о признании права

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Сочи обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Дуркач П.И. освободить самовольно занимаемый земельный участок путем сноса самовольной постройки, возведенной в районе воинской части по <адрес> Хостинского района города Сочи, и привести земельный участок в пригодное для использования состояние

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 года №310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рамках реализации мероприятий по приведению улиц города к единому архитектурному облику администрацией Хостинского района города Сочи проведено обследование по адресу: город Сочи, Хостинский район, <адрес> в районе воинской части, в результате которого было установлено, что Дуркач П.И. самовольно занимает, не имея на то законных оснований, земельный участок путем размещения на указанном земельном участке капитального гаража. Согласно ч.1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей … Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района города Сочи указанное строение является капитальной постройкой в соответствии ст. 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации, т.к. прочно связано с землей и его перемещение не возможно без несоразмерного ущерба его назначению. Согласно п. 26 ст. 8 Устава муниципального образования Город-курорт Сочи принятого решением Городского собрания Сочи от 29 июля 2010 г. N 92 к компетенции органов местного самоуправления относится утверждение генеральных планов города Сочи, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Сочи документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Сочи, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Сочи, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Сочи, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах города Сочи для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Сочи.В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Согласно п. 2 и 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Администрацией Хостинского района Дуркач П.И. направлены письма от 09 ноября 2010 года и от 25 ноября 2010 года с предложением в добровольном порядке демонтировать объект и привести земельный участок в надлежащее санитарное состояние, однако данное предложение Дуркач П.И. проигнорировано.

Дуркач П.И., не признавая иск администрации города Сочи, предъявил встречный иск, в котором просит признать за ним право собственности на гараж по <адрес> Хостинского района г.Сочи.

Встречный иск мотивирован тем, что он, <данные изъяты>, пользуется боксом размером 4*5 м, который построен из кирпича в 1990 году. Гараж находится по <адрес> вблизи хозяйственной зоны ОАО «Автотехник». В 50 метрах от гаража находятся гаражные кооперативы, в непосредственной близости жилые постройки, тем более многоэтажные жилые дома отсутствуют. Одна стена его гаража лежит на подпорной стенке между верхней и нижней частями территории воинской части. В 1992 году он обращался с заявлением к главе Администрации Хостинского района по поводу оформления документов на строение. По указанию главы администрации на место выезжала группа геодезистов, которые произвели съемку и нанесли точку застройки на генплан района. За выполненную работу им была произведена оплата в кассу администрации. Затем ему объяснили, что Администрация Хостинского района не уполномочена узаконить постройку, так как эта земля в тот момент находилась в границах Адлерского района. Его убедили, что построенный им гараж никому не мешает. Пользуются он им более 20 лет. Строение отвечает всем требованиям СНИПов, не ущемляет интересов других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан. В январе 2011 года он снова обратился в Администрацию Хостинского района с заявлением об оформлении гаража в собственность. В ответе администрации указано, что оформление принадлежащего ему бокса в собственность не входит в компетенцию Администрации Хостинского района и рекомендовано обратиться в суд. Статьей 234 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Представитель Администрации Хостинского района г.Сочи иск администрации города Сочи поддержал, в удовлетворении встречного иска просит отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, иск администрации города Сочи признает законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению, в удовлетворении встречного иска отказывает по следующим основаниям.

Так, судом установлено, что капитальное строение, возведенное Дуркач П.И. как гараж, в районе <адрес> Хостинского района города Сочи является самовольной постройкой и сохранение данного строения невозможно..

Данный вывод суда основан на следующем.

В силу ч.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей …

Судом бесспорно установлено, что спорное строение возведено Дуркач П.И. на земельном участке, не отведенном для этих целей.

В соответствии с ч.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В силу указанного положения закона оснований признавать за Дуркач П.И. право собственности на спорное строение, которое возведено на земельном участке, ему не принадлежащем, не имеется.

Не являются основанием к удовлетворению встречного иска ссылки Дуркач П.И. на положения ст.234 Гражданского кодекса РФ о приобретении права на строение в силу приобретательной давности, поскольку данная норма права на самовольные постройки не распространяется.

И поскольку судом не установлено правовых оснований к удовлетворению встречного иска Дуркач П.И., иск Администрации города Сочи подлежит удовлетворению.

Из заключения отдела архитектуры и градостроительства администрации Хостинского района гор. Сочи № 138 следует, что возведенное Дуркач П.И. строение является капитальной постройкой, т.к. прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению не возможно (л.д.7-9).

В силу ч.2 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Как установлено в судебном заседании земельный участок под самовольной постройкой, занимаемой Дуркач П.И. в установленном законом порядке не предоставлялся и решение о его предоставлении на основании заявлений Дуркач П.И. не приято (л.д.29, 41-44).

Согласно пояснений представителя администрации города Сочи земельный участок по адресу: г. Сочи, Хостинский район, <адрес> <адрес>, расположенный под спорным строением, на кадастровом учете не состоит, в собственности у физических и юридических лиц не значится.

Таким образом, указанный земельный участок в силу положений Федерального закона № 244-ФЗ от 03.12.2008 года относится к муниципальной собственности.

Дуркач П.И. администрацией Хостинского района города Сочи дважды 09 ноября 2010 года и 25 ноября 2010 года (л.д.10-11) направлены уведомления о необходимости за счет собственных финансовых средств демонтировать самовольную постройку - гараж, и освободить занимаемый земельный участок, в срок до 15 декабря 2010 года, которые ответчиком проигнорированы.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 26 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 25.05.1994 г. № 160, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

К самовольному занятию относится пользование земельным участком:

- до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;

- до заключения договора купли - продажи или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;

- до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;

- до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

- в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей, до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде или арбитражном суде.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, представляющего собой вступление в фактическое владение участком при отсутствии юридического основания такого владения.

Согласно ч. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Дуркач П.И. в отсутствие соответствующего решения органа местного самоуправления на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке и являющегося муниципальной собственностью, возвел самовольную постройку, используемую как гараж.

Постановлением Главы города Сочи от 24.06.2003 N 352 "О строительстве многоярусных автомобильных стоянок в г. Сочи" строительство крытых стационарных одноэтажных персональных гаражей, кроме тех случаев, когда персональный гараж предназначен для определенного лица, имеющего ограничения в передвижении, что подтверждается медицинским заключением, а также для иных лиц, имеющих право на соответствующие льготы в силу определенных индивидуальных обстоятельств, запрещено.

С учетом установленных обстоятельств суд обязывает Дуркач П.И. освободить самовольно занимаемый земельный участок путем сноса самовольной постройки, возведенной в районе воинской части по <адрес> Хостинского района города Сочи, и привести земельный участок в пригодное для использования состояние.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Дуркач П.И. во встречном иске отказать.

Иск Администрации города Сочи удовлетворить.

Обязать Дуркач П.И. освободить самовольно занимаемый земельный участок путем сноса самовольной постройки, возведенной в районе воинской части по <адрес> Хостинского района города Сочи, и привести земельный участок в пригодное для использования состояние

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.А. Волкова

На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.