К делу № 2-1179/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующий судья Крижановская О.А., при секретаре Ягудиной С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сибиханова Н.Б.о. об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю об аннулировании разрешения на временное проживание в российской Федерации, У С Т А Н О В И Л: Заявитель Сибиханов Н.Б. обратился в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю. В обоснование требований, указал, что 28 января 2009 года УФМС России по Краснодарскому краю было принято положительное решение о выдаче ему разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации № № сроком действия до 28 января 2012 года.. 26.03.2010г. он зарегистрировался в жилом доме своей супруги Р.., с которой состоит в браке с 21.03.2008г. В мае 2011 года, при обращении в Отделение УФМС в Хостинском районе г. Сочи ему стало известно, что разрешение на временное проживание на территории РФ аннулировано. 3 июня 2011г. заявитель получил копию уведомления, о том, что решением УФМС России по Краснодарскому краю от 12.05.2011г. разрешение на его временное проживание на территории РФ аннулировано. В тот же день в паспорте ему была проставлена отметка об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ, он предупрежден о том, что обязан покинуть территорию РФ в течение пятнадцати дней. Считает, что принятым решением УФМС России по Краснодарскому краю от 12.05.2011г. об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ нарушены его права и свободы, право на свободное передвижение, выбора места жительства, ограничивается право на семейную жизнь, так как он будет лишен возможности проживать с супругой и малолетними дочерьми, осуществлять права и нести семейные обязанности, заниматься воспитанием своих детей. Просит решение УФМС России по Краснодарскому краю от 12.05.2011г. об аннулировании разрешения на временное проживание на территории РФ признать незаконным и отменить. В судебном заседании заявитель Сибиханов Н.Б.о. доводы, изложенные в заявлении, поддержал, просил суд заявление об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю удовлетворить, решение УФМС признать незаконным и отменить. Он проживает на территории РФ с 2008г. на законных основаниях, вступил в брак с гражданкой РФ Р. 21 марта 2008г., <данные изъяты>. О том, что ему необходимо было представить в течение года данные о постановке на учет в налоговом органе ему в доступной форме не разъясняли. Представитель УФМС по Хостинскому району г.Сочи при постановке отметки в паспорте, подтверждающей временное разрешение на жительство, сказала ему, что он может начать оформление Вида на жительства по истечении 3-х летнего срока. Он действительно подписывал какие- то документы, но не знакомился с их содержанием так как русским языком владеет не в полной мере, может говорить, но письменный текст понимает плохо. В УФМС его не вызывали, он всегда являлся сам. В настоящее время он зарегистрирован в налоговом органе, о чём представил суду документы, так же у него имеются в Сберегательном Банке РФ денежные средства на счёте. Он постоянно работал, но при отсутствия временного разрешения на проживание, официально трудоустроится практически невозможно. Принятое решение об аннулировании существенным образом повлияет на положение его семьи, как материальное, так и в моральном плане, <данные изъяты> Представитель заинтересованного лица - УФМС России по Кк Отделение управления по г. Сочи в Хостинском районе Андреева И.Е., в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявления Сибиханова Н.Б.о., пояснив, что 28.01.2008г. УФМС России по Краснодарскому краю было принято положительное решение о выдаче Сибиханову разрешения на временное проживание в РФ, ему оформлено разрешение в виде отметки установленного образца в национальном паспорте гражданина <данные изъяты> и разъяснены под роспись основные требования федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, правовой статус лица, получившего разрешение, основания аннулирования разрешения. Решением УФМС России по Краснодарскому краю от 12.05.2011г. разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации Сибиханова Н.Б.о. от 28.01.2008г. аннулировано по основаниям, указанным в п.п. 14 п. 1ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», т.е. на основании того, что Сибихановым Н.Б.о. не представил в УФМС России по Краснодарскому краю свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня въезда. При приёме документов Сабиханов обязался под роспись в течение 1 года с даты въезда в Российскую Федерацию, предоставить свидетельство (уведомление) о постановке на учёт в налоговом органе, и предупрежден, что в выдаче разрешения на временное проживание может быть отказано либо ранее выданное разрешение может быть аннулировано. С заявлением о продлении срока предоставления свидетельства Сабиханов не обращался. В связи с этим представитель УФМС считает, что принятие указанного решения основано на положениях закона и не нарушает права Сибиханова, поскольку он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее, чем через один год со дня аннулирования разрешения на временное проживание. Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Главой 25 ГПК РФ суды рассматривают жалобы на любые действия / решения/,нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие/бездействие/органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям/бездействию/, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия/бездействия/, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу ч.1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2). Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный Закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон). Данный Закон регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст.1 Закона). В соответствии со ст.2 Закона, разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1), провозглашает защиту государством семьи (ст.38 ч.1 ). При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Судом установлено, что заявитель является гражданином республики <данные изъяты>. На территорию России находится на законном основании. 28.01.2009 г. УФМС России по Краснодарскому краю Сибиханову Б.Н. о. выдано разрешение №№ на временное проживание на территории Российской федерации в Краснодарском крае сроком на 3 года то есть до 28.01.2012 г. В марте 2008 года территориальным отделом ЗАГС Центрального района г.Сочи зарегистрирован брак заявителя с гражданкой Российской Федерации. Решением УФМС России по Краснодарскому краю от 12.05.2011 г. № № аннулировано разрешение на временное проживание Сибиханову Н.Б.о. на основании п.п.14 п..1 ст.7 ФЗ-115 в силу которого временное разрешение аннулируется если, иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона. П.5 данного Федерального закона гласит: Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: 2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. Согласно требований ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а так же законности оспариваемых решений действий ( бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Возлагается на орган, принявших нормативный правовой акт, органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия. В обосновании доводов о законности действий по аннулированию временного разрешения на проживание Сибиханова представителем УФМС предоставлены следующие документы: Сообщение Начальнику отделения Управления по г.Сочи УФМС по Краснодарскому Краю в Хостинском районе №№ об аннулировании Сибиханову Н.Б.о. разрешения на временное проживание, Уведомление Сибиханову Н.Б.о от 17.05.2011 г., расписка, данная Сибихановым 26.03.2010 г. о том, что он обязуется представить в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Хостинском районе г.Сочи свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе. Порядок выдачи разрешения на временное проживание регулируется Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, утвержденным Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 г. № 40. В соответствии с п. 82 Административного регламента № 40 от 29.02.2008 г. основанием для начала административной процедуры аннулирования разрешения на временное проживание является получение территориальным органом ФМС России информации о наличии обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения. Согласно п. 83-84 Административного регламента № 40 от 29.02.2008 г. при выявлении указанных оснований уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица. По результатам проведенной проверки уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение, которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем. В соответствии с абз. 5 п. 53 Административного регламента № 40 от 29.02.2008 г. в отношении граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также участников Государственной программы письменные запросы произвольной формы направляются в налоговые органы и органы здравоохранения РФ. Указанные органы обязаны в пределах своей компетенции предоставить информацию о наличии либо отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения, в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что при проведении проверки по подтверждению оснований для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения, территориальный орган ФМС России обязан предпринять все меры для выяснения обстоятельств, свидетельствующих о наличии или об отсутствии таких оснований. Представителем УФМС в судебном заседании заключение № № от 12.05.2011 г., по форме Приложения N 5 к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ не представлено. В соответствии с требованиями данного приложения в заключении излагается аргументированное обоснование принятия положительного или отрицательного решения о выдаче разрешения на временное проживание/об изменении места временного проживания/об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание как не представлены другие материалы учетного дела в отношении Сибиханова Н.Б.. На основании изложенного суд считает, что проверка, в результате которой было принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание в РФ, была проведена не в полном объеме, а решение № № от 12.05.2011 г., об аннулировании Сибиханову Б.Н. о. разрешения на временное проживание вынесено с нарушением процедуры, установленной Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, утвержденным Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 г. № 40. Кроме того, принимая решение об аннулировании гражданину Сибиханову разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, УФМС России по Краснодарскому Краю не приняло во внимание то обстоятельство, что Сибиханов в марте 2008 года <данные изъяты>. Сибиханов проживает совместно с семьёй, в доме, принадлежащем в том числе и его супруге на праве собственности по адресу: <адрес> Соответственно данное решение не учитывает интересы семьи Сибиханова, нарушает его права на уважение семейной жизни, которое подлежит охране в соответствии со Ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации), и их ограничение допускается только в установленном законом порядке. Таким образом, суд считает, что аннулирование разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации Сибиханова Б.Н. о., который создал семью и проживает с ней на территории Российской Федерации, должено было быть мотивировано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Сибиханова Н.Б.о. подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Сибиханова Н.Б.о. об оспаривании решения УФМС России по Краснодарскому краю об аннулировании разрешения на временное проживание в российской Федерации удовлетворить. Обязать УФМС России по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина Сибиханова Н.Б. о. Решение в 10 дней может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд. Председательствующий судья: О.А. Крижановская На момент публикации решение не вступило в законную силу.
В соответствии со Ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Данной мотивации решение УФМС России по Краснодарскому Краю от 12 мая 2011 года не содержит, а поэтому, по мнению суда, оно является незаконным и подлежит отмене.
Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица. государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.