Дело № 2-1402/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 июля 2011 г. г.Сочи Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе : Председательствующего судьи Тимченко Ю.М. при секретаре Литвин О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апрелева Г.И. к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Апрелева Г.И. обратилась в суд с иском к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения в котором истица просит суд обязать ответчика предоставить ей, на условиях социального найма, комнату в двухкомнатной квартире <адрес>, г.Сочи, обязать ответчика заключить с ней договор социального найма специализированного жилого помещения на указанную комнату в двухкомнатной квартире. В обосновании заявленных требований истица указывает, что в январе 2007 г. по состоянию здоровья и возрасту она была помещена в Новороссийский дом-интернат престарелых и инвалидов, затем переведена в Горячеключевской дом-интернат, а в январе 2010 г. она была переведена в дом-интернат г.Белореченска. В связи с обострением болезни не смогла там проживать и по рекомендации врачей в марте 2010 г. переехала в г.Сочи. Где по приезду обратилась в Управление по труду и социальному развитию г.Сочи по вопросу предоставления ей жилья, представив необходимые для этого документы. В августе 2010 г. начальник указанного Управления Г. сообщила ей о предоставлении однокомнатной квартиры <адрес> г.Сочи, выдала ей ключи от этой квартиры, но через некоторое время она попросила ее переселиться в комнату в двухкомнатной квартире № этого же жилого дома, где она проживает до настоящего времени. Истица указывает, что решением жилищной комиссии по решению вопросов, связанных с предоставлением гражданам пожилого возраста и инвалидам г.Сочи жилой площади в муниципальных и специализированных домах системы социального обслуживания населения от 08.04.2010 г. была утверждена ее кандидатура как претендента на предоставлении выше указанной комнаты в двухкомнатной квартире. Письмом от 29.09.2010 г. администрация г.Сочи сообщила ей, что подготовленный департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи проект правового акта «О предоставлении жилого помещения в специализированном жилищном фонде системы социального обслуживания Г.И.Апрелевой» проходит процедуру согласования, однако впоследствии письмом от 25.11.2010 г. администрация г.Сочи сообщила ей, что поскольку она не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях на территории г.Сочи и не представила доказательств, подтверждающих, что она является одинокой либо одиноко проживающей, не имеется правовых оснований для предоставления ей комнаты в квартире № указанного дома, с чем истица не согласна. В обосновании заявленных требований она ссылается на применимость по ее делу п.1 ст.98, п.2 ст. 99 ЖК РФ, ст.1 Закона Краснодарского края № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Также она указывает, что ей 61 год, длительное время она страдает <данные изъяты>, проживала в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, другого жилья не имеет, одинокая. Она полагает, что вселив ее в комнату в квартире № и выдав ей ключи прежде, администрация г.Сочи признала, что она имеет право на жилье. Истица Апрелева Г.И., явившись в судебное заседание, поддержала и просила удовлетворить иск в полном объеме заявленных требований. В обосновании этого сослалась на выше изложенные в исковом заявлении обстоятельства, а также пояснила, что из дома-интерната для инвалидов и престарелых в котором она проживала до приезда в г.Сочи, она выписана по собственному ее желанию. В настоящее время она не имеет регистрации по месту жительства на территории РФ. Представитель ответчика администрации города Сочи Магдиев Д.А., явившись в судебное заседание, заявил, что оставляет разрешение иска на усмотрение суда. В обосновании занятой позиции пояснил, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью г.Сочи и является жилым помещением специализированного жилищного фонда социальной направленности. Он пояснил, что сначала органы местного самоуправления пошли на встречу пожеланиям Апрелевой Г.И. и стали готовить документы и проект постановления о предоставлении ей спорного жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения в порядке исключения, но впоследствии этот проект постановления органа местного самоуправления не прошел необходимого согласования, поскольку не имелось и не имеется законных оснований для предоставления Апрелевой Г.И. требуемого ею жилого помещения на указанных ею основаниях, поскольку Апрелева Г.И. не проживала и не проживает в г.Сочи, не считается жителем г.Сочи и органы местного самоуправления г.Сочи не наделены правом и обязанностью предоставлять ей жилое помещение на заявленных ею условиях. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из доказательств представленных в дело суд установил, что спорное жилое помещение квартира <адрес> в Хостинском районе г.Сочи, находится в муниципальной собственности города Сочи и является частью муниципального жилого фонда, предназначенного для использования как специализированное жилое помещение В соответствии с действующим жилищным законодательством п.2 ст.19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и на муниципальный жилищные фонды, последний из которых это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В соответствии с пп.2 п.3 ст.19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в том числе на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии с п.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Исходя из статей 96, 106, 107 ЖК РФ, можно сформулировать следующее определение договора. По договору найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения одна сторона, учреждение социального обслуживания (наймодатель), обязуется передать другой стороне, гражданину (пожилого возраста, инвалиду), нуждающемуся в специальной социальной защите и медицинских, социально-бытовых услугах (нанимателю), жилое помещение с мебелью и иными необходимыми для проживания предметами в специально построенном или переоборудованном здании системы социального обслуживания населения, оснащенном необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием, за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Дома специализированного жилищного фонда в системе органов социальной защиты и дома иного специального назначения предназначаются для проживания нуждающихся в специальной социальной защите граждан. Жилищный кодекс РФ не устанавливает категории граждан, которым могут быть предоставлены жилые помещения в таких домах. Тем самым законодательно разделяются понятия договора социального найма жилого помещения и договора найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, последний из указанных договоров отнесен законодательством к регулированию жилищных правоотношений, которые возникают при использовании специализированных жилых помещений. В отношении специализированных жилых помещений не предусмотрена возможность заключения договора социального найма таких жилых помещений, поэтому не может быть удовлетворено требование истицы об обязании истца предоставить ей на условиях социального найма спорное жилое помещение в домах системы социального обслуживания населения. Из объяснений стороны истца суд установил, что она фактически на настоящее время проживает и пользуется спорным жилым помещением с марта 2010 г., что подтверждается копией акта материально-бытового обследования № 170 от 14.04.2011 г. ( л.д.75). Апрелевой Г.И. вносилась оплата за содержание общего имущества в УК ООО «РЭУ-17» г.Сочи за период октябрь 2010 г. - январь 2011 г. по указанному адресу места нахождения этого спорного жилого помещения. Истица является инвалидом 3 группы ( л.д.9). Ранее она помещалась и проживала постоянно в ГУ СОК «Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов» с 21.02.2007 г.( л.д.56). По заключению врача ей противопоказано пребывание в сельской местности ( л.д.49) в связи с диагнозом <данные изъяты>. Из чего в совокупности суд приходит к выводу, что истица Апрелева Г.И. по возрасту, состоянию здоровья и социальному статусу, является <данные изъяты> имеющим право на получение установленной государством социальной помощи в том числе проживания в домах - интернатах для престарелых и инвалидов. Из объяснений истицы суд установил, что она по своему желанию покинула дом-интернат в котором она ранее проживала и приехала по своему желанию в город Сочи. Из данных паспорта истицы ( л.д.13,14)суд установил, что Апрелева Г.И. в настоящее время не зарегистрирована по месту жительства на территории РФ, а также не имеет регистрации по месту жительства в г.Сочи и ранее также не имела такой регистрации, то есть не является в настоящее время и не являлась в 2010 г. жителем города Сочи, поскольку ранее она проживала и была зарегистрирована в разное время, как проживающая в нескольких населенных пунктах на территории Краснодарского края, снята с регистрационного учета по последнему месту жительства в г.Белореченск Краснодарского края 05.10.2010 г.. Апрелева Г.И. не состоит на жилищном учете в городе Сочи, как нуждающаяся в предоставлении ей жилого помещения в г.Сочи на каком либо законом предусмотренном основании, а доказательств иного суду не предоставлено. В соответствии с п.1 ст.99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. В соответствии с п.2 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. В соответствии с п.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В силу п.2 ст.100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В соответствии с п.3 ст.100 ЖК РФ в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. В соответствии с п.7 ст.100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Вопреки доводам истицы суду не предоставлено доказательств того, что в предусмотренном законом порядке между нею и собственником спорного жилого помещения, которое относится к специализированным жилым помещениям, заключался в письменной форме договор найма этого жилого помещения. Фактическое пребывание в спорном жилом помещении истицы, внесение ею оплаты за жилое помещение, в отсутствии законом предусмотренного специального решения собственника о его предоставлении для использования истицей на условиях договора найма специализированного жилого помещения и в отсутствии заключенного письменного договора найма в отношении этого жилого помещения, не образует у Апрелевой Г.И. каких либо прав пользования и проживания в нем, поэтому доводы истицы суд не может принять во внимание. В соответствии со ст.107 ЖК РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.8 Закона Краснодарского края от 04.04.2008 г. № 1450 -КЗ «О специализированном жилищном фонде в Краснодарском крае» (в ред. Законов Краснодарского края от 27.10.2009 N 1853-КЗ, от 15.10.2010 N 2083-КЗ,от 29.12.2010 N 2169-КЗ) ( далее по тексту Закон № 1450-КЗ) установлено, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и собственности муниципальных образований Краснодарского края, предоставляются для проживания гражданам, которые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. В соответствии с п.5 ст.8 Закона № 1450-КЗ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, находящиеся в собственности муниципальных образований Краснодарского края, предоставляются по договору найма жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения на основании решения органа местного самоуправления в Краснодарском крае. В муниципальном образовании городе Сочи издано и действует постановление Главы города Сочи от 19.04.2005 г. № 1459 «О специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения» (в ред. Постановлений Главы г. Сочи от 11.08.2006 N 1535, от 28.11.2007 N 1347, от 27.02.2008 N 222, от 02.02.2009 N 37, от 21.12.2009 N 516, Постановлений администрации г. Сочи от 19.04.2010 N 433, от 15.07.2010 N 873, от 24.03.2011 N 500), которое издано с целью решения проблемы обеспечения жильем граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", решением Городского Собрания Сочи от 19 мая 2004 года N 74 "О строительстве жилого дома для ветеранов Великой Отечественной войны" и которым утверждено Положение о специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения ( далее по тексту - Положение). В соответствии с п.1.2. Положение устанавливает порядок предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, управления домом и проживания в нем граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - специализированный дом), являющихся жителями г. Сочи (далее - граждане). Из чего суд приходит к выводу, что это Положение определяет основания и порядок предоставления специализированных жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения только и исключительно в отношении граждан являющихся жителями города Сочи, то есть проживающих и зарегистрированных в городе Сочи как его жители. П.1.4.Положения установлено, что специализированный дом для граждан пожилого возраста и инвалидов - это жилой дом, который находится в муниципальной собственности и входит в состав жилищного фонда города Сочи социального использования и относится к числу специализированного жилищного фонда. П.2.1 Положения установлено, что право на предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения имеют одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста и инвалиды, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также нуждающиеся в заселении в специализированные дома, не состоящие на таком учете, при условии сохранения полностью или частично способности к самообслуживанию в быту. Одинокими признаются граждане пожилого возраста и инвалиды, а также члены их семей, связанные с ними свойством или родством, достигшие пенсионного возраста по старости или по выслуге лет, которые не имеют детей, или дети которых, обязанные содержать их по закону, по объективным причинам не могут обеспечивать им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности, либо проживания в другом населенном пункте (за пределами города Сочи), либо другие обстоятельства, которые обосновывают необходимость проживания гражданина пожилого возраста или инвалида в таком доме. П. 2.10 Положения установлено, что с гражданами, которым в установленном порядке предоставляются жилые помещения в специализированном жилом доме, заключается договор найма жилого помещения в специализированном жилом доме. Поскольку Апрелева Г.И. не является жителем города Сочи, орган местного самоуправления город Сочи, не является обязанным лицом как собственник соответствующего специализированного муниципального жилищного фонда, при наличии установленных обстоятельств ее пожилого возраста, инвалидности, одинокого проживания и других оснований, предусмотренных действующим законодательством, предоставить ей жилое помещение в специализированном жилом доме для проживания в нем на территории города Сочи. Суд не может принять во внимание доводы истицы о том, что ей фактически было разрешено проживать в спорном жилом помещении специализированного жилого фонда города Сочи начальником управления по труду и социальному развитию города Сочи. Из представленных в дело доказательств суд в этой части установил, что на заседании жилищной комиссии по решению вопросов, связанных с предоставлением гражданам пожилого возраста и инвалидам города Сочи жилой площади в муниципальных специализированных домах системы социального обслуживания населения, было постановлено указанной комиссией ходатайствовать перед главой города Сочи об утверждении Апрелевой Г.И,, как претендента на заселение в освободившиеся комнату в муниципальном специализированном жилом доме системы социального обслуживания населения, а именно ходатайствовала комиссия перед главой органа местного самоуправления г.Сочи о предоставлении, в порядке исключения, комнаты площадью 15,7 кв.м. в двухкомнатной квартире <адрес> г.Сочи Апрелевой Г.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, одиноко-проживающей в доме-интернате и не состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по городу Сочи( л.д.10). На основании решении жилищной комиссии Апрелева Г.И. обращалась к главе города Сочи с письменным заявлением 30.09.2010 г. с просьбой подготовить правовой акт о предоставлении ей указанной жилой площади ( л.д.34). Из представленных в дело доказательств суд установил, что проект правового акта администрацией города Сочи был изготовлен и направлен для соответствующего согласования в структурные подразделения администрации города Сочи. Апрелевой Г.И. надлежаще администрацией города Сочи сообщалось в 2010 г. о том, что составленный департаментом имущественных отношений администрации города Сочи проект правового акта «О предоставлении жилого помещения в специализированном жилищном фонде системы социального обслуживания населения Г.И. Апрелевой», проходит процедуру согласования в установленном порядке ( л.д.11). Администрацией г.Сочи Апрелевой Г.И. в письме от 25.11.2010 г. было сообщено ( л.д12), что в соответствии с п.2.1. Положения возможность предоставления жилого помещения в доме социального обслуживания населения фактически ставится в зависимость от проживания на территории г.Сочи и исходя из того, что она не зарегистрирована на территории г.Сочи, не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях на территории г.Сочи, то правовые основания для предоставления ей квартиры <адрес> г.Сочи, отсутствуют. Надлежащими доказательствами подтверждается факт того, что правовым управлением администрации города Сочи 07.10.2010 г. за № 656 ( л.д.32-33) были сделаны надлежащие, основанные на действующем законодательстве, замечания на проект выше указанного постановления главы г.Сочи о предоставлении Апрелевой Г.И. выше указанного жилого помещения с обоснованием этого на п.1.2, 2.1 Положения. Из изложенного суд приходит к выводу, что жилищная комиссия, первоначально рассматривавшая вопрос о предоставлении Апрелевой Г.И. спорного жилого помещения, изучив поданные последней документы, ходатайствовала перед главой органа местного самоуправления о предоставлении истице спорного жилого помещения в порядке исключения, то есть принимая во внимание, что у Апрелевой Г.И. бесспорного права на предоставление такого жилого помещения на основании действующих нормативных актов в г.Сочи не имеется. Администрация г.Сочи не нашла возможным согласовать и издать постановление о предоставлении Апрелевой Г.И., в порядке исключения, то есть не в соответствии с действующими нормативными актами, спорного жилого помещения. Администрация г.Сочи не может быть понуждена в судебном порядке предоставить спорное жилое помещение истице, поскольку такой обязанности, предусмотренной действующими нормативными актами, сделать исключение из общих правил, и предоставить Апрелевой Г.И. желаемое ею жилое помещение, вопреки установленному порядку, для органа местного самоуправления не имеется. В соответствии с действующим законодательством судебной защите подлежат нарушенные действительные, а не предполагаемые права. В данном случае истица имеет лишь предполагаемое, а не действительное право в отношении спорного жилого помещения, при таких обстоятельствах нет оснований для вывода о том, что ее права нарушены администрацией города Сочи. Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что доводы иска не нашли своего подтверждения и в совокупности суд приходит к выводу, что законом предусмотренных оснований для удовлетворения требования истицы, заявленных в ее исковом заявлении в отношении ответчика, не имеется, а поэтому в суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В удовлетворении иска Апрелева Г.И. к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения и заключи договора найма специализированного жилого помещения - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение 10 дней после составления мотивированного решения суда, то есть после 20.07.2011 г.. Председательствующий судья Тимченко Ю.М. На момент публикации решение не вступило в законную силу