К делу № РЕШЕНИЕ к делу 2-856/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июля 2011 года г. Сочи Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе: Председательствующего: Клименко И.Г. При секретаре: Емцеве Д.А. Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Главного управления строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение, об установлении сервитута, по встречному иску Савельевой Н.А. к Государственному казенному учреждению Главному управлению строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, прекращения действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с Савельевой Н.А. в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения. УСТАНОВИЛ: В суд Хостинского района г.Сочи обратилось юридическое лицо: Государственное казенное учреждение Главное управление строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК» с исковым заявлением к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А. на праве собственности, площадью 700 кв.м., площадь обременения сервитутом: 293 кв.м., находящегося по адресу: г.Сочи, Краснодарского края, Хостинского района, <адрес>, с кадастровым номером: №, срок установления сервитута 360 дней. В обоснование своих исковых требований ГКУ «ГУСКК» указывает то, что в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.08.2010г. №58-ОИ «об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Водовод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха (проектные и изыскательные работы, строительство), (п.101 КЦП)», распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 07.10.2010г. № 938-р «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения», в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего Савельевой Н.А., расположенного по <адрес> г.Сочи, Краснодарского края в интересах ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» установлен сервитут. 17.01.2011г. ГКУ «ГУСКК» был подготовлен проект соглашения об установлении сервитута на указанный земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., в тексте которого указаны все существенные условия, а именно: площадь обременения сервитутом, его срок, цели установления сервитута. Так как в течении 30 дней соглашение об установлении сервитута Савельевой Н.А. подписано не было, то истец ГКУ «ГУСКК» обратился в суд Хостинского района г.Сочи с настоящим иском. Истец ГКУ «ГУСКК» указывает, что действует в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310 от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».Просит суд понудить Савельеву Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута на принадлежащий ей вышеуказанный земельный участок, так как на части данного участка будет размещён Олимпийский объект краевого значения: водопровод глубокого залегания. Савельева Н.А. обратилась в суд Хостинского района со встречным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Главному управлению строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, прекращении действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с ней, Савельевой Н.А., в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения в соответствии с требованиями Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г., для чего в соответствии с указанным Федеральным законом произвести соответствующую оценку и определить выкупную цену земельного участка. Департаменту Краснодарского края необходимо в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. определить источник финансирования выкупа земельного участка у Савельевой Н.А. и другие вопросы, подлежащие разрешению при заключении соглашения в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения. В обоснование своих исковых требований Савельева Н.А. указала о том, что она является собственником земельного участка, площадью 700 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: г.Сочи, <адрес>, Краснодарского края, который имеет целевое назначение: под индивидуальное жилищное строительство. ГКУ «ГУСКК» на принадлежащем Савельевой Н.А. участке собирается проложить водопроводную трубу глубокого залегания, а также построить надземное сооружение, как видно по плану размещения объекта, которые не подлежат демонтажу в дальнейшем, так как устанавливаются для постоянного водоснабжения. Таким образом, земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., не будет приведён в первоначальное состояние, как указывает ГКУ «ГУСКК» в своем соглашении по истечению 360 календарных дней. Указанная труба будет проложена для обеспечения постоянного водоснабжения, а не на 360 дней. Далее истец по первоначальному иску передаст трубопровод эксплуатирующей организации, а права и законные интересы Савельевой Н.А. как собственницы участка будут нарушены в результате вышеуказанных действий, так как месторасположение трубы, площадь которую она займет на земельном участке, с учетом необходимого отступа от трубы не менее 10 кв.м., делает невозможным использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство при установлении сервитута, указанного в соглашении ГКУ «ГУСКК», так как для строительства жилого дома остаётся только площадь в размере: 137 кв.м. Савельева Н.А. пыталась урегулировать спор в досудебном порядке, неоднократно обращалась с соответствующими заявлениями на имя ответчика, но вопрос о выкупе её участка так и не был решён в соответствии с законом. Савельева Н.А. не намерена препятствовать строительству Олимпийского объекта краевого значения на принадлежащем ей земельном участке, но считает необходимым произвести изъятие принадлежащего ей земельного участка в связи с невозможностью его использования по целевому назначению при установлении сервитута. Во встречном иске Савельева Н.А. указывает, что готовилась к строительству жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, для чего заказала дорогостоящий проект строительства жилого дома с проектом обустройства придомовой территории, подлинник которого представила суду. Просит суд признать невозможным использование земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в г.Сочи, <адрес>, принадлежащего ей, Савельевой Н.А., на праве собственности в соответствии с его разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство, прекратить действия публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А., обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовки зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с Савельевой Н.А. в связи с изъятием земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного по <адрес>, Хостинского района г.Сочи, с кадастровым номером: № в собственность Краснодарского края для строительства Олимпийского объекта, краевого значенияя, путем его выкупа в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. Представитель ГКУ «ГУСКК» по доверенности в судебном заседании просил суд удовлетворить первоначальный иск о понуждении Савельевой Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута, во всех встречных исковых требованиях Савельевой Н.А. просил отказать. Суду пояснил о том, что юридическое лицо ГКУ «ГУСКК» действует на основании Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г., так как для строительства Олимпийских объектов, возможно устанавливать сервитуты на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц. Считает, что для строительства Олимпийского объекта краевого значения «Водопровод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха необходимо именно установить сервитут на земельный участок, принадлежащий на праве собственности Савельевой Н.А. сроком на 360 дней. На вопрос суда представитель истца по первоначальному иску пояснил о том, что водопроводная труба глубокого залегания, которая будет установлена на земельном участке, принадлежащем Савельевой Н.А. не будет демонтирована по истечении 360 дней, так как устанавливается для постоянного местонахождения. После завершения строительства водопровода объект будет передан эксплуатирующей организации. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Документация по планировки территории для размещения олимпийских объектов, в том числе для размещения Олимпийского объекта краевого значения на земельном участке, принадлежащем Савельевой Н.А. утверждена федеральным органом исполнительной власти, согласована с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Площадь обременения устанавливалась ГКУ «ГУСКК» в соглашении, но на основании данных проектной документации (ДТП), утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 24.08.2010г. № 58-ОИ. Сервитут на земельный участок Савельевой Н.А установлен в соответствии с Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края № 938-р от 07.10.2010г. Считает требования ГКУ «ГУСКК» законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Савельевой Н.А. по доверенности №, от 24.06.2011г. адвокат Центрального Сочинского филиала Краснодарской краевой коллегии адвокатов адвокатской палаты Краснодарского края Савицкая А.А. просила суд удовлетворить встречные исковые требования Савельевой Н.А., в удовлетворении первоначального иска ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута просила суд отказать и пояснила суду о том, что согласно представленным доказательствам по делу, в том числе заключению судебной экспертизы, при установлении сервитута на участок, принадлежащий Савельевой Н.А., будет невозможным использовать его в соответствии с целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство. Водопроводная труба глубокого залегания, таким образом будет расположена на земельном участке, что займёт единственно возможную площадь застройки для строительства жилого дома, а также перекроет полностью единственный подъезд к участку. Савельева Н.А. не сможет построить жилой дом не по проекту который она имеет, ни по какому либо другому проекту, так как это невозможно из-за незначительности оставшейся от обременения площади: 137 кв.м. Сама Савельева Н.А. обращалась во все необходимые инстанции и просила выкупить принадлежащий ей земельный участок под размещение Олимпийского объекта краевого значения, чтобы не затягивалось его строительство, однако на её обращения ей не было представлено соглашение в связи с изъятием земельного участка. Для защиты своих прав и интересов Савельева Н.А. обратилась в суд со встречным иском, к которому приложила полученные ей заключения в лицензированных организациях: ООО «Сочпроект» и ООО «Архфавор», согласно которым исключается возможность использования земельного участка по целевому назначению при установлении сервитута в той площади и на том месте, где просит истец по первоначальному иску. Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. поддержал исковые требования истца по первоначальному иску ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении её заключить соглашение об установлении сервитута в связи с размещением Олимпийского объекта краевого значения, во встречном иске просил суд Савельевой Н.А. отказать, однако пояснил суду о том, что считает требования Савельевой Н.А. об обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение в связи с изъятием земельного участка, принадлежащего на праве собственности Савельевой Н.А. преждевременными, так как в случае, если судом будет установлена невозможность использования участка по целевому назначению при установлении сервитута, то автоматически производиться изъятие такого земельного участка в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. в собственность Краснодарского края. Текст соглашения готовит Департамент Краснодарского края, однако выкуп производиться не за счет средств Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. Специального решения Администрации Краснодарского края об изъятии земельного участка не требуется. Представитель ГК «Олимпстрой» третьего лица по делу в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ГК «Олимпстрой». Представитель Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился. Судом указанные лица были извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГК «Олимпстрой», так как от указанного лица поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие представителя Администрации Краснодарского края в связи с наличием надлежащего уведомления о дне, времени и месте рассмотрения дела, а также по тем основаниям, что Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014г. представляет интересы Администрации Краснодарского края в судах в соответствии с положением о Департаменте (в редакции постановления Главы Администрации Краснодарского края от 12.05.2010г. № 350). Суд, выслушав представителей сторон по делу, исследовав все письменные материалы дела, в том числе заключение судебной экспертизы, оценив все доказательства по делу в совокупности, считает, что исковые требования ГКУ «ГУСКК» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута не подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования Савельевой Н.А. к ГКУ «ГУСКК», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. о признании невозможным использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, прекращении действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение с ней, Савельевой Н.А., в связи с изъятием земельного участка для размещения Олимпийского объекта краевого значения в соответствии с требованиями Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Савельева Н.А. является собственником земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного по <адрес> г.Сочи, Краснодарского края, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером: №, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права собственности от 07.07.2006г. серии №, выданного на основании договора купли-продажи земельного участка от 30.05.2006г. Министерством регионального развития Российской Федерации приказом от 24.08.2010г. № 58-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Водопровод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха (проектные и изыскательные работы, строительство) (п.101 КЦП)» утверждена проектная документация по указанному объекту. Юридическое лицо Государственное казенное учреждение Главное управление строительства Краснодарского края ГКУ «ГУСКК» является истцом по первоначальному иску. На основании постановления Главы Администрации Краснодарского края от 19.08.2009г. № 723 ответственным за выполнение мероприятий по строительству данного Олимпийского объекта краевого значения является Департамент строительства Краснодарского края в лице государственного казанного учреждения «Главное Управление строительства Краснодарского края» ГКУ «ГУСКК». Постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 31.01.2011г. № 54 «Об утверждении краевой адресной инвестиционной программы на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ГКУ «ГУСКК» наделено функциями государственного заказчика, застройщика и балансодержателя по данному Олимпийскому объекту краевого значения. Указанным постановлением № 54 от 31.01.2011г. утверждена краевая программа. Финансирование строительства объектов по данной программе осуществляется из средств бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета бюджету Краснодарского края. Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края № 938-р от 07.10.2010г. «Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов краевого значения» в отношении ряда земельных участков, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером : №, принадлежащего на праве собственности Савельевой Н.А., общей площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: г.Сочи, Хостинский район, Краснодарского края, <адрес> в интересах ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» установлен публичный сервитут. В указанном выше распоряжении № 938-р от 07.10.2010г. не указан срок установления сервитута и площадь обременения сервитутом в отношении земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А. Так как в зону строительства указанного Олимпийского объекта краевого значения попадает земельный участок, расположенный по <адрес>, г.Сочи, Краснодарского края и принадлежащий на праве собственности Савельевой Н.А., то истцом ГКУ «ГУСКК» был подготовлен проект соглашения об установлении сервитута № в котором указана площадь обременения сервитутом в размере: 293 кв.м. из общей площади участка 700 кв.м., без учета площади необходимых отступов, сроком на 360 дней. Согласно плану размещения объекта площадь обременения участка и место размещения объекта определена таким образом, что она делит земельный участок на две части, с одной стороны остается площадь в размере: 21,0 кв.м., с другой стороны участка при условии соблюдения необходимого отступа от объекта (водопроводной трубы глубокого залегания) предусмотренного требованиями п. 10.20 СНиП 10.20 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» не менее 10 м, площадь для строительства жилого дома собственником участка остается в размере: 137 кв.м. Савельевой Н.А. в течении 30 дней не было подписано соглашение об установлении сервитута с истцом по первоначальному иску, в связи с этим, ГКУ «ГУСКК» обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Савельевой Н.А. заключить соглашение об установлении сервитута. Предпринимая меры по досудебному урегулированию спора Савельева Н.А. как собственник земельного участка на котором запланировано размещение олимпийского объекта краевого значения обращалась с соответствующими заявлениями, в которых просила осуществить изъятие принадлежащего ей земельного участка путем его выкупа, но так как указанный вопрос не был решен во внесудебном порядке, то Савельева Н.А. обратилась в суд Хостинского района г.Сочи со встречным иском. По условиям соглашения об установлении сервитута, представленного истцом по первоначальному иску ГКУ «ГУСКК» следует: срок сервитута составляет: 360 дней, в пункте 4.2.5. указанного соглашения сказано, что «Сервитуарий» ( лицо в интересах которого установлен сервитут) обязан после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением. Представитель ГКУ «ГУСКК» не отрицал в судебном заседании факт того, что по истечению 360 дней участок не будет приведён в состояние, которое существовало до установления сервитута, так как водопровод глубокого залегания, который будет установлен на земельном участке, принадлежащем Савельевой Н.А. не будет подвергнут демонтажу через 360 дней, так как устанавливается для постоянной работы, т.е. обеспечения водоснабжения по объекту «Водопровод от санатория «Красный штурм» до микрорайона Бытха». Однако, представитель истца ГКУ «ГУСКК» несмотря на указанный факт, просил суд понудить Савельеву Н.А. заключить соглашение об установлении срочного сервитута сроком на 360 дней. На основании ст. 15.2 Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» части 9 пункт 8 указанной ст. 15.2, следует: «обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением». В соответствии со ст. 56 ч 1 ГПК РФ- каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Представитель истца ГКУ «ГУСКК» по первоначальному иску не представил суду доказательств того, что при установлении сервитута на земельный участок принадлежащий Савельевой Н.А. как указано в соглашении, составленном ГКУ «ГУСКК» будет возможным использовать оставшуюся от обременения часть земельного участка в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство. Представителем Савельевой Н.А. суду представлен подлинник проекта жилого дома, который был заказан истицей по встречному иску задолго до принятия решения о размещении на участке принадлежащем Савельевой Н.А. олимпийского объекта краевого значения. Савельевой Н.А. представлено суду заключение от 15.03.2011г. лицензированной организации ООО «Сочпроект», по которому следует, что принадлежащий Савельевой Н.А. земельный участок имеет сложный рельеф, расположен на склоне горы «Благодать» г.Сочи, имеет разницу по высотам верхней и нижней границы в 8 метров. Для строительства на указанном участке жилого дома необходимо провести комплекс укрепительных и противооползневых работ: построить опорные стены, свайное поле, установить систему дренажа и отвода воды. На месте залегания водопроводной трубы указанное капитальное строительство осуществлять нельзя. При полном занятии объектом единственного подъезда к участку, обустройство подъезда с другой стороны участка не представляется возможным из-за наличия существующих зданий и сооружений. Специалисты указали о том, что при таком расположении водопровода существует опасность проживания в нижней части участка, в верхней части проживание невозможно из-за незначительности площади 21 кв.м., так как в случае аварии на водопроводе, произойдет подмыв грунта и выброс большой струи воды, которая обрушиться на домовладение, при его постройке на оставшейся от обременения сервитутом территории участка. Специалисты ООО «Сочпроект» сделали вывод, что из-за наличия сложности рельефа участка, отсутствия подъезда, отсутствия необходимой площади для строительства дома, при условии установления сервитута, участок становиться непригодным к использованию для целей индивидуального жилищного строительства. Савельевой Н.А. представлено суду заключение специалистов ООО «Архфавор» от 23.03.2011г., согласно которому следует, что при рассмотрении возможности строительства жилого дома на оставшейся от обременения сервитутом части принадлежащего Савельевой Н.А. земельного участка не представляется возможным строительство жилого дома по тем же причинам, что и указаны специалистами ООО «Сочпроект». Согласно заключению судебной экспертизы от 18.07.2011г., которая была поручена судом эксперту М., действующей на основании необходимых документов: лицензии, сертификата, свидетельства, имеющей стаж работы по профессии 39 лет, стаж экспертной работы 24 года следует, что по соглашению ГКУ «ГУСКК» № ОТ 17.01.2011г. об установлении сервитута для строительства Олимпийского объекта краевого значения на земельный участок принадлежащий Савельевой Н.А., а также на основании схемы размещения объекта на указанном участке, свободным от обременения водопроводом остается земельный участок, состоящий из двух участков: с северной стороны- в виде треугольника, площадью 21,0 кв.м., с юго-восточной подгорной стороны- 386 кв.м. В соответствии с необходимыми СНиП, в том числе СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» от водопровода необходимо отступить при строительстве дома не менее 10 кв.м. в зависимости от диаметра трубы. При соблюдении указанного требования площадь земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А., после установления сервитута сократиться ещё на 114 кв.м., так как по вышеуказанному соглашению определена санитарно-защитная зона. Без обременения остается земельный участок, площадью 272 кв.м. При отступе от смежной границы не менее 3,0 кв.м. по действующим нормам и правилам площадь свободная для строительства жилого дома составит : 137 кв.м. Согласно ст. 12 Закона от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», статьи 3 Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания г.Сочи от 18.04.2002г. № 61, следует, что минимальный размер земельного участка при его целевом назначении: для индивидуального жилищного строительства должен быть не менее 300 кв.м. В заключении эксперта от 18.07.2011г. указано о том, что в случае наложения сервитута на вышеуказанный земельный участок невозможно организовать подъезд к земельному участку, который остается вне зоны обременения. Земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А. имеет сложный рельеф, при установлении сервитута, указанного в соглашении ГКУ «ГУСКК» невозможно реализовать строительство жилого дома на свободной от обременения территории. Таким образом, экспертом сделан вывод о том, что при установлении сервитута по соглашению, представленному ГКУ «ГУСКК» невозможно будет использование земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащим на праве собственности Савельевой Н.А. в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство. К заключению судебной экспертизы от 18.07.2011г. прилагается схема размещения олимпийского объекта на обременённой сервитутом части земельного участка, фотографии земельного участка, принадлежащего Савельевой Н.А., изображение фрагмента проекта, имеющегося у собственника настоящего земельного участка- Савельевой Н.А. Все имеющиеся доказательства по делу, суд оценивает по правилам установленным ст. 67 ГПК РФ, а именно: по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» суд, проверил соответствует ли заключение эксперта поставленным перед ним вопросам, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов. Судом установлено, с учетом всех имеющихся в деле доказательств, в том числе заключения судебной экспертизы от 18.07.2011г., что по условиям, указанным в соглашении ГКУ «ГУСКК» об установлении сервитута на земельный участок, принадлежащий на праве собственности Савельевой Н.А., собственник вышеуказанного земельного участка не сможет использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство, так как свободная от обременения сервитутом площадь участка составляет: 137 кв.м. Кроме того, земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А. не может быть приведен в первоначальное, т.е. до установления срочного сервитута состояние по окончанию срока 360 дней, так как водопровод глубокого залегания будет установлен для постоянной его эксплуатации. На основании ст.209 ГК РФ - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ст.23 ч 5 ЗК РФ-осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. На основании ст. 23 ч 8 ЗК РФ- лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. На основании ст. 276 ч 2 ГК РФ - в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. На основании ст. 23 часть 7 ЗК РФ- в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка. Сервитут на земельный участок, принадлежащий Савельевой Н.А., установлен распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 07.10.2010г. № 938-р в целях строительства Олимпийского объекта краевого значения. При невозможности использования указанного участка в соответствии с целевым назначением, изъятие участка должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014года в городе Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта. В главе 3 Федерального Закона РФ № ФЗ-310 от 01.12.2007г. в статье 14 пункте 6.1. указано: «В целях настоящего Федерального закона под строительством олимпийского объекта по этапам понимается строительство одного или нескольких объектов капитального строительства или частей объектов капитального строительства, входящих в состав линейного олимпийского объекта (тоннели, мосты, путепроводы, платформы, эстакады, а также участки дорог, трубопроводов и линий электропередачи), в том числе объектов капитального строительства, которые не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.» В статье 15 ч 1 п. 2 Федерального Закона 310-ФЗ от 01.12.2007г. указано: « В период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются: 2) изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов». В соответствии со ст. 15 ч 4 пункт 1 вышеуказанного закона «Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется: при изъятии в целях размещения олимпийских объектов краевого значения в собственность Краснодарского края. В соответствии со ст. 15.1 частью 25 вышеуказанного закона № ФЗ-310 от 01.12.2007г., в случае, если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), осуществляется изъятие указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона. Принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии указанного земельного участка не требуется. В соответствии со ст. 15.2 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ, части 3 следует, что в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части), собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий или государственных или муниципальных учреждений, вправе требовать изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд, а арендатор такого земельного участка вправе требовать в одностороннем порядке расторжения договора аренды. В соответствии со ст. 15 частью 33 указанного закона: « Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению.» В соглашении в связи с изъятием земельного участка для размещения олимпийского объекта в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. указывается выкупная цена изымаемого имущества после проведения соответствующей оценки. Выкупная цена определяется в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ. На основании ст.281 ч 2 ГК РФ- при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. На основании ст.35 Конституции РФ - никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право частной собственности охраняется законом. Принудительно отчуждение имущества для государственных нужд может быт произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В связи с тем, что на основании ст. 15.1 ч 25 Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. в случае невозможности использования земельного участка по решению суда принятия решения Администрацией Краснодарского края об изъятии участка не требуется, то Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2015г. обязан подготовить соглашение в связи с изъятием земельного участка, расположенного по <адрес> г.Сочи, Краснодарского края, принадлежащего Савельевой Н.А. в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 310-ФЗ от 01.12.2007г. Уполномоченным органом Администрации Краснодарского края по реализации вышеуказанных функций, связанных с изъятием земельных участков для размещения олимпийских объектов, в том числе подготовки соглашений в связи с изъятием объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения, является ответчик по встречному иску Савельевой Н.А.: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г, основанием для деятельности которого служит постановление Главы Администрации Краснодарского края от 05.06.2008г. № 497 «Об утверждении положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014г.». Согласно положения о Департаменте (в редакции Постановления Главы администрации Краснодарского края от 12.05.2010г. № 350), Департамент осуществляет подготовку проектов соглашений, заключаемых в связи с изъятием земельных участков и (или) распложенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального или краевого значения, обеспечивает представление данных проектов лицам, у которых изымаются земельные участки и ( или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, осуществляет заключение соглашений, представляет интересы Российской федерации и (или) Краснодарского края в судах, представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, соглашение, заключаемое с собственником в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и акт приема-передачи такого имущества. В соответствия с нормами Федерального Закона № 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» текст соглашения в связи с изъятием вышеуказанного земельного участка, с его собственником Савельевой Н.А. должен быть подготовлен Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В исковых требованиях Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края» к Савельевой Н.А. о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута - отказать. Встречные исковые требования Савельевой Н.А. к Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании невозможным использования земельного участка при установлении сервитута в соответствии с его целевым назначением, прекращении действия публичного сервитута, обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014г. заключить соглашение в связи с изъятием земельного участка- удовлетворить. Признать невозможным использование земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в Хостинском районе, г.Сочи, Краснодарского края, <адрес>, с кадастровым номером: №, категория земель: земли поселений, с разрешенным использованием- для индивидуального жилищного строительства и принадлежащего Савельевой Н.А. на праве собственности при установлении сервитута, указанного в соглашении Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края» в соответствии с его целевым назначением: под индивидуальное жилищное строительство. Прекратить действие публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в Хостинском районе, г.Сочи, Краснодарского края, <адрес>, с кадастровым номером: №, категория земель: земли поселений, с разрешенным использованием- для индивидуального жилищного строительства принадлежащего Савельевой Н.А. Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014г. подготовить соглашение с Савельевой Н.А. в связи с изъятием земельного участка, площадью 700 кв.м., расположенного в Хостинском районе, г.Сочи, Краснодарского края, <адрес>, с кадастровым номером: № в собственность Краснодарского края для строительства олимпийского объекта, краевого значения, с определением выкупной цены имущества и другими обязательными требованиями Федерального Закона 310-ФЗ от 01.12.2007г. «Об организации и о проведении XXI олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 г. в г.Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течении 10 дней через суд Хостинского района г.Сочи. Копия верна Председательствующий: подпись И.Г. Клименко Судья Секретарь Решение на момент публикации не вступило в законную силу