К делу №2-1338/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011 года город Сочи Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующий судья Язвенко В.М. с участием пом. Прокурора Хостиского района г. Сочи Бобырева Р.И. при секретаре Рыжковой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Хостинского района г. Сочи, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Камелия-ФК» о признании незаконным бездействия юридического лица, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хостинского района г. Сочи, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ООО «Камея-ФК», в котором просит признать незаконным бездействие ООО «Камелия-ФК», выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, распложенному по адресу: г. Сочи ул. Яна Фабрициуса, д. 3 строение 7, обязать ООО «Камелия-ФК» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем возведении пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в торговое помещение. В обосновании своих требований прокурор указал, что прокуратурой Хостинского района г. Сочи 16.06.2011 года проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Как показала проверка, вход в помещение магазина, расположенного в здании по ул. Яна Фабрициуса, д. 3, строение 7 в г. Сочи, занимаемое ООО «Камелия-ФК» на основании договора аренды от 01.03.2011 года, оборудован лестницей, на которой отсутствуют специальные приспособления либо устройства (пандус, съезд) для беспрепятственного доступа в них инвалидов. Данный факт подтверждается материалами проверки. В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) (в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ). Аналогичные положения закреплены в п. 6.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры города Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 г. № 192. К категории маломобильных граждан в соответствии с п. 1.1 указанного Положения относятся: инвалиды всех категорий и другие граждане, вынужденные в силу устойчивого или временного недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства (трости, костыли, коляски и т.п.), приспособления и собак - проводников; граждане с детьми, использующие детские коляски. Согласно п. 5.1 Положения объекты инфраструктуры города в процессе планирования, строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства должны быть оснащены специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, к числу которых отнесены также пандусы и поручни при входе в здания. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», к объектам социальной инфраструктуры относятся, в том числе, помещения торгового назначения. В соответствии с п.п. 3.1.5., 3.2.5. договора аренды помещения от 01.03.2011 года в обязанности ООО «Камелия-ФК» входит обеспечение своими силами и за свой счет хозяйственного обслуживания помещения, выполнение в установленный срок предписаний контролирующих органов и указания арендодателя о принятии мер по предотвращению и ликвидации ситуаций, возникающих в результате деятельности арендатора. Таким образом существует нарушение законодательства со стороны ООО «Камея ФК». В судебном заседании помощник прокурора Хостинского района г. Сочи просил иск удовлетворить, пояснив суду изложенное, а так же пояснил суду, что ранее у организации ответчика имелся пандус, но потом он был демонтирован. Представитель ответчика Купцов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив суду, что в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» собственник помещения должен устранять указанный прокурор недостатки, кроме этого в п. 3.2.5 договора аренды нежилого помещения заключенного между ООО «Камелия ФК» и Мнацаканян Р.К., ответчик обязан выполнять предписания контролирующего органа и указания арендодателя, однако, как указывает представитель ответчика, никаких указаний или предписаний в их адрес не поступало. Так же представитель ответчика пояснил суду, что установления пандуса невозможно поскольку наклон лестницы слишком велик, а так же имеется согласование с Центральной районной общественной организацией инвалидов города об установки кнопки вызова перед входом магазина «Олимпия», для которого ООО «Камелия ФК» и арендует помещение. При этом в судебном представитель ответчика подтвердил тот факт, что ООО «Камелия ФК» арендует нежилое помещение для организации деятельности магазина «Олимпия». Третье лицо Мнацаканян Р.М. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте судебного разбирательства, в связи с выездом за границу. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что подтверждается довод истца, что наличие указанных нарушений служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 года № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», к объектам социальной инфраструктуры относятся, в том числе, помещения торгового назначения. Согласно п. 1.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры города Сочи к категории маломобильных граждан относятся инвалиды всех категорий и другие граждане, вынужденные в силу устойчивого или временного недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства (трости, костыли, коляски и т.п.), приспособления и собак - проводников; граждане с детьми, использующие детские коляски. Согласно п. 5.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры города Сочи объекты инфраструктуры города в процессе планирования, строительства, реконструкции, ремонта, благоустройства должны быть оснащены специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, к числу которых отнесены также пандусы и поручни при входе в здания. В соответствии с п.п. 3.2.5. договора аренды помещения от 01.03.2011 года в обязанности ООО «Камелия-ФК» входит выполнение в установленный срок предписаний контролирующих органов и указания арендодателя о принятии мер по предотвращению и ликвидации ситуаций, возникающих в результате деятельности арендатора. Из представленной копии договора аренды недвижимого имущества № 001 от 01 марта 2011 года, заключенного между Мнацаканян Р.К. и ООО «Камелия ФК» (л.д.4-9) суд установил, что Мнацаканян Р.К. как арендодатель предоставила в аренду за плату на срок до 01.02.2012 года нежилое помещение, торговая площадь зала которого составляет 49,4 кв.м., подсобное 12,2 кв.м., расположенное по адресу: г.Сочи, ул. Я. Фабрициуса 3 строение 7. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение по адресу г.Сочи, ул. Я. Фабрициуса 3 строение 7 используется ООО «Камея ФК» в качестве торговой точки - магазина. Из представленного объяснения Фадеевой А.Л. от 16.06.2011 года (л.д. 39) суд установил, что вход в магазин расположенный по адресу: г.Сочи, ул. Я. Фабрициуса 3 строение 7 не оборудован пандусом. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик своим бездействием, выразившемся в не установки пандуса, съезда либо иного приспособления, несущего схожую функциональную нагрузку, нарушил требования ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом доводы стороны ответчика о том, что никаких предписаний или указаний со стороны контролирующего органа и арендодателя не получал, суд считает несостоятельными, поскольку стороной ответчика не представлено никаких доказательств в подтверждении своей позиции, а так же организацией ответчика, согласно расписки (л.д. 47) была получено копия искового заявления с приложенными к нему материалами 12 июля 2011 года, при таких обстоятельствах, суд считает что ответчиком указанной датой было получено указание контролирующего органа, которым в данном случае выступает Прокуратура Хостинского района г. Сочи, как орган контролирующий соблюдение законодательства РФ, кроме этого у ответчика было достаточно времени для устранения указанных недостатков или заявления ходатайства о предоставлении времени для их устранения. Довод ответчика о том, что наличие при входи в магазин расположенный по адресу г.Сочи, ул. Я. Фабрициуса 3 строение 7, кнопки для вызова персонала магазина является достаточной, что подтверждается согласованием с председателем Центральной районной общественной организацией инвалидов г. Сочи, суд не может принять во внимание, поскольку если бы такое согласование имело место оно был бы незаконным и нарушающим права определенного круга лиц - инвалидов. Однако из представленного ответчиком согласования, суд установил, что председатель Центральной районной общественной организацией инвалидов г. Сочи Ж. согласовал наличие при входе в данный магазин сигнальной кнопки вызова, при этом согласования о том, что сигнальная кнопка вызова заменяет собой отсутствие пандуса съезда либо иного приспособления, несущего схожую функциональную нагрузку суду не представлено. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, иск подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Прокурора Хостинского района г. Сочи, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Камелия-ФК» о признании незаконным бездействия юридического лица - удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО «Камелия-ФК», выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, распложенному по адресу: г. Сочи ул. Яна Фабрициуса, д. 3 строение 7. Обязать ООО «Камелия-ФК» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем возведении пандуса, съезда и (или) иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в торговое помещение. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, то есть с 25 июля 2011 г. Председательствующий Язвенко В.М. Решение на момент публикации не вступило в законную силу